Д. Розвиток пізнавальної сфери дитини раннього віку

Развитие познавательной деятельности ребенка это не только увеличение объема знаний, но и изменения глубины познаний и способов этого познания.

К началу раннего детства ребенок начинает воспринимать свойства окружающих предметов, улавливать простейшие связи между предметами и использовать эти связи в своих манипуляциях. Это создает предпосылки для дальнейшего развития познавательных процессов, которые происходят в связи с овладением ребенком предметной деятельностью и речью.

Основу познавательных процессов составляют формирующиеся у ребенка новые виды действий восприятия и мыслительных действий.

Развитие познавательных процессов тесно взаимосвязаны друг с другом.

Развитие внимания в раннем детстве:
— расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ними, на которых сосредоточивается ребенок;
— малыш сосредоточен на выполнении несложных инструкций взрослого, на слушании литературных произведений, внимателен к слову, речи;
— под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания;
— внимание малыша слабо концентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем

Развитие речи в раннем возрасте:
— развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов;
— формируется активная речь, которая становится средством общения со взрослыми и сверстниками;
— складывается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи;
— формируется регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования;
— появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники;
— возникает описательная речь;
— ребенок воздействует с помощью речи на себя и на взрослого;
— речь отражает опыт взаимодействия ребенка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания; Сенсорное развитие в раннем возрасте:
- складывается новый тип внешних ориентировочных действий примеривание, а позднее зрительное соотнесение предметов по их признакам;
- возникают представления о свойствах предметов;
- освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности;
- развитие фонематического слуха, необходимого для общения со взрослым, приводит к восприятию всех звуков родного языка Развитие памяти в раннем детстве:
— обогащается содержание представлений;
— возрастает объем и прочность сохранения материала;
— появляется новый процесс памяти — воспроизведение;
— бурное развитие получает словесная память. Развитие воображения в раннем возрасте:
— складываются его предпосылки, представление и отсроченное подражание;
— воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов; — воображение функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними. Развитие мышления в раннем детстве:
— мышление возникает и функционирует в предметной деятельности;
— освоение предметных действий подводит ребенка к самостоятельному становлению некоторых связей между целым и частью или двумя предметами;
— ребенок решает практические задачи с помощью орудийных и соотносящих действий, то есть с помощью наглядно-действенного мышления;
— включение речи в процесс решения малышом мыслитель- ной задачи организует его, придавая целенаправленность;
— у ребенка появляются первые мыслительные операции:
сравнение и обобщение, формируемые при освоении предметных, главным образом орудийных, действий;
— представление о результате и условиях действий говорит о зарождении наглядно-образного мышления у дошкольника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: