Философия жизни

Начиная с XVII в. благодаря Декарту, философам-просветителям и Гегелю господствующим направлением европейской философии становится рационализм. Его главной характеристикой является представление о том, что важнейшим фактором формирования сознания и поведения человека является разум. Философы верили в разум человека и выражали надежду на разумное устройство общества и исторический прогресс. Эти взгляды совпадали с модернизацией как общим направлением развития европейской цивилизации. Однако уже в середине XIX в. наряду с господствовавшим тогда рационализмом появляются и новые светские иррационалистические философские учения (напомним, что в эпоху средневековья иррационализм был важнейшей характеристикой всей религиозной философии).

Иррационализм (по лат. irrationalis — неразумный, бессознательный)-философское направление, согласно которому не разум является главным фактором формирования сознания и поведения человека, а какие-то иные качества человека (вера в религиозной философии, воля к жизни у А.Шопенгауэра, воля к власти у Ф.Ницше, бессознательное у З.Фрейда, интуиция у А.Бергсона, само существование человека у экзистенциалистов). В ХХ в. в отличие от предшествующих веков европейского развития именно иррационализм становится ведущим философским течением, отразив перемены в умонастроении, разочарования в разумности поведения человека и человечества, связанные с социальными катастрофами прошлого века (опытом двух мировых войн и тоталитарных режимов).

Одним из первых иррационалистических учений была философия жизни, представителями которой принято считать А.Шопенгауэра и Ф. Ницше.

Философия Артура Шопенгауэра (1788–1860) очень пессимистична. Шопенгауэр понимает жизнь как непрерывную борьбу между состраданием (любовь) и преобладающими над ними силами эгоизма и злобы. Жизнь, по мнению Шопенгауэра, — это «плесень» на одном из «шаров». Мир неразумен и беспечен, им управляет злая воля, ей мы обязаны своей жизнью, а следовательно своим страданием. Окружающий мир не имеет целостности, он не закономерен, не подконтролен разуму и подчиняется только другим силам, например воле, аффектам. Воля намного сильней разума, ибо многие наши поступки продиктованы не доводами разума, а желаниями и инстинктом. Воля — центральное понятие философии Шопенгауэра, только она способна определять все сущее и влиять на него. Воля — это идеальная сила и высший космический принцип, который лежит в основе мироздания.

В книге «Мир как воля и представление» им выведен логический закон достаточного основания. Согласно этому закону истинная философия должна исходить исключительно из представления, которое является фактом сознания. Философия Шопенгауэра, несмотря на то, что не была признана современниками, оказала свое влияние на развитие неклассической идеалистической философии.

Продолжателем философии Шопенгауэра стал Ф.Ницше (1844–1900), ещё один представитель философии жизни24.

24 См. подробнее: История философии: Учебник / под ред. Ч.С.Кирвеля. 2-е изд., испр. Мн.: Новое знание,2001. С.407.

С его точки зрения жизнь — это единственная реальность, существующая для конкретного человека. Он выступил с философской программой «переоценки ценностей» и с откровенной критикой гуманизма. Цель философии Ницше — помочь человеку приспособиться к жизни и максимально реализовать свои возможности. В основе жизни лежит воля: воля к жизни, воля внутри самого человека, неуправляемая воля (страсть), воля к власти. Толпе Ницше противопоставляет сверхчеловека высшего биотипа. Волюнтаризм Ницше — это гимн к воле, власти, которую сверхчеловек должен максимально развивать. Философия Ницше — предшественница ряда современных западных философских концепций, в основе которых лежат проблемы человека и его жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: