double arrow

Марксизм

Наиболее влиятельным из вышедших из гегельянства философских течений стал марксизм. Основатели этого течения Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895) в начале 1840-х г.г. примыкали к левому, радикальному крылу младогегельянцев. К середине 1840-х г.г. они перешли на материалистические позиции. Они, опираясь на философское творчество Гегеля и Фейербаха, переосмыслили идеалистическую диалектику и антропологический материализм, результатом чего явилось создание принципиально нового философского направления — диалектического материализма. Часть философского учения Маркса и Энгельса, посвященная развитию общества (социальная философия), получила название исторического материализма.

В решении гносеологических вопросов основоположники марксизма исходили из того, что человек познает мир с помощью органов чувств, которые дают ему точные копии реальности в образах. В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но переработанная на основе материалистических принципов. Бытие определяет сознание. Сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя. Материя находится в постоянном движении и развитии, она вечна и бесконечна и периодически принимает новые формы, самой сложной формой развития материи является общество. Развитие природы, общества и самого мышления происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания. Следствием такой картины мира стал атеизм, мировоззрение, согласно которому бога не существует, а причины появления религии связаны с особенностями устройства общества и человеческого мышления (в марксизме подвергаются анализу гносеологические корни существования религии, связанные с ограниченностью познания мира, и социальные корни, обусловленные отчуждением человека в классовом обществе).

К. Марксом и Ф. Энгельсом впервые в истории философии диалектико-материалистическое понимание было распространено на общество. Большое внимание было уделено диалектике производительных сил и производственных отношений, единство которых образует способ производства. Материалистическое понимание истории стало философским новаторством марксизма. Исторический материализм — это распространение материализма на общественную жизнь, социальный мир, историю. Суть своих воззрений Маркс изложил в предисловии к книге «К критике политической экономии» (1859 г.).: «На каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в не зависящие от их воли производственные отношения. Производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, базис для институтов государства и общества, общественных отношений. Государственные и общественные институты и общественные отношения являются надстройкой по отношению к экономическому базису. Базис и надстройка взаимно влияют друг на друга. В зависимости от уровня производительных сил и производственных отношении, типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации (рабовладельческая, феодализм и т. д.). Рост уровня производительных сил приводит к изменению производственных отношений и к смене общественно-экономических формации и общественно-политического строя». (См.:3.3.Диалектика общественного развития).

Общество проходит в своем развитии через ряд ступеней, или общественно-экономических формаций, которые отличаются друг от друга способами производства, т. е. уровнем развития производительных сил, объективно складывающихся на их основе отношений (прежде всего отношений собственности), а также юридической и политической надстройкой и духовной культурой. Эффективность труда, его производительность, определяет преимущество одной формации по отношению к другой. Переход от формации к формации является переходом от внутрикачественных (количественных) изменений к качественным, т. е. означает революцию, скачок в развитии общества.

Уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и ход истории. Человеческая история — естественноисторический процесс; ни одна формация, ни одна ступенька этого развития не уйдет в прошлое, пока на исчерпает себя, но если производственные отношения исчерпаны и тормозят дальнейшее развитие производительных сил, они должны быть в корне изменены, наступает эпоха социальной революции.

На основе материалистического понимания истории марксизмом была разработана теория коммунизма, первой стадией развития которого в XX веке стал рассматриваться социализм как общество, основанное на принципах коллективного труда, общество, в котором наука превращается в непосредственную производительную силу.

К. Маркс и Ф. Энгельс применяли диалектико-материалистическую методологию при исследовании конкретных явлений эпохи, в которой они жили, — таких, как революция и гражданская война во Франции 1848–1851 годов, Парижская коммуна и т. д. Философская основа марксизма содержится в совместных работах Маркса и Энгельса «Святое семейство», «Немецкая идеология», трудах Энгельса «Диалектика природы», «Анти-Дюринг», «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и др. Основным произведением Маркса и марксизма вообще является трехтомный труд «Капитал».

Характерные черты марксизма:

· Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом.

· Развитие природы понимается как саморазвитие, как диалектический процесс перехода от низших форм движение материи к высшим.

· Исторический процесс истолковывается с материалистических позиций как естественный и закономерный (естественно-исторический).

· Особая роль отводится материально-практической деятельности человека.

· Диалектико-материалистическая позиция выражает интересы с пролетариата, совпадающие с потребностями общественного развития.

Сам Маркс говорил, что марксизму принадлежат два общественно-научных открытия: материалистическое понимание истории и теория прибавочной стоимости.

В 1848 г. Маркс и Энгельс написали программный документ коммунистического движения «Манифест коммунистической партии». Философию Маркс и Энгельс рассматривали как «руководство к действию», имея в виду революционное преобразование общества. Революция должна была ознаменовать начало новой истории, которая не будет знать классовых антагонизмов. Марксизм стал не только философским течением, но и идеологией, он носит ярко выраженный классовый характер.

Философия марксизма на всем историческом отрезке существования СССР провозглашалась идеологией государства, рассматриваясь в качестве инструмента построения социализма, способного в будущем трансформироваться в коммунистическое общество.

Однако многое в той программе социального переустройства, которая предлагалась марксизмом, оказалось утопичным, возникли расхождения между коммунистическими идеалами и реальной практикой тех обществ, где к власти приходили марксисты. Сам К.Маркс считал, что революции сначала должны совершиться в европейских странах. Строительство же социализма в таких странах, как Россия и Китай на практике сопровождалось тоталитарными тенденциями.

В Европе более широкую поддержку получили не коммунистические, а социалистические партии, которые не стремились к установлению диктатуры пролетариата, а во многом способствовали появлению «социального государства», т.е. государства, которое берет на себя ответственность за социальные проблемы всего населения (решает задачи борьбы с бедностью, развития здравоохранения и образования).

Философские, экономические, политические взгляды К.Маркса и Ф.Энгельса до сих пор оказывают колоссальное влияние на общество. В 1999 году в Великобритании был проведен массовый опрос, в ходе которого выяснились крупнейшие мыслители уходящего тысячелетия, оказавшие наибольшее влияние на судьбы мира. Первым, опередив А. Эйнштейна и И. Ньютона, оказался Карл Маркс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: