Рынок рекламы – это развитая индустрия, в которой осуществляют свою деятельность участники рекламного процесса:
• Рекламодатели
• Рекламопроизводители
• Рекламораспространители
• Рекламопотребители
Сущность рынка рекламы:
1. Рекламный рынок – рынок услуг. (+товарный рынок)
2. Рекламная деятельность кастомизированная (под заказ рекламодателя)
3. Сегмент потребителей рекламы шире, чем целевой сегмент потребителей товара рекламодателя
4. Рекламодатель определяет вид рекламной услуги, а не потребитель
5. Посредничество в рекламной деятельности содействует эффективности процесса рекламодвижения
6. Развитие рекламного рынка может не только стимулировать, но и уменьшать конкуренцию между рекламопроизводителями
7. Субъекты рекламного процесса влияют на функционирование рынка через сознательный и стихийный механизмы.
Понятие “реклама” происходит от латинского слова “ reklamare ” – “громко кричать” или “извещать”.
Advertisement – объявление, реклама.
Рекламодатели используют рекламу в целях привлечения внимания потенциальных потребителей к объекту рекламирования, при этом стремятся выбрать эффективные приёмы и методы, технологии продвижения товаров и услуг.
Используется понятие реклама как правило, в двух основных значениях, как специфический вид информации, или как форма коммуникации.
Реклама представляет собой одну из форм коммуникации между участниками рекламного процесса, в результате которой формируются ценностные ориентиры, позиционируются новые идеи, товары, услуги с целью мотивации осознанного выбора, активно-инициативных действий со стороны личности и разных социальных групп населения.
Характеристика понятия «реклама». Реклама является:
1. отражением нашей действительности;
2. формирует общественное мнение;
3. стала престижной, высокооплачиваемой сферой деятельности;
4. рассматривается как мощный финансовый инвестор;
5.обладает естественной притягательной силой.
3 задачи рекламы (Головлёва Е.Л.):
- аттрактивная (привлечение внимания);
-доверительно-имиджевая (вызывать положительное отношение);
- аргументационно-гарантийная
Рекламная деятельность – концепция рыночного управления рекламным бизнесом.
Рекламная деятельность – процесс рекламной коммуникации между субъектами рекламного рынка, ориентированный на достижение целей рекламодателей и удовлетворение запросов потребителей.
Рекламная деятельность – комплекс мероприятий, направленных на разработку и реализацию рекламных проектов, с целью позиционирования рекламных товаров и услуг.
Организационная структура регулирования рекламной деятельности:
• Парламент РБ – Президент РБ – Правительство РБ
• Министерство торговли Республики Беларусь
• Облисполкомы (управления торговли и услуг) Мингорисполком (управление предпринимательства)
• Министерства и ведомства, регулирующие рекламу в сферах своей деятельности
• Управление защиты прав потребителей и контроля за рекламой
• Межгосударственный совет по антимонопольной политике (координационный совет по рекламе)
• Органы саморегулирования (АРО)
Фестивали, конкурсы, премии в области рекламы: Каннские Львы, Эпика, Московский Международный фестиваль рекламы и маркетинга Rad Apple, Международный фестиваль рекламы Clio, Национальный фестиваль русскоязычной рекламы «Идея» (Новосибирск-Москва), Международный фестиваль маркетинга и рекламы «Белый квадрат», Международный фестиваль Golden Hammer (Латвия).
3. Реклама как предмет междисциплинарного анализа:
История: К.Л. Бове, А. Дейан, Ч. Сендидж, В. Шёнерт, И.А. Гольман, В.Л. Музыкант, И.Я. Рожков, Е.В. Ромат, В.В. Учёнова и Н.В. Старых.
Философия: Д.С. Кочергина (социальная реклама как средство гуманизации общества), А.Е. Трушина (образ вещи в структуре повседневного быта), Е.С. Шабай (реклама как вид массово-коммуникативной деятельности).
Эстетика, культурология: Н.В. Баранова, Н. Васильева, О.Я. Гойхман, Ж-М. Дрю, А.В. Костина, А. Кромптон, Д. Огилви, Е.В. Сальникова, Р. Сапенько.
Филология: В.А. Евстафьев: “СМИ в системе рекламных коммуникаций”.
Социология: Дж.Дж. Дэвис, Н.Ю. Рязанова, Г.Ш. Талипова, Л.Н. Федотова.
Маркетинг: Ф. Котлер, Р. Крэндэлл, В.В. Усов, Д. Ядин. Ф. Колбер, В.Е. Новаторов, Е.Л. Шекова.
Психология: В.Т. Ганжин, В.Г. Зазыкин, А.С. Кармин, Т.И. Краско, А.Н. Лебедев-Любимов, В. Ценев, Л. Школьник.
Особо ценным, с точки зрения педагогического анализа рекламной деятельности, являются результаты исследования Н.Г. Чаган (“Социокультурные основания рекламы: теоретический и технологический аспекты”)
Классификация рекламы:
• Личные контакты
• Аудиовизуальная
• Наружная
• На транспорте
• Пресса
• Директ мэйл
• Компьютерные
• Печатные
Функции рекламы:
• Информационная
• Коммуникативная
• Стимулирующая
• Аксиологическая
• Управленческая
• Экономическая
• Нормативно-регулятивная
•
4. Нормативно-правовое обеспечение рекламной деятельности:
• Международный кодекс рекламной практики (Париж 1966 г.)
• Закон республики Беларусь «О рекламе» (10 мая 2007 г.)
• Закон о СМИ
• Закон о защите прав потребителей
Ненадлежащая реклама – не соответствующая требованиям законодательства РБ.
Тенденции и перспективы развития рекламного рынка:
1. Рост числа рекламодателей и рекламного бюджета;
2. Расширение специализаций рекламного рынка;
3. Ориентация на интересы целевой аудитории;
4. Повышение конкуренции между рекламопроизводителями;
5. Развитие сегмента BTL рекламы;
6. Активное развитие медиаканалов;
7. Совершенствование привлекательности рекламоносителей;
8. Увеличение объёмов креативной рекламы;
9. Самопродвижение рекламных СМИ;
10. Изменение рейтингов лидеров рекламируемых товаров;
11. Перераспределение медиабюджетов на размещение в СМИ.