Экономические отношения внутри предприятия

Внутризаводские экономические отношения позволяют мобилизовать внутренние резервы и ресурсы предприятия для достижения максимального результата, что особенно важно в сложный период становления и развития рыночных отношений в экономике страны.

Подразделениям предприятия должна, предоставлена имущественная, организационная, экономическая и финансовая самостоятельность. Внутрипроизводственные подразделения не всегда могут отступать от номенклатурного плана, от утвержденных для них норм, нормативов, лимитов и ставок. Абсолютно самостоятельно они могут решать лишь внутрицеховые вопросы оперативного управления, планирования, регулирования производством.

Для организации внутризаводских экономических отношений внутризаводских экономических отношений на предприятии должны быть созданы соответствующие условия:

-относительная имущественная самостоятельность производственных подразделений предприятия обеспечивается путем закрепления за ними части производственных фондов, которая может быть сдана подразделению в аренду.

- относительная экономическая самостоятельность производственных подразделений может быть обеспечена путем сокращения числа планируемых показателей и использования в производственных подразделениях некоторых элементов рыночной экономики. На предприятии вводится механизм формирования внутризаводских планово-расчетных цен за продукцию, работы и услуги для осуществления взаиморасчетов между подразделениями предприятия.

-относительная финансовая самостоятельность подразделений осуществляется путем организации системы финансовых расчетов на внутризаводском уровне. Для этого в рамках системы внутризаводских экономических отношений образуется внутризаводской хозрасчетный банк. Все расчеты между предприятием и его подразделениями и между самими подразделениями за ресурсы, продукцию, работы и услуги производятся чеками этого банка. Источниками финансовых расчетов для подразделения является чистая прибыль, собственные оборотные средства, внутризаводской кредит, частичное общезаводское финансирование и др.

- создание внутризаводской рыночной инфраструктуры, т.е. формирование различных субъектов экономических отношений внутри предприятия (управление имуществом предприятия во главе с отделом главного механика, куда входят соответствующие службы, ремонтно-механические цехи, цеховые ремонтные участки, склады запасных частей)

В функции этого управления входят планирование и учет движения основных производственных фондов, их оценка и переоценка, функции бухгалтерии и инвентаризации, управление техническим развитием во главе с техническим директором, управление МТС и сбытом во главе с коммерческим директором, управление производством во главе с производственными директором, социальное и кадровое управление. Такое организационное оформление позволяет не только создать объекты внутризаводских экономических отношений, но и проводить единую техническую, экономическую и кадровую политику по всем функциям управления.

Важное условие создания экономических отношений является организация внутризаводских договорных отношений между предприятием и его подразделениями. Система этих отношений предусматривает заключение внутризаводских договоров на аренду, поставку сырья и материалов, поставку продукции. В таких договорах указывается объем и номенклатура поставок продукции и материальных ресурсов, сроки поставок, нормы расхода, нормативы, лимиты, перечень претензий и размер санкций. Организация внутризаводских договорных отношений предусматривает не только заключение различных договоров, но и выполнение договорных обязательств и финансовых взаиморасчетов, рассмотрение экономических претензий по невыполнению договорных обязательств, возмещение нанесенного экономического ущерба и материальных потерь.

Одним из элементов рыночных отношений в структурных подразделениях предприятия является распределение части прибыли от реализации между его подразделениями и формирование валовой прибыли. Распределение заводской прибыли происходит между производственными подразделениями, которые осуществляют производственно-хозяйственную деятельность на принципах самоокупаемости и частично самофинансирования.

Распределение прибыли предприятия осуществляется с помощью нормативов, которые устанавливают экономические границы, распределения дохода между гос. бюджетом, предприятием и его трудовым коллективом.

Распределение части прибыли предприятия от реализации между его производственными подразделениями происходит пропорционально добавленным издержкам производства с помощью коэффициента распределения.

Qрп =ΔПр/ΣИд

гдеΔПр – часть прибыли предприятия от реализации, которая подлежит распределению между его производственными подразделениями.

ΣИд – суммированные добавленные издержки производства в полной с/с реализуемой предприятие продукции.

Коэффициент Qрп доводится до подразделений в виде нормы рентабельности одинаковой для всех цехов и служб, что обеспечивает равную стартовую базу и сбалансированность финансовых ресурсов на уровне предприятия.

- Добавленные издержки производства – это все текущие затраты производства в подразделении, для которых устанавливается расчетная цена на изделие, за исключением стоимости покупных материалов и ресурсов и стоимости ПФ, поступивших по внутризаводским кооперирующим поставкам от др. подразделений предприятия.

Внутризаводские планово-расчетные цены – один из основных инструментов организации внутризаводских экономических отношений. Эти цены функционируют на внутризаводском уровне.

Прибыль предприятия:

А. Часть прибыли, распределяемая между подразделениями.

1) Валовая прибыль i-го производственного подразделения

2) арендная плата

3)уплата % в кредит

4) чистая прибыль i-го производственного подразделения

Б. Чистая прибыль i-го производственного подразделения

1) фонд накопления

2) фонд потребления

3)резервный фонд

В. Использование прибыли на уровне предприятия

1) расчеты с бюджетом

2)возврат кредитов

3)уплата % за кредит

4)фонд накопления

5)фонд потребления

6)резервный фонд

По такой схеме формируется и распределяется прибыль производственного подразделения предприятия.

Необходимость функционирования в таких условиях заставляет подразделения мобилизировать внутренние резервы, и изыскивать дополнительные внутренние ресурсы.

Улучшения результатов работы предприятия.

В условиях развития рыночных отношений принцип экономической заинтересованности оказывает косвенное влияние на критерии оценки через другие принципы, в частности через принцип самофинансирования и самоокупаемости.

Экономическая ответственность оценивается посредствам критерия профилактической направленности санкций, которой может быть измерен с помощью коэффициента потерь валовой прибыли подразделений от санкций по претензии других подразделений и предприятия.

Эти основные показатели эффективности организации внутризаводских отношений заключается в том, что они позволяют не только оценить эффективность внутризаводских экон. отношений в целом, но и определить основные направления совершенствования этих отношений.

13.10. Содержание и оценка бизнес – плана.

Бизнес – план – это подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий цели предприятия, пути достижения поставленных целей и их последствия для предприятия.

Бизнес – план разрабатывается на длительный период.

Структура Б-П

Идея (товар, услуга)—Отрасль

Идея (товар, услуга)
Отрасль
Маркетинг Пр-во Менед-жмент Фин. план
Рынок и конкуренция Стратегия маркетинга
  Резюме
         

Б-П включает не весь комплекс целей предприятия, а только одну из них, которая связана с содержанием или развитием определенного бизнеса

Б-П имеет четко очерченные временные рамки

В Б-П значение имеют функциональные составляющие (план производства, маркетинга, фин.план), которые являются полноправными, равновесными частями структуры Б-П.

Конкретный путь составления плана зависит от поставленных целей, периода планирования, личности руководителя, компетентности работников, их опыта, знаний.

Необходимо заранее представлять, для каких целей подготавливается бизнес-план, средства каких кредиторов или инвесторов предполагается привлечь.

Анализ сотен Б-П позволил авторам выделить наиболее типичные ошибки и погрешности в составлении Б-П.

Типичные ошибки в Б-П является:

1) Часто в Б-П отсутствует обоснование возможного объема продаж

2) Слабое знание рынка, возможных потребителей, их желаний и предпочтений.

3) Не проработанность вопросов сбыта продукции, хотя в настоящее время это является основной проблемой практически всех предприятий

4) Некорректность финансовых расчетов, которые проявляются в необоснованности предложений, упущении важных статей затрат

5) В случае привлечения заемных средств не прорабатывается схема их возврата

6) Не рассматриваются риски, трудности и проблемы, которые могут встретиться при его реализации.

Б-П отражает лицо предприятия, поэтому он должен быть ясным, аккуратным, четким и понятным.

Распространение в хозяйственной деятельности Б-П объясняется гибким сочетанием в нем производственного и рыночного, финансового и технического, внутреннего и внешнего аспектов деятельности предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: