рассмотрении Президиумом Верховного Суда РФ надзорных жалобы или представления по уголовному делу, по которому в качестве меры наказания назначена смертная казнь, надзорные жалоба или представление об отмене смертной казни и о замене ее более мягким наказанием считаются удовлетворенными, если за оставление смертной казни проголосуют менее двух третей членов Президиума Верховного Суда РФ, присутствующих на заседании.
В связи с применением положений ст. 407 УПК возникли вопросы о том, вправе ли участвовать в заседании суда надзорной инстанции судья либо председатель суда, вынесшие постановление о возбуждении надзорного производства по данному уголовному делу? Полагаю, что к участию указанных лиц в заседании суда надзорной инстанции препятствия нет, так как ранее они не принимали решения по существу рассматриваемого дела.
В соответствии с ч. 5 ст. 407 УПК участвующему в судебном заседании прокурору предоставляется слово для поддержания внесенного им надзорного представления или дачи заключения по надзорной жалобе. По нашему мнению, указание на то, что прокурор дает заключение по надзорной жалобе, следовало бы исключить из ст. 407 УПК, так как оно противоречит конституционному принципу равенства сторон в судопроизводстве.
|
|
По сложившейся в Президиуме Верховного Суда РФ практике по результатам изучения надзорных жалобы или представления, уголовного дела и постановления о возбуждении надзорного производства судья-докладчик предварительно готовит проект постановления, который заблаговременно передается членам Президиума для ознакомления, что способствует всестороннему обсуждению возникших по делу вопросов непосредственно на заседании суда надзорной инстанции.
В результате рассмотрения уголовного дела по жалобе или представлению суд надзорной инстанции вправе вынести, в частности, постановление (определение) об отмене судебных решений и передаче уголовного дела на новое рассмотрение в суд первой или второй инстанции.
Основания к принятию такого решения предусмотрены ст. 379 УПК. К ним относятся: несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой или апелляционной инстанции; нарушение уголовно-процессуального закона.
Применительно к этим основаниям отмены судебных решений правомерен вопрос о том, вправе ли суд при определенных условиях отменить вступивший в законную силу приговор, если в надзорной жалобе осужденного либо его защитника ставится вопрос лишь о смягчении наказания, притом что этот приговор был вынесен незаконным составом суда, или с нарушением тайны совещания судей, либо без подписи судьи либо судей, если это судебное решение постановлено судом коллегиально?
|
|
Ответ на данный вопрос содержится в ч. 2 ст. 381 УПК, в соответствии с которой приведенные обстоятельства являются основаниями к отмене судебного решения в любом случае, т.е. и тогда, когда на них не указывается в надзорных жалобе или представлении.
Однако следует иметь в виду, что при повторном рассмотрении данного дела суд после устранения упомянутых процессуальных нарушений не вправе постановить приговор, ухудшающий положение осужденного в сравнении с первоначальным приговором.
Согласно чч. 1 и 2 ст. 410 УПК при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора суд не связан доводами надзорных жалобы или представления и вправе проверить все производство по уголовному делу в полном объеме и в отношении всех осужденных по нему лиц. Из этого положения следует, что если суд надзорной инстанции, рассмотрев так называемое групповое уголовное дело, вынес постановление (определение) в отношении одного или нескольких осужденных, то позднее он вправе рассмотреть то же уголовное дело по надзорным жалобе или представлению, но в отношении других осужденных.
В случае отмены вступивших в законную силу судебных решений и передачи уголовного дела на новое рассмотрение в суд первой или второй инстанции для них указания суда надзорной инстанции обязательны. Невыполнение этих указаний является основанием для повторной отмены названных решений по надзорной жалобе или надзорному представлению.
Данные надзорной практики свидетельствуют о том, что суды надзорной инстанции нередко отступают от требований, изложенных в ч. 7 ст. 410 УПК, которые запрещают предрешать выводы нижестоящих судов при повторном рассмотрении данного уголовного дела. На это обстоятельство обращалось внимание судов в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ, а также в публикациях по конкретным уголовным делам в Бюллетене Верховного Суда РФ. К сожалению, указанные нарушения продолжают допускаться, что свидетельствует о недостаточном уяснении некоторыми судьями названных требований закона.
Поскольку внесение повторных надзорных жалоб и представлений в суд надзорной инстанции, ранее оставивший их без удовлетворения, не допускается (ч. 1 ст. 412 УПК), за сторонами остается право на подачу этих процессуальных документов в вышестоящий суд надзорной инстанции. Следовательно, право стороны на обращение в Европейский Суд по правам человека может возникнуть только после исчерпания ею всех предусмотренных уголовно-процессуальным законом возможностей к пересмотру вступивших в законную силу судебных решений, иными словами — после отказа Председателя Верховного Суда РФ отменить решение судьи Верховного Суда РФ об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления.
После отмены вступившего в законную силу судебного решения производство по уголовному делу во всех судебных инстанциях осуществляется на общих основаниях без каких-либо изъятий. Исключение составляет то, что при повторном рассмотрении уголовного дела по тому же обвинению недопустимо применять уголовный закон о более тяжком преступлении, назначать более строгое наказание либо принимать иные решения, влекущие за собой ухудшение положения осужденного. В случае нарушения этого правила приговор подлежит изменению в кассационном или надзорном порядке.
РЮ № 3/2003