Вопросы, возникающие при особом порядке судебного разбирательства
©2003г. А. ХАЛИКОВ, старший помощник прокурора Республики Башкортостан
Новый институт российского уголовного судопроизводства — особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением — вызвал в целом положительную реакцию со стороны практических работников суда и прокуратуры. Учитывая качество предварительного следствия и соответствующий прокурорский надзор, в суд поступает немало дел, которые несложны по своей фабуле и доказанности вины обвиняемого. И, конечно, проводить полное судебное разбирательство по таким делам со всеми процессуальными атрибутами не имеет никакого смысла.
Определенным образом особый порядок судебного разбирательства стимулирует и поведение самого обвиняемого, когда назначаемое ему наказание не может быть больше двух третей от максимального размера. В этом случае также следует учитывать и полное признание обвиняемым своей вины в совершенном преступлении, возмещение ущерба потерпевшему, который только в этом случае может дать согласие на особый порядок проведения суда и другие смягчающие моменты, влияющие на поведение виновного лица. Тем самым государство показывает важность фактора стимулирования как ответной реакции на осознание лицом своей вины в совершении преступления и его стремления уменьшить размер своего наказания.
|
|
Общий положительный эффект упрощенного порядка судебного разбирательства может достигаться при наличии четкой регламентации применения новых норм в практике уголовного судопроизводства. Однако сама глава 40 раздела X УПК РФ и включенные в нее статьи содержат, на мой взгляд, ряд противоречий уже в самих терминах (понятиях), а отсюда и в их содержании. Так, раздел X носит название "Особый порядок судебного разбирательства", а глава 40 называется "Особый порядок принятия судебного решения...". Как видим, имеются два понятия. Между "судебным разбирательством" и "принятием судебного решения" существенная разница. "Разбирательство" означает подробное рассмотрение, разбор, а "решение" значит то, что принято в результате обсуждения, постановление. То есть не совсем ясно, что в данном случае необходимо делать суду: проводить разбирательство или сразу выносить решение при особом порядке судебного процесса? В ч. 1 ст. 316 УПК говорится о необходимости проведения судебного заседания, но без проведения судебного разбирательства. По всей видимости, это значит, что само судебное заседание следует проводить, но без разбирательства, т.е. в особом порядке, как гласит название раздела X.
|
|
Любой процесс, а тем более судебное заседание, пусть даже проводимое в особом порядке, требует вполне определенного правового регулирования, которое должно быть связано со всеми нормами УПК.
Слово "порядок" означает: правильное, отлаженное, организованное состояние чего-либо, какого-то явления. И особый порядок судебного разбирательства ассоциируется у нас именно с определенными правилами проведения судебного разбирательства, когда сами эти правила устанавливают качественно новый характер ведения судебного процесса.
Однако содержание главы 40 УПК, к сожалению, вызывает ряд вопросов именно по порядку судебного разбирательства, когда, прошу прощения за тавтологию, в порядке отсутствует сам порядок. Видимо, законодатель решил упростить как само судебное производство, так и нормы, его регулирующие. О порядке проведения подобного судебного разбирательства сказано только одним предложением в ст. 316 УПК, а именно: "Судебное заседание... проводится с обязательным участием подсудимого и его защитника в соответствии с требованиями главы 35 настоящего Кодекса с изъятиями, предусмотренными настоящей главой". При этом ст. 316 называется "Порядок постановления приговора", а специальной статьи о порядке судебного заседания попросту нет. И если учесть, что в главе 35 указываются общие условия судебного разбирательства, а в главе 40 больше ни слова нет о правилах проведения суда при особом порядке судебного разбирательства, то остается только догадываться, как же вести судебное заседание?
Совершенно обойден вопрос об обязательном участии в суде государственного обвинителя, предусмотренный ст. 246 УПК. Или суд в нарушение ст. 15 УПК вновь возьмет на себя функции органа уголовного преследования при отсутствии в суде прокурора?
Вопросы эти не такие праздные, как могут кому-то показаться. Во-первых, речь идет об очень большом объеме уголовных дел, где возможно назначение наказания, не превышающего пяти лет лишения свободы. И если учесть, что кражи, предусмотренные ч. 2 ст. 158 УК РФ, ныне также отнесены к преступлениям средней тяжести, то смело можно говорить о немалом количестве уголовных дел, которые при определенных процессуальных условиях будут рассматриваться при особом порядке судебного разбирательства.
Во-вторых, установленный законом порядок судебного разбирательства должен быть единообразным во всех судах России. Оставление порядка проведения суда на усмотрение самих судей может привести к самой различной судебной практике. И в этом случае нарушение законности при судебном разбирательстве приведет к недопустимости тех или иных доказательств. С учетом требований закона общий порядок прохождения уголовного дела в суде должен быть четко, строго и единообразно отрегулирован, чтобы ни у сторон, ни у самого суда не возникало вопросов о форме уголовного процесса и его содержании. И тем самым не было оснований для отмены приговора только по формальным основаниям, связанным с порядком проведения судебного заседания.