Принцип обратной связи или управления по отклонению

Этот принцип иллюстрируется рис. 5.3., на котором показано,


x(t) u(t)

 
 
Блок ОС


Рис. 5.3.

что получаемые значения корректируются на основе измерения отклонений от требуемого результата .

Понятие обратной связи, обычно иллюстрируемое на примерах технических и электронных устройств, не всегда легко интерпретируется в системах организационного управления.

При использовании этого понятия часто ограничиваются только фиксацией рассогласования между требуемым и фактическим значением регулируемого параметра, а необходимо учитывать и реализовать все элементы, не забывая замкнуть контур обратной связи (ОС), вырабатывая в блоке ОС соответствующие управляющие воздействия, которые скорректируют закон управления x(t).

Обратная связь может быть:

Отрицательной – противодействующей тенденциям изменения выходного параметра, т. е. направленной на сохранение, стабилизацию требуемого значения параметра (например, стабилизацию выходного напряжения, или в системах организационного управления – количества выпускаемой продукции и т. п.);

Положительной – сохраняющей тенденции происходящих в системе изменений того или иного выходного параметра (что используется, например, при разработке генераторов разного рода, при моделировании развивающихся систем).

Примером строя, основанного на стабилизирующей (отрицательной) ОС в управлении, является классический капитализм: обратная связь обеспечивается регулированием рынка рабочей силы, т. е. увольнением рабочих при перепроизводстве товаров, или, напротив, дополнительным приемом на работу при необходимости увеличить производство товаров. Поскольку реализация такого принципа связана с безработицей и социальными проблемами, при развитии капиталистического строя используются два принципа одновременно: ОС дополняется принципом компенсации в форме социальных программ (пособия по безработице и т. п.), уменьшающих возможность кризисов. Такое совмещение принципов можно иллюстрировать рис. 5.4.

x(t) u(t)

Рис. 5.4.

По принципу ОС функционируют основные регуляторы организма человека (например, при прикосновении к горячему утюгу человек автоматически отдергивает руку и т. д.). Такой эффект подобен работе термостата (регулятора температуры). Но регуляторы человека только в раннем детстве работают по принципу термостата. В последующем, «обжегшись» или «оступившись» несколько раз, ребенок приобретает рефлекс, оберегающий его от боли, и регуляторы человека начинают работать по принципу, называемому геомостатом, упрощенной моделью которого может быть сочетание принципов управления, приведенное на рис. 5.4.

Рассмотренные фундаментальные принципы в той или иной форме используются в различных областях управления – от управления техническими системами (применительно к таким системам в английском языке используются термины control, rule, pilot и т. п.) до управления коллективами людей (здесь обобщающий широкий термин «управление» стал заменяться повсеместно термином «менеджмент» (от английского «manage»).

Способы реализации этих принципов наиболее исследованы для управления в технических системах, не включающих социальные и экономические аспекты. А для социально-экономических систем эти принципы в большей мере используются как объяснительные, поскольку практически невозможно в управлении государством исследовать и учесть все многообразные «механизмы» регулирования – экономические, финансовые, социальные и т. д.

Поэтому в науках об управлении социальными коллективами и сообществами выделяют сферы управления (государством, предприятием, научным или учебным коллективом и т. п.) и для этих сфер разрабатывают более конкретные принципы управления, формы и методы их реализации.

В то же время есть в управлении социально-экономическими системами некоторые общие принципы и способы управления, которые имеет смысл кратко рассмотреть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: