Гигиеническое обучение и воспитание детей 6-7 лет

(подготовительная группа).

Дети старше 6 лет активны, достаточно дисциплинированны, демонстрируют признаки волевых качеств. Несколько возрастает их способность к концентрации внимания, продолжительности активного внимания на занятии. Таким детям свойственна забота о младших, стремление обучать их, проявлять по отношению к ним покровительство. Поскольку задачами педагогического обучения детей 6 лет являются развитие у них способности к монологу, увеличение разнообразия речи и развития ее темпа, совершенствования структуры предложения, полезно поручать им объяснения правил гигиены полости рта младшим детям с соответствующей помощью воспитателя.

Практические навыки в основном формируются на основе полученных знаний.

С учетом уже имеющейся у детей ориентировки в пространстве необходимо закреплять у них умение различать зубы левой и правой стороны, верхние и нижние, переднюю и заднюю поверхность, формировать и закреплять понятие о том, что остатки пищи остаются между зубами, откуда их следует удалять движениями щетки сверху вниз или снизу вверх.

Используя умение ориентироваться во времени, надо учить детей последовательности чистки зубов. Примерным текстом может быть следующий: «Перед тем, как начать чистить зубы, нужно тщательно вымыть руки и прополоскать рот водой, потом взять зубную щетку и сполоснуть ее. После этого нанести на щетку пасту и чистить зубы. После чистки зубов щетку нужно тщательно вымыть, потом намылить и поставить в стакан головкой вверх. После этого умыть лицо и руки и вытереть их полотенцем».

Детей этой, подготовительной к школе, группы обучают заключительному, V этапу чистки зубов «подметающими» движениями, а также методам механотренировки зубов и челюстей.

Примерная схема гигиенического обучения детей в дошкольных учреждениях:

ГОиВ детей в дошкольных учреждениях
I. Первая младшая группа (2-3 года) 1. Надо много грызть («как зайка») - морковь, яблоки, капусту 1. Есть жесткую пищу
2. Зубы портятся от сладостей 2. Не отказываться от несладкой пищи
3. Зарядка полезна для здоровья 3. Съедать всю порцию
4. Нельзя сосать соску, пальцы и игрушки 4. Не сосать соску, пальцы и игрушки
5. После еды и сладкого надо полоскать рот водой 5. Удерживать воду во рту не глотая, а затем полоскать рот водой после еды и сладкого

Продолжение табл. 7

Контингент Формируемые представления Вырабатываемые навыки
II. Вторая младшая группа (3-4 года) 1. Надо чистить зубы щеткой каждый вечер перед сном и утром после завтрака (полдника) 1. Ежедневно чистить зубы
2. «У каждого человека своя щетка: у больших - большая, у маленьких - маленькая» 2. Иметь свою щетку и стакан для нее
3. Перед чисткой зубов надо мыть руки и щетку 3. Перед чисткой зубов мыть руки и щетку
4а. На первом осеннем занятии [1],[2] «Начинаем чистить зубы, закрываем рот, ставим щетку на «грудку» верхних дальних зубов слева («щетка спрыгивает у двух зубов 5 раз»), затем более ближних, передних н дальних справа, затем чистим «грудку» нижних дальних зубов слева («щетка подпрыгивает у двух зубов 5 раз»), потом - более ближних, передних и дальних справа» 4а. Чистить переднюю поверхность зубов вертикальными движениями (I этап)
4б. На втором весеннем занятии 1: «Отрываем рот, чистим «спинку» верхних дальних зубов слева («щетка спрыгивает у двух зубов 5 раз»)». И дальше в том же порядке 4б. Чистить заднюю поверхность зубов вертикальными движениями (II этап)
5. Надо хранить зубную щетку намыленной в своем стакане головкой вверх 5. После чистки зубов спо­ласкивать рот, мыть лицо и руки, щетку намыливать и ставить в стакан головкой кверху
III. Средняя группа (4 - 5 лет) 1. Жевать надо неторопливо, с закрытым ртом, не запивая 1. Тщательно и энергично разжевывать пищу, не дер­жать за щекой
2. Вредно грызть ногти, игрушки, облизывать и закусывать губы, сосать язык 2. Не грызть ногти, игрушки, не облизывать и не закусывать губы, не сосать язык
3. В каждую пору года надо иметь новую зубную щетку («весеннюю», «летнюю», «осеннюю», «зимнюю») 3. Менять зубную щетку 4 раза в течение года

Продолжение табл. 7

Контингент Формируемые представления Вырабатываемые навыки
  4. В зубах надо чистить не только «грудку» и «спинку», но и те стороны, на которых жуем. Открываем рот, ставим щетку на жевательную сторону верхних дальних зубов слева и щетка «бегает» по всем зубам от дальних слева до дальних справа и назад 5 раз в одну сторону, 5 раз - в другую. Затем просим щетку «побегать» по всем нижним зубам от дальних слева до дальних справа и назад по 5 раз 4. Чистить жевательную поверхность зубов продольно (III этап)
5. Чистить зубы лучше пастой, которая «прогоняет» микробов. «Микробы - это маленькие жучки, которые портят зубы» 5. Использовать пасту при чистке зубов
IV. Старшая группа (5-6 лет) 1 Овощи, фрукты, молочные продукты - самые полезные, в них много витаминов, которые укрепляют здоровье детей и их зубов 1. Не отказываться от растительно-молочной пищи
2. Важно все делать по порядку 2. Соблюдать режим дня
3. Вредно ходить, стоять, сидеть сутулясь, сгорбившись, спать на очень низкой и высокой подушке, на мягком и прогибающемся матраце - «от этого искривляются челюсти» 3. Правильно ходить, сидеть, стоять, спать. Бороться с вредными привычками у себя и у других детей
4. Больные зубы надо лечить у врача-стоматолога. Его труд - важный и тяжелый, вести себя в кабинете врача нужно тихо, вежливо 4. Усвоить необходимость лечения больных зубов, правила поведения в кабинете врача и обучать им младших детей
5. «Жевательную сторону зубов надо чистить не только по зубному ряду, но и спереди назад: открываем рот и ставим щетку на дальние верхние зубы слева, двигая щетку вперед и назад 5 раз у нескольких зубов и передвигаем ее к дальним верхним зубам справа; так же делать на нижних зубах» 5. Чистить жевательную поверхность зубов поперечно (IV этап)
V. Подготови-тельная к школе группа (6-7 лет) 1. Надо знать 10 правил приема пищи 1. Усвоить правила приема пищи и объяснять их младшим детям
2. Надо знать 10 правил чистки зубов 2. Усвоить правила чистки зубов и объяснять их младшим детям

Продолжение табл. 7

Контингент Формируемые представления Вырабатываемые навыки
  3. «После чистки жевательной стороны зубов нужно щеткой «подмести» все, что счищено». Для этого щетка начинает «подметать» от десны к зубам сначала вверху, потом внизу, от левых дальних зубов к правым дальним зубам» 2 3. Чистить зубы круговыми «подметающими» движениями (IV этап)
4. «Надо «закалять» зубы и челюсти, поочередно по много раз сжимая зубы слабо и крепко, захлопывая рот легко и сильно, двигая нижнюю челюсть вправо и влево, чтобы зубы скользили по зубам» 2 4. Ежедневно выполнять механическую тренировку зубов и челюстей путем различных по интенсивности движений для медленного сжатия челюстей, для быстрого закрывания рта, для смещения нижней челюсти в разные стороны; обучать этому младших детей
5. После чистки зубов следует выдавить пасту на палец и втирать в поверхность всех зубов в течение 2 мин 5. Ежедневно после чистки зубов втирать профилактическую зубную пасту в поверхность зубов в течение 2 мин

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: