Гигиеническое обучение и воспитание детей в школе

2.1. Гигиеническое обучение и воспитание детей младших классов.

Устойчивые и осознанные гигиенические навыки в основном должны сформироваться у ребенка ко времени его поступления в школу. В работе со школьниками 1-4-х классовследует учесть сохраняющееся в этом возрасте расположение к сказочным образам, что дает возможность использовать в процессе обучения материалы, применяемые в работе с дошкольниками. В наглядных пособиях, предназначенных для учеников 7-9 лет, обязательно должен использоваться метод сравнения.

Для учеников 1-го класса авторитет учителя неукоснительный, а ученики 3-го класса боятся за свой авторитет в глазах учителей и товарищей.

Используемые на уроке пособия не должны быть переполнены мелкими деталями, которые отвлекают еще неустойчивое внимание детей. Изложение материала должно быть простым, язык - понятным для детей. Необходимые данные нужно вводить в беседу постепенно, с обязательным их разъяснением. Беседу следует заканчивать закреплением знаний в виде вопросов и ответов.

Практическое обучение гигиеническим навыкам желательно проводить в кабинете гигиены полости рта. В процессе гигиенического обучения и воспитания следует использовать стремление детей завладеть вниманием учителя, что активизирует их к участию в различных соревнованиях. Так, значительно повышает внимание и активность детей распределение их в начале занятия на группы (команды, "звездочки") для сравнения: кто более внимательно слушал и больше запомнил.

Существующая недостаточная гигиеническая подготовка школьников объясняется неповсеместным внедрением системы ГОиВ в дошкольных организованных коллективах, а также тем, что неорганизованные дошкольники находятся на попечении взрослых, имеющих часто очень неопределенное представление о гигиенических знаниях и навыках, которыми должен овладеть ребенок. Поэтому проблема ГОиВ детей школьного возраста сохраняет свою актуальность.

Начиная с 1-го класса, в школах необходимо внедрить дневную чистку детьми зубов без пасты после каждого приема пищи. Наряду с двукратной чисткой дома (после завтрака и перед сном) такое мероприятие, являющееся хорошей профилактической мерой против стоматологических заболеваний, осуществимо также в школах, не имеющих оборудованных гигиенических комнат. В качестве таковых используются гигиенические блоки при столовых, а дежурный по столовой педагог, контролирующий мытье рук всеми детьми перед едой, обеспечивает строгий надзор за чисткой зубов после еды. Решение этой проблемы стало реальной после выпуска в торговлю сборных зубных щеток, которые в собранном виде имеют длину 8 см и помещаются в кармане школьной формы. В рабочем виде футляр щетки становится ручкой. Дома такую щетку следует мыть с мылом и оставлять на ночь для просушивания в открытом виде.

В программе для детей 1-го класса по предмету «Ознакомление с окружающим миром» есть тема «Город (село), где мы живем», в которую входит пункт «Ознакомление с профессиями». В качестве примера можно использовать материал о труде врача-стоматолога. В тексте для учителей следует отразить важность этой профессии, необходимость доверия со стороны детей к врачу-стоматологу, полного рассказа ему о своих ощущениях, послушания, выполнения его рекомендаций. Целесообразно предложить организацию экскурсии в стоматологический кабинет. Особенно полезна такая экскурсия для детей младшей возрастной группы, психофизиологические особенности которых характеризуются остротой восприятия, любознательностью, яркостью воображения, развитой наглядно-образной памятью, стремлением учиться, признанием авторитета взрослых. В этом возрасте еще можно исправить те недочеты гигиенического воспитания и обучения, которые были допущены в дошкольном периоде детства. Для этой темы разработаны «Десять советов школьнику при посещении стоматологического кабинета».

В программе предмета «Ознакомление с окружающим миром» для 2-го класса повторяется тема «Твоя семья», и в ней есть пункты «Личная гигиена» и «Труд по самообслуживанию» с объяснением более сложных понятий. В пункте «Личная гигиена» предусматривается совершенствование приобретенных детьми в I-м классе знаний и умений. Целесообразным к пункту «Труд по самообслуживанию» предоставить педагогам материал о способах безлекарственной профилактики заболеваний зубов и пародонта. Для младших школьников сформулированы «Десять способов сохранить зубы здоровыми без лекарств».

Усовершенствование гигиенических знаний детей школьного возраста осуществляется на уроках "Основы безопасной жизнедеятельности" в 1-2-м классах, при изучении соответствующего раздела природоведения в 3-4-м классах, анатомии - в 9-м классе, а также во время внеклассных бесед.

Существенную поддержку в организации ГО и В оказывают некоторые иностранные производители гигиенических средств. С этой целью «Проктор енд Гембл» начиная с 1962 года организует в разных странах образовательные программы. В Украине эта программа внедрена в 1997-1998 годах. Для проведения уроков гигиены компания «Проктор энд Гембл» предоставила иллюстрированные материалы(плакаты, Пособие для учителей и школьников), зубные пасты для школьников 2-х классов, а детские стоматологи провели специальные уроки, на которых дети получили знания по анатомии зубов, причинах возникновения кариеса и правильном уходе за зубами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: