Пользоваться критерием ценности информации следует избирательно. Дело в том, что полученные сведения могут не иметь отношение к решаемой задаче, но, тем не менее, быть информативными. Вообще, оценка значимости информации производится человеком часто интуитивно, опираясь на собственный интеллект и опыт.
В настоящее время существуют три подхода (критерия) к оценке качества информации.
При первом подходе ценность информации определяется по снижению состояния неопределенности.
Статистическая теория информации исходит из того, что информация понимается как мера уменьшения неопределенности знания после получения сообщения. Т.е., получение сообщения эквивалентно получению дополнительного знания, которое меняет ранее созданную картину.
Информация называется полезной, если она уменьшает неопределенность решающего алгоритма, также не имеет смысла говорить о полезной информации, содержащейся в сигнале, если не указаны задача, которая решается, начальное состояние решающего алгоритма и свойства декодирующего алгоритма.
Во втором подходе ценность информации определяется по достижению поставленной цели;
Одной из первых работ по проблеме ценности информации явилась статья, в которой предлагалось принять за меру ценности информации количество информации, необходимое для достижения поставленной цели. Так если до получения информации вероятность достижения цели равнялась Ро, а после ее получения Р1, то ценность информации определяется как логарифм отношения Ро/Р1. Ценность информации при этом измеряется в битах. Этот критерий логически связан с теорией информации К. Шеннона, где под количеством информации имеется в виду снятая неопределенность.
Для систем с ясно определенной целью ценность информации можно выразить через приращение вероятности достижения цели. С технической точки зрения можно сформулировать так: для увеличения производительности экономической системы в k раз необходимо расширить пропускную способность каналов и объем создаваемых, передаваемых и обрабатываемых сообщений приблизительно в k2 раз.
Третий подход рассматривает ценность информации с точки зрения приращения тезауруса, т.е. в данном случае под ценностью информации понимается мера расширения, развития тезауруса воспринимаемой стороной при приеме и интерпретации сообщения. Тезаурус - систематизированный словарь понятий с указанием смысловых связей между ними.






