«Информационный рынок - рынок информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), информационных продуктов и услуг», - такое определение дает Русско-английский глоссарий по информационному обществу.
Рынок информационных продуктов и услуг в настоящее время представляет собой совокупность экономических, правовых и организационных отношений по продаже и покупке информационных продуктов и услуг, складывающихся между поставщиками и потребителями.
Рынок информационных продуктов и услуг обслуживают СМИ (телевидение, радио, пресса), реклама в виде плакатов вдоль улиц и магистралей, красочные пластиковые пакеты, сумки, упаковки товаров, бесчисленное количество выставок, конференций, семинаров, презентаций и, наконец, всемирная паутина Интернет.
Инфраструктура информационного рынка разделяется на пять секторов (см. Рис. 3):
1-й сектор — деловая информация, состоит из следующих частей:
· биржевая и финансовая информация — котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены (поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки);
|
|
· статистическая информация — ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной, демографической областям (поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы);
· коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса (поставщиками являются специальные информационные службы).
2-й сектор — информация для специалистов, содержит следующие части:
· профессиональная информация — специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.;
· научно-техническая информация — документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;
· доступ к первоисточникам — организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах.
Рис. 3. Секторы информационного рынка
3-й сектор— потребительская информация, состоит из следующихчастей:
· новости и литература — информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии;
· бытовая информация — расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.п.;
|
|
· развлекательная информация — игры, телетекст, видеотекст.
4-й сектор — услуги образования. Информационная продукция может быть представлена в электронном или бумажном виде: учебники, методические разработки, развивающие компьютерные игры, обучающие и контролирующие программы и методики пр. Включает все формы и ступени образования:
· дошкольное и школьное;
· специальное и средне профессиональное;
· высшее;
· повышение квалификации, переподготовка.
5-й сектор — обеспечивающие информационные системы и средства, состоит из следующих частей:
· программные продукты с разной ориентацией — от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.;
· технические средства — компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие;
· разработка и сопровождение информационных систем и технологий — обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка концептуальных информационных моделей, разработка структуры программного комплекса, создание и сопровождение баз данных;
· консультирование по различным аспектам информационной индустрии — какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т.д.;
· подготовка источников информации — создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т.п.
Участники информационного рынка в различных источниках называются и поставщиками информации, и провайдерами информации, и информационными организациями, одним из видов деятельности которых является накопление, обработка, анализ информации для удовлетворения информационных потребностей заинтересованных субъектов, реальных и потенциальных.
Сегодня основными сдерживающими факторами развития в России электронной коммерции и электронного бизнеса в целом являются:
· слабое развитие Интернета (особенно в регионах) и, соответственно, узость клиентской базы;
· значительная сумма начального капитала (весь комплекс услуг по "разворачиванию" полноценного электронного магазина «с нуля» достигает порой 150 тыс. долларов);
· высокая стоимость владения электронным магазином;
· неразвитость инфраструктуры корпоративных информационных сетей;
· отставание системы электронных платежей (зачастую недоверие к ней пользователей).
Одним из узких мест является недостаточное вовлечение малых и средних предприятий в электронный рынок, доминирующее место на котором занимает крупный бизнес (нефтяная, газовая, металлургическая, химическая, лесная отрасли). Остается проблема недостоверности деловой информации. Скорейшее разрешение узких мест является залогом развития рынка информационных продуктов и услуг в России.