Переложение налогов

Историческое наследие теории и практики переложения налогов даёт современным налоговедам два основных постулата: во-первых, переложение налогов определяет цены, а, во-вторых, переложение налогов регулируется объёмами продаж.

Государство желает обложить определённую группу населения, но послед­няя перелагает этот налог на других лиц. Так, например, промысловый налог по своему существу должен падать на торгово-промышленные предприятия, сокра­щать их чистую прибыль, передавать часть её государству. Но промышленники и торговцы, не желая нести этого налога, стараются путем повышения цен перево­дить его на потребителей, и это им нередко удаётся. Так что и тут действитель­ный носитель налога и дестинатор не совпадают. Переложение налогов может совершиться на впереди стоящего, например, торговец перелагает налог на по­требителя, или на позади стоящего, например, тот же торговец - на производителя сбываемых им товаров. В первом случае переложение происходит путём повышения цены сбываемых товаров, во втором - посредством уменьшения цены приобретаемых товаров. Промежуточный процесс между предварительной и конечной уплатой налогов может состоять и из нескольких актов переложения. Такой процесс получил название сложного переложения. Все налоговеды прошлого отмечали, что теория переложения занимает чрезвычайно важное место в финансовой науке, ибо, устанавливая какой-либо новый налог, или изменяя его, или повышая существующий, необходимо считаться с тем, на кого в действительности ляжет налог. От выяснения этого основного вопроса сплошь и рядом зависит, считает ли государство возможным ввести или изменить в определённом направлении данный налог, ибо механизмами переложения обусловливается сам характер налога.

Перелив налогов не происходит идеально правильно, он синтезируется с со­циальными условиями, видоизменяет их, характеризует всю намеченную панора­му налогоформирования и социально-экономической действительности. Бегство от налогов происходит в обстановке экономической борьбы, каждый из её участ­ников стремится свалить как можно большую часть налогового бремени на контр­агентов. Вполне естественно, что в этом противостоянии более сильный побеж­дает более слабого. А значит, всегда проигрывает средний и малый бизнес, а вы­игрывает крупный капитал. Налоговое переложение реализуется с помощью ме­ханизма цен, ведёт к их последовательному ценному изменению по линиям пря­мых и обратных связей, пронизывающих всю экономику, является частью процес­са ценообразования, производства и распределения совокупного общественного продукта. В результате всякое налоговое приращение вызывает необходимость дополнительной денежной эмиссии, соответствующего приумножения обращаю­щейся денежной массы без ускорения её оборачиваемости.

Распределение налогов и их переложение - вопрос и экономический, и соци­ально-политический. Глубокий анализ данных процессов позволяет определить, кто и в каких размерах действительно несёт всю тяжесть налогового бремени. По­рождает эту проблему несовпадение адресата налога, определяемого в законо­дательстве, и субъекта, который фактически возмещает его из своего дохода при­читающуюся первоначальному адресату сумму налогового платежа. Это порож­дает на практике существование двух понятий: «субъект налогообложения» - это физическое или юридическое лицо, фактически несущее налоговую нагрузку, оп­лачивающее сумму налога из своего дохода или за счёт ухудшения своего иму­щественного положения.

Решение проблем переложения налогов имеет сегодня важное методологи­ческое значение, оно служит залогом стабильного развития финансового хозяйства страны и ориентирует элементы структуры налогового потенциала на эластичность.

Q1 Q2



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: