Составитель: к.т.н. ст. преподаватель Зуева Л.Ф

Конспект лекций по теме

" Геодезический контроль за устойчивостью и безопасностью инженерных сооружений в период эксплуатации"

(часть 3 раздела 2.5: 4 часа, 22 страницы)

Составитель: к.т.н. ст. преподаватель Зуева Л.Ф.

2004 год

Классификация грузоподъемных кранов

Кранами называются грузоподъемные машины, предназначенные для вертикального подъема грузов и перемещения их на небольшие расстояния в горизонтальном направлении.

К параметрам и основным размерам, характеризующим кран, относят: грузоподъемность, пролет, высоту подъема, базу, скорость подъема и опускания грузозахватного устройства, скорости передвижения крана и тележки, режим работы крановых механизмов, массу крана.

Грузоподъемность (т) — наибольшая масса груза, на подъем которого рассчитан кран. В нее включается и масса навешиваемого на крюк грузозахватного приспособления или тары. Цифровые выражения грузоподъемности входят в обозначение крана.

В кранах грузоподъемностью 16 т и более для удобства работы с малыми грузами предусмотрена два механизма подъема: главный, рассчитанный на номинальную грузоподъемность, и вспомогательный, рассчитанный на меньшую грузоподъемность. В этих случаях грузоподъемность кранов обозначают в виде дроби, например, 20/5 (в числителе приведена грузоподъемность главного, а в знаменателе — вспомогательного механизма подъема).

Пролетом называется расстояние по горизонтали между осями рельсов крановых путей.

Высота подъема — расстояние по вертикали от уровня пола цеха, склада (для мостовых кранов) или от уровня стоянки (для кранов-перегружателей) до грузозахватного устройства, находящегося в верхнем рабочем положении.

Базой крана называется расстояние между вертикальными осями передних и задних колес или осями балансирных тележек крана.

Режим работы — комплексный показатель, учитывающий воздействие на кран изменений величины, длительности и направления нагрузок, возникающих при работе механизмов крана.

К грузоподъемным кранам мостового типа относятся мостовые и козловые краны, перегрузочные мосты (мостовые перегружатели), кабельные и мосто-кабельные краны.

В зависимости от вида работ, для выполнения которых они предназначены, мостовые краны делятся на краны общего назначения, специальные и металлургические.

Большинство кранов перемещается по специальным рельсовым путям. Рассмотрим основные типы таких кранов.

Мостовой кран – наиболее распространенный тип кранов, применяемых для внутри цехового и внутри складского перемещения грузов во всех отраслях промышленности. Перемещение ведется вдоль цеха или рабочей площадки по рельсовым подкрановым путям, а в поперечном направлении осуществляется грузовой тележкой. Краны бывают однобалочные и двухбалочные. Основные части: мост и тележка для подъема грузов.

Козловыми кранами называют сооружения, у которых горизонтальное пролетное строение (мост) опирается на две опоры, перемещающиеся по наземным рельсовым путям.

Краны у которых с одной стороны пролетного строения опора, а с другой непосредственно ходовые тележки называют полукозловыми. В этом случае подкрановые пути располагают на разных уровнях: один рельс на земле, а другой на специальной эстакаде или на колоннах здания.

На мосту козлового крана перемещается тележка с грузоподъемным механизмом или электроталь.

Преимущество козлового крана в том, что его мост перекрывает обслуживаемую площадь, железнодорожные пути и автомобильные дороги. Мостовые краны изготавливаются бесконсольными, с одной или двумя консолями. При устройстве консолей увеличивается обслуживающая краном площадь.

Перегрузочными мостами называют крановые сооружения, у которых горизонтальное пролетное строение опирается на одну жесткую опору и одну качающуюся (гибкую) опоры, передвигающиеся по наземным рельсовым путям. Расстояние между опорами перегрузочного моста значительно превышает пролет козлового крана и достигает 150-200м и даже 500, в этом и состоит его преимущество перед козловыми кранами.

Башенный кран представляет собой свободно стоящий стреловой поворотный кран, у которого стрела прикреплена к верху вертикальной колонны (башни), выполненной в виде решетчатой конструкции или трубчатой мачты. Основные части: колонна, стрела, опорная конструкция (портал), противовес, устройство для подъема груза и изменения вылета стрелы, опорно-поворотное устройство и ходовое устройство (для передвижных кранов).

Портальными кранами называют свободно стоящие полноповоротные стреловые краны, опирающиеся на жесткий передвигающийся по рельсам П-образный мост-портал.

Кабельный кран – это сооружение, состоящее из двух опор (стационарных или передвижных), между ними подвешен стальной несущий канат, по которому тяговым канатом перемещается грузовая тележка. Для подъема и опускания груза используется подъемный канат

Основные характеристики некоторых кранов

Таблица 8

Наименование характеристики Тип грузоподъемного крана
мостовые козловые башенные портальные
Грузоподъемность, т 1-500 1-500 0,5-75  
Длина пролета, м 4-42 4-32
Скорость передвижения, м/мин до 120 20-50 до 40 20-30
Вылет стрелы, м до 40 до 50
Высота подъема, м до 80
Ширина колеи, м 2,5-10 6-15

По конструктивным признакам мостовые крапы общего назначения классифицируют следующим об­разом:

1. По типу опирания на крановый путь их делят на подвесные и опорные.

Подвесными называют краны, подвешенные к нижним полкам двутавровых балок, верхние полки которых прикреплены к потолочным конструкциям цеха. Своими ходовыми колесами эти краны опираются на внутреннюю сторону нижних полок двутавровых балок, к которым они подвешены и перемещаются по этим полкам.

Опорные краны опираются ходовыми колесами на рельсы и перемещаются по рельсам, закрепленным на подкрановых балках, устанавливаемых на консолях (высту­пах верхней части) колонн цеха, эстакады.

2. По геометрии подкрановых путей: прямолинейные и радиальные.

3. По конструкции моста краны делят на однобалочные (кран-балки) и двухбалочные. У однобалочных кранов мост состоит из одной, а у двухбалочных — из двух главных балок, соединенных с конце­выми балками, в которых размещаются ходовые колеса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: