Источники информации. • Чебатарьова В.Д., Майданник В.Г

Основные:

• Чебатарьова В.Д., Майданник В.Г. Пропедевтическая педиатрия. - К., 1999. - С. 162-170; 329-358.

• Мазурин А.В., Воронцов І.М. Пропедевтика детских болезней. - М.: Медицина, 2000. - С.622-670.

• Пропедевтика детских болезней / под ред. А.А.Баранова. - М.: Медицина, 1998. - С.304-314.

• Практикум из пропедевтической педиатрии/ под ред.В.Г. Майданника, К.Д.Богача. - Киев: “Знание Украины”. -2002.- С.197-205.

Дополнительно:

• Еренков В.А. Клиническое исследование ребенка. - Киев: “Здоровье”, 1984. - С.37-61.

• Медицина детства / за ред. П.С.Мощича. - Киев: “Здоровье”, 1994. - Т.1. - С.217-221.

• Усов І.Н. Здоровый ребенок: Справочник педиатра. - Минск: “Белорусь”, 1984. - С. 19-25.

• Усов І.Н., Чичко М.В., Астахова Л.Н. Практические навыки педиатра. - Минск: “Высшая школа”, 1983. - С. 22-35; 111-122.

• Шабалов Н.П. Детские болезни. - С.-Петербург, 2000. - С.199-306.

• Майданник В.Г. Основы клинической диагностики в педиатрии. - К., 1998. - С.73-106.

• Практикум из пропедевтической педиатрии с уходом за детьми. /за ред.

В.Г.Майданника, К.Д.Богача. - Киев. - «Знание Украины». - 2002. - с. 184-194

Программа самоподготовки студентов к теме:

1. Изучить основные и дополнительные источники информации согласно к теме занятия.

2. Уметь провести методику исследования эндокринной системы у детей: осмотр, оценка физического и полового развития, пальпация щитовидной железы.

3. Уметь выполнять уход за детьми с поражением эндокринной системы.

4. Обратить внимание и выучить основные патологические синдромы поражений эндокринной системы у детей.

Содержательный модуль 11. Иммунная система и система крови у детей.

Конкретные цели:

• Собирать анамнез и выявить данные, которые указывают на изменения со стороны иммунной системы и системы крови у ребенка.

• Проводить объективное обследование иммунной системы и системы крови с учетом возрастных особенностей.

• Отличать клинические признаки иммунодефицитних состояний, анемии, выявлять руководящие синдромы.

• Интерпретировать результаты лабораторно-инструментальных методов исследования.

Тема 14. Анатомо-физиологические особенности системы крови, методика исследования, семиотика поражений. Анатомо-физиологические особенности иммунной системы, методика исследования, семиотика поражений.

Тема практического занятия: Особенности системы крови у детей разных возрастных групп. Методы клинико-лабораторного обследования детей с поражением системы крови. Клинико-гематологическая семиотика основных синдромов (анемический, гемолитический, геморагический и др.) и заболеваний системы крови у детей. Лабораторные методы исследования функционального состояния органов и систем детского организма. Правила и техника взятия материала для исследования. Методы диагностики иммунодефицитов у детей.

Место: учебная комната в соматическом отделении.

Профессиональная ориентация студентов: В последние годы отмечается рост патологии крови у детей, особенно поражений периферической крови и лимфатической системы.Система крови ребенка имеет ряд морфологических и функциональных особенностей, без учета которых не могут быть правильно оценены результаты исследования и поставлен клинический диагноз. В работе врача неоднократно возникает потребность в осмотре ребенка и постановке диагноза на основе четкого знания симптоматики поражения системы крови. Эти действия особенно важны для своевременного начала лечения.

Базовый уровень знаний и умений:

Дисциплина Знать
  1. 2. 3. 4.   Анатомия Нормальная физиология Гистология Патологическая физиология   Развитие системы крови человека во внутриутробном периоде и в разные периоды детства. Характеристика элементов крови у детей. Знание физиологических изменений в системе крови у детей. Гистологические особенности системы крови. Основные принципы функционирования системы крови у детей.

План проведения занятия:

Элементы практического занятия Время (мин.)
1. Тестовый контроль и его анализ.  
2. Демонстрация методики клинического обследования больного с патологией системы крови у детей.  
3. Самостоятельная работа студентов со здоровыми и больными детьми. Осмотр больных. Оформление протоколов осмотра больного с оценкой состояния системы крови и иммунной системы у детей и обоснования клинического синдрома.  
4. Обход детей, с которыми работали студенты. Разбор больных. Подпись протоколов.  
5. Итоги и итоговая оценка знаний и умений студентов и задание для самостоятельной подготовки к следующему занятию.  
ВМЕСТЕ: 120

Перечень теоретических вопросов:

1) Анатомо-физиологические особенности системы крови у детей разного возраста и их клиническое значение.

2) Методика клинического обследования больного с патологией системы крови:

а) опрос

б) особенности осмотра: положение в кровати, цвет кожи и слизистых

оболочек; оценка придатков кожи, выявление деформации костей и

суставов; формы живота;

в) пальпация периферических лимфатических узлов;

г) пальпация селезенки;

д) пальпация печени;

є) проявление флюктуации в суставах;

ж) перкуссия по плоским и трубчатым костям.

3) Семиотика поражений системы крови:

а) анемический синдром;

б) симптоматика лейкоза;

в) симптоматика геморагического васкулита;

г) симптоматика тромбоцитопеничной пурпуры;

д) симптомы гемофилии.

4) Правила и техника взятия материала для исследований

5) Методы диагностики иммунодефицитов у детей

6) Оценка результатов лабораторных исследований.

Методика проведения практического занятия:

• После проверки присутствующих и объявление темы занятия с указанием на ее актуальность преподаватель проводит письменный контроль знаний.

• Анализ выполненных тестов и рассмотрение предположенных ошибок.

• В палате отделения преподаватель демонстрирует методику клинического обследования больного с патологией системы крови.

• Преподаватель распределяет больных для СРС, дает задание.

Задача Указания преподавателя студентам Примечание
1. Собрать анамнез в больного с патоло- гией системы крови Алгоритм сбора анамнеза 1.Анамнез болезни: а) начало заболевания; б) первые клинические сиптомы; в) проводилось ли лечение, какими препаратами; г) динамика заболевания; д) жалобы больного моментом курации; 2. Анамнез жизни: а) ход беременности у матери; б) ход родов; в) состояние здоровья ребенка в период новонародженности и грудного возраста; г) заболеваемость ребенка; д) наличие аллергических реакций; е) наследственность больного. Необходимо задавать вопросы, которые касаются системы крови Необходимо указать факторы риска развития заболевания системы крови
2. Провести объективное обследование системы крови Алгоритм практической работы студента • Осмотр больного: а) положение в кровати, физическое развитие больного; б) наличие изменений цвета кожи, сухость; в) наличие изменений слизистых оболочек; г) изменения в состоянии придатков кожи; д) наличие деформаций и других изменений в суставах. • Пальпация периферических лимфатических узлов. • Пальпация селезенки. • Пальпация печени. • Выявление флюктуации в суставах. • Перкуссия с целью выявления болезненности при перкуссии по плоским трубчатым костям. Анализ результатов лабораторных методов исследования системы крови. Обследование больного проводить с учетом возрастных особенностей
3. Сделать вывод о состоянии системы крови и иммунной системы у ребенка. Определить синдром поражения • Определить патологические изменения (симптомы) в состоянии системы крови. • Сделать сведение патологических симптомов в единое целое – синдромы. • Сделать вывод о синдроме Дать оценку выявленных изменений с учетом возрастных особенностей

• Студенты оформляют протокол обследования больного с оценкой состояния системы крови и иммунной системы, обосновывают патологический синдром.

• Преподаватель проводит разбор больных с анализом обоснования патологического клинического синдрома. Подпись протоколов.

• Преподаватель подводит итог занятия, дает оценку знаний и умений студентов. Дает задание для самостоятельной подготовки для следующему занятия.

Формы и методы самоконтроля:

Тестовые задачи.

1. Основной орган кровообразования в постнатальному периоде

A.селезенка

B.печень

C.лимфоидные скопление

D.костный мозг

E.ретикулоэндотелиальная система

2. Основной орган кровообразования с III по V месяц внутриутробного развития

A.селезенка

B.желточный мешок

C.печень и селезенка

D.костный мозг

E.лимфатические узлы

3. Показатели красной крови у новорожденных детей в первые часы после рождения:

A.Нв – 120 г/л, е-4,0 Т/л

B.Нв – 180 – 220 г/л, е - 5,4-7,2 Т/л

C.Нв – 110 г/л, е-3,0 Т/л

D.Нв – 80 г/л, е-2,7 Т/л

E.Нв – 260 г/л, е-9,1 Т/л

4. Количество лейкоцитов в периферической крови детей первых 5 дней жизни

A.15-20 Г/л

B.5-6 Г/л

C.8-10 Г/л

D.30-33 Г/л

E.3-4 Г/л

5. Лейкоцитарная формула новорожденных детей в возрасте 5-6 дней

A.нейтрофилы – 60, лимфоциты – 30 %

B.нейтрофилы – 26, лимфоциты – 60 %

C.нейтрофилы – 44, лимфоциты – 45 %

D.нейтрофилы – 36, лимфоциты – 51 %

E.нейтрофилы – 53, лимфоциты – 35 %

6. В неонатальном периоде КП составляет 0,9. Это имеет название:

A.гипохрония

B.нормохромия

C.гиперхромия

D.эритроцитоз

E.ретикулоцитоз

7. При острому лимфобластном лейкозе в периферической крови могут быть:

A.промиелоцити

B.сегментоядерные нейтрофилы

C.эзинофилы

D.миелобласты

E.юные нейтрофилы

8. Эозинофильний лейкоцитоз характерен, за исключением:

A.сепсиса

B.гельминтоза

C.отека Квинке

D.анафилактичного шока

E.сывороточной болезни

9. Гиперхромная анемия свидетельствует о:

A.острую постгеморагическая анемия

B.хроническую постгеморагическая анемию

C.приобретенную гемолитическую анемию

D.нарушение синтеза гемоглобина

E.макроцитоз

10. Причины появления гемолитических анемий, за исключением:

A.переливание групонесовместимой крови

B.наследству гемоглобинозе

C.малярия

D.дефицит витамина В12

E.значительные ожоги

11. Назовите ведущую триаду при гемолитической анемии:

A.бледность, зубная боль, повышение температуры тела

B.бледность, гепатоспленомегалия, желтая кожа

C.бледность, лихорадка, септические очаги

D.бледность, лихорадка, кровотечение

E.бледность, слабость, ошибочность вкуса

12. В реализации иммунного ответа функциональная роль У-Лимфоцитов прежде всего включает в себя:

A.активацию неспецифичных факторов защиты.

B.синтез антител превращения в плазматические клетки

C.уничтожение Т-Лимфоцитов

D.активацию макрофагов

E.активацию нейтрофилов

13. Которая субпопуляция Т-Лимфоцитов выполняет цитотоксичную функцию?

A.Т-Киллери

B.Т-Хелпери

C.Т-Супресори

D.Т-Эффектори

E.Т-Амплифайери

14. Главная функция иммунной системы:

A.изготовление специфических антител

B.изготовление противовирусного иммунитета

C.защита от инфекции

D.распознавание и уничтожение генетически чужих клеток

E.защита генетически инородных агентов

15. Которая с субпопуляций Т-Лимфоцитов в первую очередь реагирует на проникновение инородных агентов?

A.Т-Лимфоциты

B.Т-Лимфоциты супресори

C.Т-Лимфоциты хелпери

D.Т-Лимфоциты активные

E.Т-Лимфоциты киллери

Эталоны ответов:

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15.
D C B D C B E A E D B B A E C

Ситуационные задачи.

Задача 1

Ребенок 5 лет заболел остро, утром мать увидела на туловище и конечностях багрово-синие пятна разных размеров (от 0,5 до 3 см. в диаметре), появилось носовое кровотечение. Общее состояние страдает незначительно, температура тела нормальная. В периферической крови эр.- 3,3 • 1012/л, нв –118 г/л, ц.п. –0,8, лейк. –5,8 • 109/л, э.-21 об, п/ед. -4, с/я – 44%, лимф. 46%, г.-4%, СОЕ – 6 мм/ч, ретикулоциты – 0,8%, тромбоциты 30 000 в 1 л. Определите клинико-гематологический синдром.

Задача 2

У ребенка 2-х лет отмечается бледность кожи и слизистых оболочек, дистрофия ногтей, волосы, анорексия, нарушение вкуса. В периферической крови: Эр.-2,8• 1012/л, Нв. –84 г/л, ц.п. – 0,56, лейк. – 6,2 • 109/л, еоз.- 3%, г.- 2%, с. 35 %, л.- 57%,

м – 3%, тромбоцитів – 220 000/л, ретикулоцитов – 1%, СОЕ – 4 мм/ч. Выясните клинико-гематологический синдром.

Задача 3

У ребенка 4 лет кожа имеет лимонный цвет, отмечаются слабость, аппетит, печень выходит из-за реберной дуги на 3 см., селезенка – на 5 см. В периферической крови: Эр. – 2,7 • 1012/л, Нв. – 82 г/л, ц.п. – 1,1, лейк. – 6,0 • 109/л, эоз. - 3%, г. – 3%, с. 40%, л. - 48%, г. –6%, СОЕ – 6 мм/г, ретикулоцити – 20%тромбоциты – 55‰. Выясните клинико-гематологический синдром.

Эталоны ответов:

Задача 1

Геморагический синдром

Задача 2

Анемический синдром

Задача 3

Гемолитический синдром (гемолитическая анемия)

Технические средства и материалы обеспечения занятия:

• Таблицы:

“Внутриутробные этапы гемопоэза”

“Возрастные особенности гемопоэза у детей”

“Физиологические перекресты клеток белой крови у детей”

“Периферические лимфатические узлы”

• Схемы:

“Показатели красной крови у детей разного возраста”

“Показатели белой крови у детей разного возраста”

• Набор тестовых задач исходного контроля

• Методические разработки:

а) Анатомо-физиологические особенности системы крови у детей”

б) “Миелограма здоровых детей разного возраста”

в) “Показатели периферической крови у детей разного возраста”

г) “Методика исследования системы крови у детей”

д) “Методика оценки общего анализа крови у детей”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: