1. Выучить приведенные теоретические вопросы (см. перечень источников информации)
2. Уметь проводить опрос и объективное обследование больной ребенка с поражением органов пищеварения, интерпретировать данные дополнительных методов исследования
3. Уметь формулировать комплексы патологических симптомов и синдромов поражения органов пищеварения у детей
• Обратить внимание на анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей и особенности хода заболеваний желудочно-кишечного тракта в детском возрасте.
Содержательный модуль 9. Мочевыделительная система у детей.
Конкретные цели:
• Проводить субъективное и объективное обследования больного ребенка и интерпретировать состояние органов мочевыделения.
• Назначать необходимый комплекс диагностических мер больному с патологией системы выделения.
• Интерпретировать выявленные изменения в результате обследования ребенка
Тема 12. Анатомо-физиологические особенности органов системы выделения, методика исследования, семиотика поражений.
Тема практического занятия: Методика обследования и семиотика наиболее распространенных заболеваний мочевыводящей системы у детей
Место занятия: Учебная комната в детском нефрологическом отделении.
Профессиональная ориентация студентов: В последние годы отмечается рост нефрологической патологии детского возраста, особенно поражений почек.Мочевыделительная система ребенка имеет ряд морфологических и функциональных особенностей, без учета которых не могут быть правильно оцененны результаты исследования и поставлен клинический диагноз. В работе врача неоднократно возникает потребность в осмотре ребенка и постановке диагноза на основе четкого знания симптоматики поражения мочевыделительной системы. Эти действия особенно важные для своевременного начала лечения.
Базовый уровень знаний и умений:
№ | Дисциплина | Знать |
1. 2. 3. 4. | Анатомия Нормальная физиология Гистология Патологическая физиология | Развитие мочевыделительной системы человека во внутриутробном периоде и в разные периоды детства. Характеристика функций мочевыделительной системы. Гистологические особенности строения почек и мочевыделительной системы. Основные принципы мочеобразования и мочевыделения. |
План проведения занятия:
№ | Элементы практического занятия | Время (мин.) |
1. | Проверка присутствующих. | |
2. | Исходный контроль знаний и его анализ. | |
3. | Демонстрация и объяснение методики клинического обследования больного с патологией мочевыделительной системы у детей. | |
4. | Распределение больных для СРС. | |
5. | Самостоятельное клиническое обследование больного и оценка состояния мочевыделительной системы ребенка и выявление клинического синдрома. | |
6. | Совместный обход больных, их разбор и обоснование клинического диагноза. | |
7. | Итоги и общая оценка знаний и умений студентов и задание для самостоятельной подготовки студентов к следующему занятию. | |
ВМЕСТЕ: | 120 |
Перечень теоретических вопросов:
• Анатомо-физиологические особенности мочевыделительной системы у детей разного возраста и их клиническое значение.
• Методика клинического обследования больного с патологией мочевыделительной системы:
а) опрос.
б) особенности осмотра: физическое развитие, “почечная бледность”, отеки, геморагии, асцит;
в) пальпация: определение жидкости в брюшной полости, повышенной чувствительности и болезнености проекции почек; пальпация голеней, поясничного участка, низа живота с определением отеков; мочевого пузыря; верхняя и средняя точки болезнености мочеточников;
г) особенности перкуссии: определение свободной жидкости в брюшной полости, состояние наполнения мочевого пузыря, симптом Пастернацкого.
д) исследование мочи: общий анализ мочи, анализ мочи по методу Нечипоренко, анализ мочи по методу Земницкого, анализ мочи по методу Каковского-Аддіса, анализ мочи по методу Амбурже, бактериальный высев мочи для определения чувствительности микроорганизмов к антибиотикам.
Методика проведения практического занятия:
• После проверки присутствующих и объявление темы занятия с выделением ее актуальности преподаватель проводит письменный контроль уровня знаний.
• Анализ результатов тестирования и рассмотрение предположенных ошибок.
• В больничной палате преподаватель демонстрирует методику клинического обследования больного с патологией мочевыделительной системы.
• Преподаватель распределяет студентов по больным и ставит конкретные задачи.
№ | Задача | Рекомендации преподавателя студентам | Примечания |
1. | Собрать анамнез в больного с патологией мочевыделительной системы | Алгоритм сбора анамнеза 1.Анамнез болезни: а) начало заболевания; б) первые клинические симптомы; в) проводилось ли лечение, какими препаратами; г) динамика заболевания; д) жалобы больного моментом курации. 2.Анамнез жизни: а) ход беременности у матери; б) ход родов; в) состояние здоровья ребенка в период новороджености и до 1 года; г) перенесенные заболевания; д) наличие аллергических реакций; е) отягащенная наследственность. | Необходимо задавать вопросы, которые касаются системы мочевыделения. Необходимо выявить факторы развития системы мочевыделения. |
2. | Провести объективное обследование мочевыделительной системы | Алгоритм практической работы студента 1. Осмотр больного: а) физическое развитие больного; б) стигмы дизэмбриогенеза; в) проявления ексудативно- катарального диатеза; г) наличие внешних признаков (экстраренальних) поражения мочевыделительной системы («почечная бледность», отеки, геморагии). 2. Пальпация живота: а) определение наличия свободной жидкости в животе; б) боль и повышеная чувствительность проекции почек; в) пальпация нижней части живота и определение отеков; 3.Пальпация почек в вертикаль- ном и горизонтальном положениях. 4. Пальпация мочевого пузыря. 5. Проверка болезнености верхней и средней зон мочеточников. | Обследование больного проводить с учетом возрастных особенностей. |
3. | Сделать вывод о состоянии мочевыделительной системы у ребенка. Определить синдром поражения органов мочевыделительной системы. | Алгоритм практической работы студента 1. Определить патологические изменения (симптомы) в мочевыделительной системе. 2. Сделать сведение патологических данных (симптомов) в единое целое – синдром (и). 3. Сделать вывод о синдроме поражения мочевыделительной системы. | Дать оценку выявленным изменениям с учетом возрастных особенностей |
• Студенты оформляют протокол обследования больного с оценкой состояния мочевыделительной системы и обоснование патологического синдрома.
• Преподаватель проводит разбор больных с оценкой сделанных студентами обоснований клинического синдромокомлекса. Подпись протоколов.
• Преподаватель подводит итоги занятия, дает оценку знаниям и умениям студентов. Задает задание для самостоятельной подготовки к следующего занятию.
Формы и методы самоконтроля:
Тестовые задачи.
1. До какого возраста у детей строение почек дольчатое?
А. к 1-го года
В. к 2-х лет
С. к 3-х лет
D. до 10 лет
E. до 14 лет
2. Масса почек у новорожденного ребенка по отношению к массе тела составляет:
А. 1:50
В. 1:80
С. 1:100
D. 1:150
E. 1:200
3. Удельный вес (плотность) мочи новорожденного ребенка:
А. 1006-1012
В. 1002-1006
С. 1012-1020
D. 1020-1025
E. 1025-1030
4. Диаметр гломерулярного клубочка у детей 1-го года жизни составляет:
А. 45 мкм
В. 88 мкм
С. 150 мкм
D. 190 мкм
E. 210 мкм
5. Соотношение толщины пробкового и мозгового пластов почек у новорожденного представляет:
А. 1/2
В. 1/3
С. 1/4
D. 1/5
E. 1/10
6. В котором возрасте построение клубочка такая же, как у взрослого человека:
А. в 1 год
В. в 2 года
С. в 5 лет
D. в 10 лет
E. в 14 лет
7. Что не отвечает анатомическим особенностям почек новорожденных:
А. относительно большие размеры (по сравнению со взрослыми)
В. дольчатое строение
С. относительно высокое расположение
D. слабая фиксация
E. недостаточное развитие пробкового
пласта
8. Диаметр гломерулярного клубочка у подростков составляет:
А. 45 мкм
В. 88 мкм
С. 150 мкм
D. 190 мкм
E. 210 мкм
9. Емкость мочевого пузыря у новорожденного составляет:
А. 30 мл.
В. 80 мл.
С. 100 мл.
D. 200 мл.
E. 1000 мл.
10. Количество мочеиспусканий (сколько раз) у детей в течение суток на первом месяце жизни:
А. 4-6 раз
В. 6-10 раз
С. 10-15 раз
D. 15-20 раз
E. 20-25 раз
11. Средний объем мочи через сутки у 10 н летнего ребенка составляет:
А. 500-1000 см3
В. 1000-1200 см3
С. 1300-1500 см3
D. 2000-2500 см3
E. 1500-2000 см3
12. При гломерулонефрите характерно наблюдается:
А. повышение систолечного артериальной давления
давления
С. повышение пульсовой давления
D. повышение діастолічного артериальной давления
E. снижение центральной венозной давления
Эталоны ответов:
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. | 11. | 12. |
B | C | A | B | C | C | C | D | A | E | E | А |
Задача 1
Девочка, в возрасте 1 месяца, поступила в детскую клинику с жалобами матери на выраженное беспокойство ребенка, особенно во время мочеиспускания, повышение температуры тела до 38°С, слабость, вялость, изменения в общих анализах мочи в виде увеличения количества белка до 0,066 г/л, лейкоцитурия до 60-80 в поле зрения. Назовите соответствующим термином изменения в моче. Какие синдромы можно выделить в больного ребенка?
Задача 2
В 5-дневного ребенка в течение суток каждое мочеиспускание оставляет на пеленках пятна красно-коричневого цвета. В собранной моче при отстаивании отмечается красновато-коричневый осадок, при этом в анализе мочи эритр. 0-1 в п/з. Назовите причину.
Задача 3
Больной 6 лет, попал в больницу с жалобами на слабость, утомляемость, головная боль, пастозность лица. За 2 недели до этого перенес ангину: кожа бледная, АО - 160/ 90 мм. рт. ст., суточное количество мочи — 500 мл, моча цвета " мясных помоев", плотность- 1009-1015, белок - 1,2 г/л, в осадке: Л - 3-5 п/з, эр.- покрывают все поля зрения.
Какое заболевание наиболее достоверно у данного ребенка?
Эталоны ответов:
Задача 1
Воздержанная протеинурия, лейкоцитурия. Болевой, интоксикационный, мочевой
Задача 2
Мочекислый инфаркт почек новорожденного
Задача 3
Технические средства и материальное обеспечение занятия:
• Таблицы:
а) “Строение мочевыделительной системы у детей”
б) “Гистология почек”
• Схемы:
а) Схема мочеобразования
б) Симптомокомплекс почечной недостаточности
в) Причины микробно- воспалительных заболеваний почек.
• Набор тестовых заданий исходного контроля (10 экземпляров).
• Набор ситуационных клинических заданий (5 экземпляров).
• Методические разработки:
а) “Анатомо-физиологические особенности мочевыделительной системы у детей”
б) “Показатели артериального давления у детей разного возраста”.
в) “Методика исследования мочевыводящей системы”
г) “Синдромы в педиатрии”