Источники информации. • Мазурин А.В., Воронцов Й.В Пропедевтика детских болезней

Основные:

• Чеботарева В.Д., Майданник В.Г. Пропедевтическая педиатрия - К., 1999г.-с.170- 179,421-428.

• Мазурин А.В., Воронцов І.М. Пропедевтика детских болезней. -М: Медицина. 1985г. - с.221-238.

• Мазурин А.В., Воронцов Й.В Пропедевтика детских болезней. Санкт-Петербург, 2001г. - с. 538-583.

• Пропедевтика детских болезней/ под редакцией А.А.Баранова. -М.: Медицина. - 1998г. - с. 238-253.

Дополнительно:

• Общий уход за детьми/ Л.С.Калиновская, В.І. Гроховский, А.Х.Жаглина и др. - К.: Высшая школа, 1993г. - с. 71-74.

• Игнатова М.С., Маковецкая Г.А. Диагноз и дифференциальный диагноз детской нефрологии. - Самара, 1993. - с.37-101.

• Майданник В.Г., Бурлай В.Г'., Корниенко А.Б. Анатомофизиологические особенности и методика исследования функциональных систем у детей. - К.: Супрамед, 1994г. - с. 12-23, 55-63.

• Майданник В.Г. Основы клинической диагностики в педиатрии. - Киев, 1998г.,-с. 179487.

• Смирн І.С., Луговая О.Й. Заболевания органов мочеполовой системы в детей. - К.: Здоровье, 1990г. - с. 144.

• Терещенко О.В., Люлько О.О. Очерки детской урологии. -Днепропетровск. "Пороги", 1995г. - с.4-260.

• Практикум по пропедевтической педиатрии с уходом за детьми, /за ред. В.Г.Майданника, К.Д.Богача. - Киев. - «Знание Украины». - 2002.-с. 152-165,229-232.

Программа самоподготовки студентов к теме:

1. Выучить основной и дополнительный источники информации к теме.

2. Уметь провести методику исследования нефрологического больного.

3. Уметь выполнять уход за детьми с патологией мочевыделительной системы.

4. Написать рефераты по темам:

а) "Характеристика болевого синдрома, в зависимости под уровня поражения мочевыделительной системы"

б) "Особенности протеинурии, гематурии при разных заболеваниях мочевыделительной системы"

в) "Изменения при лабораторном и инструментальном обследовании нефрологических больных".

Содержательный модуль 9. Мочевыделительная система у детей.

Конкретные цели:

• Проводить субъективное и объективное обследования больной ребенка и интерпретировать состояние органов мочевыделения.

• Назначать необходимый комплекс диагностических мер в больного с патологией системы выделения.

• Интерпретировать выявленные изменения в результате обследования ребенка

Тема 12. Анатомо-физиологические особенности органов системы выделения, методика исследования, семиотика поражений.

Тема практического занятия: Семиотика микроскопических изменений мочевого осадка (протеин-, эритроцит-, лейкоцит-, цилиндрурия и др.). Синдром острой и хронической почечной недостаточности. Уход за больными.

Место занятия: Учебная комната в детском нефрологическом отделении.

Профессиональная ориентация студентов: В последние годы отмечается рост нефрологической патологии детского возраста, особенно поражений почек.Мочевыделительная система ребенка имеет ряд морфологических и функциональных особенностей, без учета которых не могут быть правильно оцененны результаты исследования и поставлен клинический диагноз. В работе врача неоднократно возникает потребность в осмотре ребенка и постановке диагноза на основе четкого знания симптоматики поражения мочевыделительной системы. Эти действия особенно важны для своевременного начала лечения.

Базовый уровень знаний и умений:

Дисциплина Знать
1. 2. 3. 4. Анатомия Нормальная физиология Гистология Патологическая физиология Развитие мочевыделительной системы человека во внутриутробном периоде и в разные периоды детства. Характеристика функций мочевыделительной системы. Гистологические особенности строения почек и мочевыделительной системы. Основные принципы мочеобразования и мочевыделения.

План проведения занятия:

Элементы практического занятия Время (мин.)
1. Проверка присутствующих.  
2. Исходный контроль знаний и его анализ.  
3. Теоретический разбор материала.  
4. Распределение больных для СРС.  
5. Самостоятельное клиническое обследование больного и оценка состояния мочевыделительной системы ребенка и выявление клинического синдрома.  
6. Совместный обход больных, их разбор и обоснования клинического диагноза.  
7. Итоги и общая оценка знаний и умений студентов и задание для самостоятельной подготовки студентов к следующему занятию.  
ВМЕСТЕ: 120

Перечень теоретических вопросов:

1. Семиотика изменений мочевого осадка у детей.

а) характеристика лейкоцитурии;

б) особенности протеинурии;

в) особенности гематурии;

г) синдром нарушения концентрационной функции почек;

д) синдром дизурии;

е) синдром острой почечной недостаточности;

ж) синдром хронической почечной недостаточности.

2. Уход за детьми с патологией мочевыделительной системы.

Методика проведения практического занятия:

1. После проверки присутствующих и объявление темы занятия с выделением ее актуальности преподаватель проводит письменный исходный контроль уровня знаний.

2. Анализ результатов тестирования и рассмотрение предположенных ошибок.

3. Преподаватель демонстрирует методику клинической оценки общего анализа мочи, за методом Нечипоренко и Зимницького в больного с патологией мочевой системы.

4. Преподаватель распределяет студентов за больными и ставит конкретные задачи.

5. Студенты оформляют протокол обследования больного с оценкой лабораторных методов обследования и обоснование патологического синдрома.

6. Преподаватель проводит разбор больных с оценкой сделанных студентами обоснований клинического синдромокомлекса. Подпись протоколов.

7. Преподаватель подводит итоги занятия, дает оценку знаниям и умениям студентов. Задает задание для самостоятельной подготовки к следующему занятию.

Формы и методы самоконтроля:

Тестовые задачи.

1. Синдром гломерулонефрита по данным общего анализа мочи

характеризуется следующими проявлениями, кроме:

A.макрогематурия

B.значительная протеинурия

C.цилиндрурия

D.значительная пиурия

E.епителийурия

2. Синдром пиелонефрита по данным общего анализа мочи

характеризуется следующими проявлениями, кроме:

A.макрогематурия

B.бактериурия

C.снижение прозрачности

D.пиурия

E.эпителийурия

3. Клиническими проявлениями острой почечной недостаточности есть:

A.олигурия с переходом в анурию

B.судороги

C.тошнота и рвота

D.жажда

E.все выше названо

4. Лабораторными проявлениями острой почечной недостаточности есть следующие, кроме:

A.азотемия

B.гиперкалиемия

C.гипокальциемия

D.гипопротеинемия

E.гипостенурия

5. Проявлениями хронической почечной недостаточности есть:

A.полиурия

B.никтурия

C.гипостенурия

D.гипокалиемия

E.все выше названое

6. Клиническими проявлениями хронической почечной недостаточности есть:

A.общая слабость мышц

B.сухость ротовой полости

C.головная боль, потеря аппетита

D.уремический запах при дыхании

E.все выше названо

7. Исследование мочи по методом Нечипоренко это:

A.оценка концентрационной функции почек

B.оценка фильтрационной функции почек

C.анализ клеточного осадка мочи

D.изучение прозрачности мочи

E.характеристика диуреза

8. Исследование мочи по методом Нечипоренко назначается для:

A.Определение активности острого гломерулонефрита

B.Определение активности острого пиелолонефрита

C.подтверждение хронического пиелонефрита

D.дифференциального диагноза

E.контроля за минимальных воспалительными процессами в почках

9. Исследование мочи по методом Нечипоренко позволяет установить:

A.правильно ли выполнен общий анализ мочи

B.суточный объем мочи

C.вираженность протеинурии

D.вираженность бактериурии

E.минимальные (субклинические) воспалительные изменения в мочевыводящих путях*

10. Удельный вес (плотность) мочи новорожденного ребенка:

A.1006-1012

B.1002-1006

C.1012-1020

D.1020-1025

E.1025-1030

11.Средний объем мочи через сутки у 10-летнего ребенка составляет:

A.500-1000 см3

B.1000-1200 см3

C.1300-1500 см3

D.2000-2500 см3

E.1500-2000 см3

Эталоны ответов:

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11.
D A E D E E C E E A E

Ситуационные задачи.

Задача 1

Ребенку 10 лет, болеет с 6 лет, состояние ухудшилось в последние недели; жалуется на усталость, снижение аппетита, малую подвижность, похудение, головную боль, тошноту, мышечную слабость, судороги. Кожа сухая, пастозность лица, отеки на ногах, зуд кожи. АО - 180/ 100 мм. рт.ст., мочи выделяет до 500 мл в сутки, относительная плотность 1010-1012, белок-2,17 г/л; Л-5-8 п/з, эр.- выщелоченные - 40-50 п/з. креатинин крови - 177 мкмоль/л, 17 КС мочи 10,1 мкмоль/время. Какой клинический синдром наиболее достоверный у данного ребенка?

Задача 2

Больной 6 лет, попал в больницу с жалобами на слабость, утомляемость, головную боль, пастозность лица. За 2 недели до этого перенес ангину: кожа бледная, АО - 160/ 90 мм. рт. ст., суточное количество мочи — 500 мл, моча цвета " мясных помоев", плотность- 1009-1015, белок - 1,2 г/л, в осадке: Л - 3-5 п/з, эр.- покрывают все поля зрения.

Какое заболевание наиболее достоверно у данного ребенка?

Задача 3

У 10 н летней девочки в анализе мочи наблюдаются изменения в виде увеличения количества белка до 2,0 г/л, лейкоцитов до 50-70 п/з, эритроциты выщелочены до 5-10 п/з. Назовите соответствующими терминами выявленные изменения в моче. Какой синдром?

Эталоны ответов:

Задача 1

Синдром хронической почечной недостаточности

Задача 2

Острый гломерулонефрит

Задача 3

Протеинурия, лейкоцитурия, микрогематурия – мочевой синдром

Технические средства и материальное обеспечение занятия:

1. Таблицы:

а) “Строение мочевыводящей системы у детей”

б) “Гистология почек”

2. Схемы:

а) Схема мочеобразования

б) Симптомокомплекс почечной недостаточности

в) Причины микробно- воспалительных заболеваний почек.

3. Набор тестовых заданий исходного контроля (10 экземпляров).

4. Набор ситуационных клинических задач (5 экземпляров).

5. Методические разработки:

а) “Анатомо-физиологические особенности мочевыводящей системы у детей”

б) “Показатели артериального давления у детей разного возраста”.

в) “Методика исследования мочевыделительной системы”

г) “Синдромы в педиатрии”


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: