double arrow

Предметы и типы социально – трудовых отношений

В Конституции Украины записано, что наше государство является социальным, то есть утверждается приоритетность социальной политики в деятельности всех ветвей государственной власти. Это конституционное положение невозможно реализовать, не проводя активной и созидательной социальной политики, в том числе и в области социально – трудовых отношений.

Поэтому предметы социально – трудовых отношений определяются целями, к достижению которых стремятся люди на различных этапах их деятельности. Для каждого уровня и типа социально – трудовых отношений специфичны свои предметы и взаимосвязи между ними.

Так, можно выделить предметы на уровне индивидов и на уровне групповых (коллективных) социально – трудовых отношений. Как предметы социально – трудовых отношений на индивидуальном уровне выделяются определенные стороны в трудовой жизни человека: трудовое самоопределение; профориентация; профобучение; найм и увольнение; социально – профессиональное развитие; профессиональная подготовка и переподготовка; рост квалификации и качество труда; оценка труда; его вознаграждение; степень трудовой активности.

Как предмет групповых (коллективных) социально – трудовых отношений, к примеру, между наемными работниками и работодателями может выступать кадровая политика, включающая весь спектр деятельности организации по управлению персоналом и (или) ее отдельные элементы: аттестация кадров, экономический рост (снижение) предприятия (организации), контроль и анализ трудовой деятельности, оценка эффективности труда, организация труда, нормирование труда, трудовые конфликты и их развитие, трудовая мотивация.

В наибольшей степени предметы социально – трудовых отношений обусловлены четырьмя блоками проблем: занятость, организация и эффективность труда – необходимость обеспечения экономического роста, вознаграждение за труд, социальная защита работников (рис. 2.5).

Первый из этих блоков определяет возможности обеспечения людей средствами существования, а также реализации индивидуальных способностей. Второй блок связан с характером взаимоотношений в производственных коллективах, возможностями для развития человека в процессе трудовой деятельности, необходимостью обеспечения экономического роста предприятия (организации) для прогрессирующего роста размеров оплаты труда. Третий блок возникает в связи с условиями труда, процессами возмещения затрат рабочей силы. Четвертый блок служит для реализации конституционных прав граждан в сфере государственных социальных гарантий, социального страхования, пенсионного обеспечения и др.



Рис. 2.5. Классификация групп предметов социально – трудовых отношений


Такая структура весьма продуктивна, так как позволяет воздействовать на предметы социально – трудовых отношений с учетом принципов и правил рыночной экономики.

Социально – трудовые отношения носят различный характер в зависимости от того, каким образом принимаются решения в социально – трудовой сфере, какие принципы лежат в их основе: равноправного партнерства; господства - подчинения; конфликтного сотрудничества и др. Выбор того или иного типа социально – трудовых отношений на различных этапах политического и социально – экономического развития в условиях данной страны, его преобразование в связи с объективными потребностями зависит, видимо, от исторических, социокультурных условий, национальных особенностей народа, изменений в менталитете различных групп и слоев населения и многих других обстоятельств.

Типы социально – трудовых отношений характеризуют этические, психологические и правовые формы взаимоотношений в процессе трудовой деятельности. Важную роль в формировании типов социально – трудовых отношений играют определенные принципы, приоритетность конкретных принципов, их комбинация в процессе разрешения проблем.

Основной принцип системы социально – трудовых отношений – законодательное обеспечение прав в социально – трудовой сфере, определение объектов, субъектов, порядка их взаимодействий, охват сфер взаимоотношений субъектов, а также контроль за соблюдением этих прав.

По организационным формам выделяют следующие типы социально – трудовых отношений: партнерство, патернализм, конкуренция, солидарность, субсидиарность, дискриминация и конфликт.

В странах с развитой рыночной экономикой преобладающим типом социально – трудовых отношений является в настоящее время механизм социального партнерства в форме трипартизма и двупартизма. В Украине его развитие получило толчок с начала 1990-х годов в значительной мере стихийно по всей вертикали в системе управления хозяйственным комплексом страны.

Его привлекательность для представителей различных общественных слоев, профсоюзных и политических объединений, союзов предпринимателей состоит в том, что в основе механизма социального партнерства лежит не только идея разделения ответственности между представителями наемных работников, работодателей и правительством за результаты принимаемых и реализуемых решений, которая на практике в Украине пока осуществляется своеобразно, односторонне, но и механизм ослабления монополии органов законодательной и исполнительной власти на управление экономикой, их опеки над всеми слоями общества.

Партнерство наиболее характерно для Германии. Экономика этой страны основана на системе детально проработанных правовых документов, в соответствии с которыми наемные работники, работодатели и государство рассматриваются как партнеры в решении экономических и социальных задач. При этом профсоюзы выступают с позиций не только защиты интересов наемного персонала, но и эффективности производства на предприятиях и национальной экономики в целом.

Солидарность предполагает общую ответственность и взаимную помощь, основанную на общности интересов группы людей. Сплоченность позволяет выявлять и оценивать одинаковые интересы, типичные для той или иной группы населения, сходный социальный или экономический риск. Это в свою очередь образует конструктивную основу для того, чтобы сообща защищать свои интересы, противостоять опасности и риску. Чаще всего говорят о солидарности членов профсоюзов при отстаивании интересов наемного персонала. Солидарность проявляют и члены союза работодателей, а также члены других союзов.

Принцип солидарности может несколько утрачивать свое значение при развитии систем защиты от возможных экономических, социальных и общественных рисков, предоставляемых государством.

Для солидарности как типа социально – трудовых отношений условие сверхактивности на рынке труда не обязательно.

Государственный патернализм предполагает довлеющую роль государства в социально – трудовых отношениях или практически полную их регламентацию. Она осуществляется под флагом заботы государства о нуждах населения. Примером государственного патернализма может служить бывший СССР.

Патернализм на уровне предприятия осуществляется на основе использования жесткой регламентации социально – трудовых отношений и имеет целью заботу администрации предприятия о его сотрудниках. Патернализм на уровне небольших предприятий, как свидетельствует опыт Японии, Италии, Испании, Германии, Австрии и некоторых других стран, может оказаться высокоэффективным. Вместе с тем известны и качественно другие следствия этого типа отношений: ограничение самостоятельности субъектов отношений, пассивность в трудовом поведении, минимизация уровня притязаний к качеству жизни в целом и качеству трудовой жизни в частности.

Субсидиарность означает неослабевающее стремление человека к самоответственности и самореализации при достижении своих целей, за свои действия и призвана предотвращать перенесение ответственности на общество при решении социально – трудовых проблем. Субсидиарность можно рассматривать как противоположность патернализму. Если человек для достижения своих целей вступает в профессиональный или иной союз, то субсидиарность может реализоваться в форме солидарности. При этом человек действует солидарно при полном сознании своих целей и своей личной ответственности, не поддаваясь влиянию толпы.

Конфликт является крайним выражением противоречий в социально – трудовых отношениях. Наиболее явными формами трудовых конфликтов являются трудовые споры, забастовки, массовые увольнения (локауты).

Противоречия в социально – трудовых отношениях объективно неизбежны и при определенных условиях необходимы для развития экономических систем. В этом смысле конфликты могут быть полезны, так как они наиболее явно выражают интересы противоборствующих сторон. Однако затяжные конфликты приводят к значительным потерям для предприятия, его сотрудников и экономики страны в целом. Поэтому в паре с трудовым конфликтом должен выступать механизм социального партнерства, необходимы методы рационального управления конфликтными ситуациями.

Дискриминация – это основанное на произволе незаконное ограничение прав субъектов социально – трудовых отношений. Как тип социально – трудовых отношений дискриминация преграждает доступ субъектам этих отношений к равным возможностям на рынке труда. Дискриминация может быть по полу, возрасту, расе, национальности, конфессии и другим признакам. Проявление дискриминации возможны при выборе профессии и поступлении в учебные заведения, найме на работу, продвижении по службе, оплате труда, предоставлении услуг предприятия работникам, увольнении.

Для нашей страны несомненную актуальность имеют вопросы равенства возможностей мужчин и женщин на рынке труда, а также разрешение вопросов дискриминации на национальной основе в условиях обострения межнациональных отношений.

Равенство возможностей в социально – трудовых отношениях обеспечивается прежде всего системой законодательства. Для Украины это прежде всего Конституция Украины (статьи 21 и 24), КЗоТ Украины (статья 22), Закон Украины «О занятости населения». Украина ратифицировала конвенции Международной организации труда (МОТ) № 100 1951 года о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности и № 111 1958 года о дискриминации в области труда и занятий.

Названные выше типы социально – трудовых отношений, конечно, не существуют в чистом виде. В реальности в рамках определенного уровня (государства, предприятия, структурного подразделения) и времени социально – трудовые отношения выступают в форме моделей, комбинирующих свойства охарактеризованных выше основных типов этих отношений (как, впрочем, и неназванных, поскольку существуют и другие типы социально – трудовых отношений: бюрократизм и др.).

Следовательно, социально – трудовые отношения – продукт, рожденный сочетанием специфических обстоятельств и конкретных факторов, влияющих на них.

По характеру влияния на результаты экономической деятельности и качество жизни людей социально – трудовые отношения бывают двух типов:

1) конструктивными, способствующими успешной деятельности предприятия и общества;

2) деструктивными, мешающими успешной деятельности предприятия и общества.

Конструктивными могут быть отношения либо сотрудничества, взаимной помощи, либо конкуренции, организованной так, чтобы способствовать достижению положительных результатов. Деструктивные взаимоотношения возникают тогда, когда общая направленность интересов сотрудников и социальных групп не соответствует целям предприятия. Интересы сотрудников предприятия могут различаться по ряду признаков: психофизиологические параметры (пол, возраст, здоровье, темперамент, уровень способностей т. д.); национальность; семейное положение; образование; отношение к религии; социальное положение; политическая ориентация; уровень доходов; профессия; место в иерархии предприятия и т. д.

Само по себе различие сотрудников предприятия по этим и другим признакам необязательно ведет к деструктивным взаимоотношениям. Известно множество примеров эффективного сотрудничества самых разных людей. Основным условием такого сотрудничества является наличие объединяющей ситуации или идеи, перед которыми индивидуальные и групповые различия становятся несущественными.

Конструктивное взаимодействие сотрудников предприятия основывается на авторитете руководителей, системе пожизненного найма, высоком уровне доходов, рациональном стиле управления, психологической атмосфере в коллективе.

Эффективная система управления персоналом должна учитывать различие характеристик и интересов сотрудников. В частности, необходимо учитывать особенности работы женщин, людей предпенсионного возраста, инвалидов и молодежи. Необходимо уважать религиозные чувства и национальные обычаи.

К числу наиболее важных социальных взаимоотношений относятся взаимоотношения между руководителями и подчиненными. В Украине экономика десятилетиями функционировала на основе административных методов. Опыт развитых стран показывает, что отношения партнерства более эффективны, чем отношения, основанные на административном принуждении. Имущественное неравенство может быть любым, но на работе все сотрудники должны чувствовать себя партнерами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: