Сбытовая логистика, или логистика распределения - неотъемлемая часть общей логистической системы, обеспечивающая наиболее эффективную организацию распределения производимой продукции. Она охватывает всю цепь системы распределения: маркетинг, транспортировку, складирование и др.
Термин «распределение», имеет широкое применение, как в науке, так и на практике. В логистике под распределением понимается физическое, ощутимое, вещественное содержание этого процесса. Главным предметом изучения в распределительной логистике является рационализация процесса физического распределения имеющегося запаса материалов. Как упаковать продукцию, по какому маршруту направить, нужна ли сеть складов (если да, то какая?), нужны ли посредники и т. д.
Основной целью распределительной логистики является обеспечение доставки нужных товаров в нужное место, в нужное время с минимальными затратами.
Задачи распределения решаются на уровне микро- и макрологистики.
На микроуровне решаются следующие задачи:
• планирование процесса реализации;
• выбор упаковки продукции, ее комплектация и консервирование;
• организация отгрузки продукции;
• контроль за транспортировкой к месту потребления и доставка продукции потребителю;
• организация послереализационного обслуживания.
На макроуровне к задачам распределительной логистики относятся:
• выбор схемы распределения;
• формирование каналов распределения;
• размещение распределительных центров.
В отличие от маркетинга, который занимается выявлением и стимулированием спроса, распределительная логистика призвана удовлетворить сформированный маркетингом спрос с минимальными затратами. При этом необходимо исходить из задач удовлетворения основных потребностей потребителя продукции, которые включают следующее: своевременную доставку товара, способность удовлетворить экстренные нужды заказчика, аккуратное обращение с товарами при погрузо-разгрузочных работах, готовность изготовителя к быстрой замене дефектных изделий и поддержанию определенного уровня товароматериальных запасов.
Логистика изучает и осуществляет сквозное управление материальными потоками, поэтому решать различные задачи распределительного характера, т.е. делить что-либо между кем-либо, здесь приходится на всех этапах:
· распределяются заказы между различными поставщиками при закупке товаров;
· распределяются грузы по местам хранения при поступлении на предприятие;
· распределяются материальные запасы между различными участками производства;
· распределяются материальные потоки в процессе продажи и т.д.