Альбер Камю — Студопедия
Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Альбер Камю




Альбер Камю (1913-1960) родился в семье французского рабочего, переехавшего из Франции в Алжир. Его детство прошло на севере Африки, во французской части Алжира, где Камю окончил университет по специальности «философия». С 1938 г. работал журналистом в газете «Республиканский Алжир», в 1942 г. вернулся во Францию, вступил в движение Сопротивления. Во время войны опубликовал повесть «Посторонний» (1942), философское сочинение «Миф о Сизифе» (1942), после войны роман «Чума» (1947), философское эссе «Бунтующий человек» (1951), много занимался драматургией (кроме своих пьес осуществил постановку «Бесов» Ф. Достоевского, «Реквием по монахине» У. Фолкнера), журналистикой и публицистикой. В 1957 г. Камю была присуждена Нобелевская премия по литературе.

Камю также не был кабинетным философом, пишущим систематические философские трактаты. Его идеи еще в большей степени, чем у Сартра, вплетены в ткань образов и ситуаций его художественных произведений. Сочинения Камю, которые можно считать собственно философскими – «Миф о Сизифе», «Бунтующий человек» - мало похожи на обычные философские трактаты с их систематическими теоретическими построениями, цитатами и дефинициями. Классик «абсурдизма» и продолжатель традиций философской эссеистики, Камю предпочитал профессиональной философии традицию французских философов-литераторов и моралистов (Монтень, Декарт, Паскаль, Ларошфуко). Главная тема его философствования – мир переживаний и образ мыслей «абсурдного человека», противоречие между позитивностью и абсурдностью жизни, между миром бунта и миром блага и равновесия. Его философию можно охарактеризовать как философию, уловившую абсурдность существования и пытающуюся его осмыслить в форме философских рассуждений и литературно-художественных образов.

Подобно всем философам-экзистенциалистам, Камю полагает, что важнейшие истины относительно самого себя и мира человек открывает не путем научного познания или теоретических философских спекуляций, а посредством чувства, высвечивающего его существование, «бытие-в-мире». Камю ссылается на «тревогу» Хайдеггера и «тошноту» Сартра, меланхолию, «страх» и скуку Кьеркегора. У Камю таким чувством, характеризующим бытие человека, является чувство абсурдности мира и существования. Оно неожиданно рождается из скуки, когда индивид, выпадая из рутины повседневной жизни с ее скучным житейским распорядком (подъем, завтрак, работа в конторе, постель), вдруг задает себе вопрос «А стоит ли вообще жизнь того, чтобы ее прожить?». Так на первое место в философии Камю выдвигается вопрос о самоубийстве. «Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное – имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенное».




«Миф о Сизифе» осмысляет проблему самоубийства как свободы в отсутствии религиозной надежды и поиска «положительной формы» бытия в мире абсурда. Вопрос Камю таков: что представляет собой «абсурдный человек» и как ему жить без высшего смысла и без благодати? Камю противопоставляет свой образ абсурдного человека традиционным и современным философско-антропологическим, моральным и религиозным конструкциям. Его полемика направлена против религиозного подхода к человеку и против учений, предписывающих человеку моральные нормы извне – согласно предписаниям общества, заповедям религии. Морализм исходит из оправдания зла, Камю исходит из «невиновности человека», поскольку человеку не в чем оправдываться. Для абсурдного человека «существует ответственность, но не существует вины». В абсурдном мире ценность понятия, действия и жизни измеряется их плодотворностью.

Самоубийство традиционно рассматривалось как социальный феномен, выход из болезненной неспособности к социальной адаптации, патологического нарушения психической способности восприятия реального мира. «Мы же, напротив, с самого начала ставим вопрос о связи самоубийства с мышлением индивида», - пишет Камю. Мир вне человека не абсурден. «Если абсурд и существует, то только во вселенной человека». Чувство абсурдности и безнадежности является не патологией сознания человека, а фактической нормой его существования.



Возможны два неправомерных вывода из констатации абсурда. Первый из них – самоубийство, второй – «философское самоубийство». Самоубийство представляет собой способ покончить с абсурдом, поскольку вместе с самоликвидацией человека во временном затмении ясности суждения исчезает и абсурд, но на самом деле самоубийство - это примирение с абсурдом. «Философское самоубийство» - такое же бегство от абсурда, «скачок через стены абсурда», поскольку на место ясности приходят иллюзии в разумности, благости, милосердия мира, желаемое принимается за действительное. Ответ Достоевского на проблему абсурда – смирение, Шестова – религиозное смирение, ответ Кьеркегора – «жертвоприношение интеллекта», и все эти мыслители совершают «философское самоубийство». Но абсурд предельно ставит под сомнение все ценности, включая утешение в Боге, абсурд тотален. Поэтому Камю отдает предпочтение мужеству продолжения жизни и способности ясного суждения человека в ситуации абсурда. В противоположность другой крайности - европейскому нигилизму - Камю предлагает в качестве терапии «абсурдному человеку» свет разума, поиск смысла, полноту переживания, надежду, самодисциплину и «эффективную этическую школу терпения и ясности».

Если Ницше, отец европейского нигилизма, предложил утратившему христианскую веру человечеству миф о «вечном возвращении», то Камю предлагает ему миф об «утверждении самого себя»: с максимальной ясностью ума, с пониманием выпавшего удела, человек должен нести бремя жизни, не смиряясь с ним. Эстетическое и творческое самоутверждение, бунт против мифологии добра и зла, против всех богов и идолов – способ обрести смысл жизни. Миром управляет не бессмыслица, а смысл, но его трудно расшифровать – ключом к этому ускользающему смыслу является тотальный метафизический и политический бунт.

«Бунтующий человек» - это история бунта против несправедливости человеческого удела. Исходный пункт рассуждения Камю остается прежним – это абсурд, ставящий под сомнение все ценности. Однако отказ от самоубийства в философии абсурда косвенно свидетельствовал, что можно привести доводы и против убийства. Но вопрос все же оставался непроясненным. Абсурд, по мнению Камю, запрещает не только самоубийство, но и убийство, поскольку уничтожение себе подобного означает покушение на уникальный источник смысла, каковым является жизнь каждого человека.

В данной философской работе у Камю центральной темой размышления становится понятие бунта. Бунт придавет цену индивидуальной жизни – это «борьба интеллекта с превосходящей его реальностью». Однако бунт становится коллективным способом существования людей, «общим начинанием», объединяющим их началом. Бунт извлекает индивида из его одиночества, выступает формой политической и метафизической общности людей.

Книга в целом посвящена анализу тех форм бунта, которые переросли в ХIХ веке в сопротивление политическим и идеологическим режимам и сокрушительные революции ХХ века. Камю подходит к «историческому бунту» отнюдь не как историк и не как философ истории. Его более всего интересует, какие умонастроения и идеи толкали (и толкают) людей к цареубийству, революционной смуте, к террору, войнам, массовому уничтожению иноплеменников и соплеменников. Философским предпосылкам и социально-политическим идеям эпохи Камю приписывает поистине решающую роль в этих процессах. Несмотря на жесткую критику разрушительных последствий бунта, нигилизма и революции, Камю воздает должное бунту и революционности, поскольку они порождены осознанием абсурдности человеческого удела. И следовательно, стоит верить в человека, осмысленно принявшего на себя «риск и трудности свободы», верить в то, что его истинный бунт будет свободен от разрушительных последствий. К этой вере в человека призывал Камю в своих последних, написанных перед трагической гибелью в автокатастрофе, работах.

Контрольные вопросы:

1. Назовите основные характеристики экзистенциализма.

2. Какие социально-политические события оказали наибольшее влияние на появление экзистенциализма?

3. Перечислите основные категории философии Сёрена Кьеркегора.

4. Какие последовательные стадии на пути к Богу, с точки зрения Кьеркегора, проходит человек?

5. В чем главное отличие философии М. Хайдеггера от философии С. Кьеркегора?

6. Как понимается экзистенция в философии М. Хайдеггера?

7. Назовите отличительные черты философии К. Ясперса.

8. Какие наиболее важные философские проблемы ставит и рассматривает Ж.‑П. Сартр?

9. Даете характеристику наиболее значимых философских работ А. Камю.

Дополнительная литература

1. Вдовина И. С. Французский персонализм. – М.: Высшая школа, 1990.

2. Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990.

3. Киссель М.А. Философская эволюция Сартра. – Л., 1976.

4. Кузнецов В.Н. Жан-Поль Сартр и экзистенциализм. – М.: МГУ, 1969.

5. Кьеркегор С. Страх и трепет. – М.: «Республика», 1993.

6. Мальро, Камю, Сартр (сб. статей). – М.: Искусство, 1995.

7. Марсель Г. Быть и иметь. – Новочеркасск, 1994.

8. Марсель Г. К трагической мудрости и за ее пределы // Проблема человека в современной западной философии. – М., 1988.

9. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. – М.: Изд-во гум. лит-ры, 1995.

10. Мунье Э. Манифест персонализма. – М.: Республика, 1999.

11. Самосознание европейской культуры ХХ века (сб.). – М., 1991.

12. Сартр Ж-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. – М.: Республика, 2000.

13. Сартр Ж-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм // Проблема человека в современной западной философии. – М., 1988.

14. Слинин Я. А. На подступах к экзистенциализму: Размышления Ж.‑П. Сартра о воображении и воображаемом // Ж.‑П. Сартр. Воображаемое. – СПб: Наука, 2001.

15. Тузова Т.М. Ответственность личности за свое бытие в мире: Критика концепций французского экзистенциализма. – Минск, 1987.

16. Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия. – М.: «Прогресс»-»Гнозис», 1992.

17. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994.





Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 1527; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 11131 - | 8278 - или читать все...

Читайте также:

 

3.231.220.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.004 сек.