Классификация товаров и услуг

Все изделия (товары) подразделяют на:

- товары личного пользования;

- товары производственного назначения;

- услуги

Такая классификация подчеркивает различия в характеристиках товаров, покупка их вызывается разными потребностями и оправдывается разными мотивами.

Товары личного пользования или потребительские товары – это товары и услуги, предназначенные для конечного потребителя, для личного, семейного или домашнего использования.

Приобретение товара личного пользования это акт единичной воли. Главный признак – применение, а не конкретная сущность.

Например, обед в ресторане, видеомагнитофон, холодильник, пылесос являются потребительскими товарами только в том случае, если приобретаются для личного, семейного или домашнего употребления.

В свою очередь товары личного пользования (потребительские) по степени присущей им долговечности можно разделить на две группы:

1) товары длительного пользования – материальные изделия, выдерживающие многократное использование, приобретаемые сравнительно редко. Примерами могут служить автомобили, мебель, холодильники, одежда;

2) товары кратковременного использования – материальные изделия, потребляемые либо сразу, либо за несколько циклов использования, после чего приобретаются снова. Примерами подобных товаров могут быть моющие средства, продукты питания и т.д.

Есть другие способы классификации этих товаров. Потребители покупают огромное количество разнообразных товаров. Одним из признаков классификации этих товаров является разбивка их на группы на основе покупательских привычек потребителей.

1. Товары (предметы) повседневного спроса – товары, которые потребитель покупает часто, без раздумий (газеты, табачные изделия).

2. Товары тщательного выбора – товары, которые потребитель в процессе выбора и покупки сравнивает между собой по показателям пригодности, качества, цен (мебель, основные электробытовые приборы).

3. Товары особого спроса – товары с уникальными характеристиками или отдельные марочные товары, для приобретения которых покупатель готов нести дополнительные затраты (престижные марки автомобилей, модные товары, марочные вина).

4. Товары пассивного спроса – товары, которых потребитель не знает или знает, но обычно не задумывается об их существовании. Например, кухонный комбайн может пребывать в разряде товаров пассивного спроса до тех пор, пока потенциальные потребители не будут информированы о существовании данного товара и его потребительских свойствах и характеристиках.

По каким бы признакам не классифицировался товар, основой является удовлетворение потребностей.

Товары производственного назначения – те товары, которые приобретаются для использования в производственном процессе с целью выпуска других товаров или услуг, для хозяйственных нужд или для перепродажи другим потребителям.

Формирование спроса на продукцию производственного назначения идет сложно. Для того, чтобы такой товар пользовался успехом, кроме его качества немаловажную роль играют еще и обязательность поставщика (надежность) в выполнении сроков поставки, и соответствие представленных в рекламе характеристик изделия реальным. Под обязательностью (надежностью) поставщика понимается уверенность в том, что товар соответствующего качества будет поставлен точно в срок со всей необходимой документацией.

В практике маркетинга товары производственного назначения классифицируются на следующие категории.

1. Капитальное и вспомогательное оборудование используется в производственном процессе и не становится частью конечного продукта.

Например, капитальное оборудование: административные здания, большие станки, печатные прессы; вспомогательное оборудование: автогрузчики, ручной инструмент.

2. Сырье, материалы и готовые детали – полностью используются в процессе производства и становятся частью конечной продукции.

3. Производственные запасы – это товары, необходимые для повседневного функционирования фирмы.

Такая классификация основывается на различном отношении покупателя к этим товарам, а также специфике предъявляемых требований к способам продажи, обслуживания и другим аспектам торговли данными товарами.

Услуги подразделяются на две категории:

· потребительские услуги;

· услуги производственного назначения.

Потребительские услуги – объекты продаж в виде действий, результатом которых является какое – либо изделие либо тот или иной полезный эффект.

Примерами подобных товаров может быть стрижка в парикмахерской, сшитая по индивидуальному заказу верхняя одежда и т.д.

В свою очередь потребительские услуги делятся на три широкие категории:

1. Услуги, связанные с арендой товаров. Сюда относится сдача товаров в аренду на определенный срок за определенную плату, например, прокат автомобилей, сдача номеров в гостиницах, аренда жилья.

2. Услуги, связанные с ремонтом или переделкой товара, принадлежащего потребителю.

Например, ремонт часов, автомобилей, химическая чистка, мойка автомобилей.

3. Оказание личных услуг нетоварного характера, например юридические услуги, обучение.

Услуги производственного назначения подразделяются на:

- услуги по техническому обслуживанию и ремонту (ремонт оборудования);

- услуги консультативного характера (правовые консультации, услуги рекламных агентств, бухгалтерские услуги).

Характеристики услуг существенно отличаются от характеристик товаров:

- услуги неосязаемые;

- услуги не могут храниться;

- производитель и его услуги неотделимы.

В основе и этой классификации лежит удовлетворение потребностей потребителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: