В педагогической практике основными видами межличностных конфликтов являются конфликты:
ученик — ученик;
ученик — учитель;
учитель — учитель.
Конструктивное разрешение конфликтов в педагогическом процессе
Конфликты в педагогическом процессе неизбежны. Профессия педагога признана в числе самых тяжелых, по своей психофизиологической напряженности. Поэтому одной из проблем в педагогике является вопрос конструктивного разрешения конфликтов.
Педагогика имеет на вооружении ряд алгоритмов повеления, необходимых для успешной работы учителя:
· в школе должно быть только рабочее настроение, отрицательные эмоции, связанные с личными проблемами, остаются за порогом школы:
· не избегать конфликтов, направлять процесс их разрешения в конструктивное русло, не затягивать их разрешения;
· одинаковое, справедливое отношениеко всем ученикам:
· вся деятельность учителя сосредоточивается на процессе обучения и воспитания:
· не унижать учеников, а поднимать их до своего уровня:
|
|
· учить школьников умению учиться:
· в отношениях с коллегами демонстрировать только ассертивную форму поведения.
Стратегии и методы управления конфликтом.
1.Регулирование - прекращение конфликта. При регулировании конфликт находит своё завершение при противостоянии сторон, которые стремятся к достижению своих преимуществ, заставляя другую строну действовать против своих интересов. В результате такого противоборства возможен только проигрыш. Регулирование конфликта - это юридическое воздействие. К регулированию относятся:
· переговоры
· примирение(согласительная процедура)
· посредничество.
Управление осуществляется в следующих формах: администрирование, арбитражем, судебным разбирательством.
2. разрешение - компромисс и сотрудничество. Конфликт прекращается в результате прямого взаимодействия сторон или с участием 3-ей стороны на основе анализа причин и содержания разногласий, направленного на максимальное сближение позиций и достижение соглашения относительно наилучшего способа удовлетворения противоположных интересов. Разрешение конфликта не юридическое воздействие для него характерен неофициальный характер. Процесс разрешения сосредотачивается на потребностях и интересах сторон.