Сущность и значение материально-технической базы туризма. Классификация материально-технической базы

Одним из перспективных видов хозяйственно-экономической деятельности для потребительской кооперации и России в целом, по оценкам российских и зарубежных экспертов, является туристическая деятельность. Эти оценки базируются на уникальных туристско-рекреационных ресурсах Российской Федерации. При богатейшей ресурсной базе, доля России на международном туристическом рынке составляет менее 1%. Основным фактором, препятствующим развитию туристической деятельности является отсутствие необходимой материально-технической базы, обеспечивающей условия для эксплуатации ресурсов.

В структуре менеджмента туристской деятельности, включающей: управление персоналом, управление маркетингом, инновационно-технологическое и финансово-инвестиционное управление, управление материально-технической базой занимает основополагающее место.

Управление МТБ – предполагает управление материально-технической базой организаций, создающих товары и услуги, являющиеся составляющими турпродукта. В комплекс МТБ, а соответственно и объектов управления включаются материально-технические базы туристско-рекреационных ресурсов, предприятий размещения, питания, транспорта, анимации, бытового обслуживания и др.

Комплекс управления МТБ предполагает, в первую очередь, управление материально-технической базой туристско-рекреационных ресурсов, определяющих цель приезда туристов в регион, вид туризма, и другие составляющие управления туристской деятельностью.

Управление МТБ других предприятий и организаций, входящих в комплекс туриндустрии предполагает создание условий, обеспечивающих доступность потребления туристско-рекреационных ресурсов, а также позиционирование турпродукта, и его экономическую эффективность.

Таким образом, управление материально-технической базой, является приоритетным для развития туристской деятельности в целом, так как без МТБ организаций и предприятий, создающих туристские продукты и услуги не может быть туристской деятельности в целом. Другие элементы управления, являются по существу надстроечными.

Понятие материально-технической базы в литературе отсутствует.

Для определения понятия материально-технической базы и составных частей её образующих, необходимо отметить сложный механизм формирования туристского продукта и особенности его определяющие: во-первых многосоставность турпродукта, во-вторых множественность видов.туризма.

Предприятия более 80 отраслей и сфер хозяйственной деятельности прямо или косвенно принимают участие в формировании туристского продукта:

· предприятия сферы размещения оказывают услуги по проживанию,

· предприятия питания предоставляют услуги по приготовлению пищи,

· транспортные предприятия осуществляют перевозку туристов, и т.д.

Турпродукт является связующим и объединяющим механизмом МТБ организаций различных отраслей хозяйственной деятельности, форм собственности и организационно-правовых структур.

Исходя из этого, можно дать определение материально-технической базы туризма, относительно туристского продукта, так как в первую очередь МТБ формируется для производства этого продукта.

Система формирования МТБ и управление её функциональным развитием предполагает определенную иерархичность. Иерархия МТБ предполагает формирование комплекса турпродукта, в последовательности удовлетворения неотложных потребностей туристов и формирование турпродукта туроператором.(рис. 2). Безусловно, приоритетность в системе формирования материально-технической базы принадлежит МТБ туристско-рекреационных ресурсов: музеев, храмов, парковых ансамблей, горнолыжных спусков и т.д., так как именно ресурсы являются целью приезда туристов и обеспечивают достижение цели турпоездки.

Второй уровень по иерархии составляют МТБ организаций размещения, питания, транспорта, турпредприятий, обеспечивающих доступность и условия потребления услуг туристско-рекреационных ресурсов.

Надстроечными уровнями иерархии материально-технической базы туризма является организаций обслуживающих досуг туристов – МТБ специализированных и анимационных сооружений и организаций.

Для Российской Федерации характерен значительный многовидовой потенциал туристско-рекреационных ресурсов. На основе оценки этого потенциала Всемирная туристическая организация прогнозирует активное развитие туристической деятельности в России, но при условии формирования современной инфраструктуры и МТБ туризма.

Услуги размещения
Услуги питания
Транспортные услуги
Сервис


Страховые услуги
Оздоровительные услуги
Спортивные услуги
Культурно-развлекательные услуги
Экскурсионные услуги
ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ


Рис. 2. Материально-технической базы туризма на основе формирования туристского продукта

. Современная МТБ туризма в Российской Федерации находится в неудовлетворительном состоянии. Средний возраст гостиниц составляет 50 - 60 лет. В 2005 году наметилась позитивная тенденция в этом секторе, как в связи со строительством новых гостиниц, так и в связи с увеличением мест размещения. Количество организаций санаторно-курортного типа в настоящее время по сравнению с 1980 годом уменьшилось на 32%, а туристических баз в 5 раз.

По оценкам специалистов степень износа МТБ средств размещения составляет в настоящее время 60-70%.

В сфере транспорта, в связи со старением материально-технической базы также сложились проблемы с обслуживанием пассажиропотоков, в том числе туристических. В целях решения проблемы транспортной инфраструктуры принята Стратегия развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года.

В последнее время активно развивается сектор общественного питания. Только за последние 5 лет он вырос почти в 10 раз. Диверсифицировался состав предприятий питания: наряду с кафе и ресторанами появились бистро, пиццерии, блинные. Значительно изменились технологии и сервис обслуживания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: