Основные блоки помещений гостиниц

Главнейшими функциональными помещениями развитого гостиничного здания являются:

  • блок приемно-вспомогательных помещений;
  • блок помещений жилой группы;
  • блок помещений питания;
  • блок помещений администрации;
  • блок подсобных и хозяйственных помещений.

Все перечисленные блоки должны быть взаимо­связаны между собой с учетом специфики функцио­нального процесса (рис. 7 (А).

В зависимости от типа гостиницы в ее структуру могут быть включены допол­нительные блоки (рис.7 (Б).

Основным связующим звеном всех групп помеще­ний гостиницы является блок приемо-вспомогатель­ных помещений с вестибюлем. Он создает первое впечатление о гостинице. В этом блоке осуществляет­ся: прием, оформление и размещение приезжающих, расчеты с ними, выдача различных справок по гости­нице, хранение и транспортировка багажа и т.д.

Рис.6. Схема функциональной организации высококомфортабельной гостиницы большой вместимости:

1 – дирекция, 2 – бухгалтерия, 3 – касса, 4 – телефонная станция, 5 – туалет, 6 – администрация, 7 – дежурный администратор, 8 – портье, 9 – щитовая, 10 – вестибюль, 11 – ресторан, 12 – бар-кафе, 13 – зал для конференций и банкетов, 14 – клубные помещения, 15 – зал для завтраков, 16 – гардероб, 17 – кухня, 18 – заготовочные, 19 – помещения персонала, 20 – раздаточная с подъемником, 21 – склад, 22 – гараж, 23 – подсобные помещения, 24 – хранение багажа, 25 - номера

Функциональная организация помещений вести­бюльной группы должна обеспечить рациональное вза­имное расположение вертикальных коммуникаций и входов, с тем, чтобы движение основного людского потока было наиболее коротким. Функциональная связь между зонами и помещениями вестибюльной группы должна исключить пересечение людских потоков.

В вестибюле должно соблюдаться четкое зониро­вание, сводящее к минимуму пересечение потоков про­живающих, уезжающих и приезжающих гостей, персо­нала, эпизодических посетителей и путей доставки багажа в номера и к автобусам.

В вестибюлях предусматриваются следующие основные зоны: интенсивного пешеходного движения, экстенсивного пешеходного движения, рекреационная, вспомогательная.

Зона интенсивного пешеходного движения вклю­чает маршрут транзитного движения к лифтам и лестницам.

Зона экстенсивного пешеходного движения вклю­чает пешеходные подходы к вспомогательным помеще­ниям гардероба, торговым киоскам, телефонам-авто­матам и группе приема. Нормативная площадь вести­бюля с гардеробом принимается 0,74 м2 на 1 место.

В группе помещений приема находятся: дежурный администратор, ведущий учет занятых номеров, пред­варительных заказов; касса, где клиентами проводится оплата всех предоставленных услуг, автоматически зарегистрированных на индивидуальных карточках; портье, ведущий учет ключей (а по ним присутствие клиентов), выдающий корреспонденцию и выполняю­щий личные поручения.

Вспомогательная зона включает следующие поме­щения: отделение связи, сберегательную кассу, транс­портное агентство, парикмахерскую, пункты приема вещей в ремонт, химчистку и прачечную, камеру хранения.

Рекреационная зона обеспечивает кратковремен­ный отдых отъезжающих и прибывающих гостей.

Размещение функциональных зон может быть различным, его характеризуют следующие основные схемы: фронтальная, продольная и концентрическая (рис.В). Следует отметить, что состав зон и их плани­ровочная организация зависит от типа гостиницы.

В четырех и пятизвездных гостиницах предусмат­риваются магазины и торговые киоски. При вестибю­лях должны иметься специальные помещения для сортировки багажа, откуда он специальным лифтом доставляется в соответствующие жилые этажи и номе­ра приезжающих и отъезжающих. Из помещений сор­тировки багажа должен иметься непосредственный доступ к подъезжающим и отправляющимся автобусами автомобилям.

Размещение вспомогательных помещений гости­ницы вокруг ее основного звена - вестибюля, должно предусматривать возможность быстрой ориентировки прибывающих, зрительного контроля за посетителями и исключать возможные (в туристических гостиницах) скопления групп туристов.

Рис.7 Функциональная структура гостиниц:

А – общего типа; Б – курортные и туристские,

1 – пешеходные коммуникации, 2 – транспортные коммуникации

Рис. 8. Схемы функциональной организации помещений вестибюльной группы:

I-фронтальная; II-продольная; III-концентрическая;

1 – вход, 2 – помещения вестибюля, 3 – участок вертикальных коммуникаций, 4,5,6 – помещения группы приёма, 7 – участок торговых павильонов, 8 – участок телекоммуникаций

Большое значение имеет выбор места установки лифтов. Лифты, как правило, компонуются группами по несколько в каждой. Места постановки этих групп должны обеспечивать кратчайшие пути попадания в номера; в вестибюле лифты следует располагать так, чтобы их можно было легко найти.

Коридоры, как и вестибюль, составляют первона­чальное представление о гостинице. Ширина коридора рассчитывается так, чтобы в нем легко могли разми­нуться два человека с чемоданами в руках. Отсюда требуемая ширина одностороннего коридора" не менее1,3-1,4 м, а двустороннего - 1,6-2,0 м (если двери открываются внутрь номера). Если же двери откры­ваются в коридор, ширина его соответственно увеличи­вается (Рис. 9).

Рис. 9. Нормативные размеры ширины коридора в зависимости от входов в прилегающие помещения

Блок помещений жилой группы является основ­ным в гостиницах любого типа. Эти помещения состав­ляют более 50% объема здания и представляют собой жилые комнаты - номера, а также непосредственно связанные с ними вспомогательные и служебные по­мещения.

Гостиничный номер включает себя почти все элементы жилища человека (кроме кухни), здесь должно быть место для отдыха и сна, работы, приема гостей. В нем есть передняя, шкаф для одежды, санузел.

Номера размещаются на жилых этажах, где нахо­дятся также помещения для дежурного персонала, обслуживающего их, общие горизонтальные коммуни­кации, гостиные, лифтовые или лестнично-лифтовые холлы. Основные вертикальные коммуникации (лест­ницы и лифты) часто объединяют в единый лестнично-­лифтовый узел, расположение которого зависит во многом от формы плана жилых этажей.

Рис. 10. Гостиничные номера различной категории

Как показывает анализ практики проектирования и строительства гостиниц, жилую часть проектируют с прямоугольной, компактной, атриумной и усложнен­ной формой плана (Рис. 11 и 12).

Гостиницы с прямо­угольной и усложненной формой плана распростра­нены больше, чем с компактной и атриумной. На вы­бор формы плана влияют: градостроительные особен­ности участка строительства, его размер и форма, санитарно-гигиенические и противопожарные требова­ния, технико-экономические соображения, а также творческий замысел архитектора.

Прямоугольная форма плана применяется в зда­ниях гостиниц различной этажности и протяженности. На основе прямоугольных планов обычно создают лаконичные объемы зданий в форме параллелепипеда.

Компактная форма плана (близка к кругу, эллип­су, квадрату, треугольнику) больше присуща много­этажным гостиницам башенного типа. Узел вертикаль­ных коммуникаций при такой планировке часто разме­щен в центральной части здания. Общие поэтажные коридоры не растянуты; расстояния от вертикальных коммуникаций до входов во все номера относительно небольшие. Гостиницы с компактной формой плана целесообразны на небольших участках, освобождаю­щихся при реконструкции городов; в районах, богатых зелеными насаждениями, при максимальном сохране­нии этих насаждений; в сложных грунтовых усло­виях (на горных склонах, скальных грунтах и т.д.).

Усложненная форма плана жилой части имеет много вариантов: «трилистники», «крестовины»; раз­личные криволинейные формы.

Изменение направления общих горизонтальных коммуникаций позволяет избежать впечатление моно­тонности коридора, возникающее в протяженных зда­ниях с прямоугольной формой плана. Однако при сложных изгибающихся формах плана не все номера находятся в одинаковых условиях. Например, в номе­рах, расположенных во внутренних углах здания, ухудшаются условия освещения и инсоляции (возмож­но затенение номеров, особенно размещенных в ниж­них этажах), в ряде случаев не исключено «просмат­ривание» номера из окон других помещений.

Атриумная форма плана (с внутренним двором, застроенным по периметру) позволяет разместить на этаже большое число номеров. Чаще всего во внутрен­ний замкнутый двор обращают общие галереи или обслуживающие помещения. Иногда во внутренний двор обращены номера. При ориентации номеров во внутренний двор гостиницы они лишаются видовых качеств, ухудшается изоляция номеров от окон, рас­положенных напротив помещений.

Во всех планировочных решениях основным структурным элементом жилого этажа является номер. На основе анализа практики проектирования и строи­тельства гостиниц все многообразие номеров можно свести к следующим основным типам:

  • однокомнатные номера на 1 человека; o однокомнатные номера на 2 человека;
  • однокомнатные номера на 3-4 человека;
  • номера с повышенным комфортом из 2-х комнат и более (люксы и апартаменты).

Наибольшее распространение в мировой практике получили однокомнатные номера на одного и двух человек. В соответствии с ГОСТ 28681.4-95 в гости­ницах одна звезда таких номеров должно быть 60%, две звезды - 80%, три и более звезд - 100%.

Считается целесообразным, что "люксы" и апар­таменты должны составлять 5-8% номеров.

Современные номера, как правило, состоят из жи­лой комнаты (или комнат), передней, санитарного уз­ла. Из общей площади однокомнатного номера жилая, в основном занимает более 70%, передняя 12-15%, санузел - 13-22%.

Блок группы помещений общественного питания. Функциональная организация этой группы помещений решается с учетом категорийности гостиниц. В одно­звездных гостиницах питание гостей не предусматри­вается. В двух-трехзвездных должны быть рестораны или кафе. В 4 и 5-звездных - рестораны, банкетные залы, бары, а в 5-звездных и ночные клубы.

Ночные клубы рассчитаны на показ зрелищных программ и строятся обычно по типу варьете с возмож­ностью размещения посадочных мест в виде амфитеат­ра, с танцевальной площадкой, артистическими, поме­щениями для реквизита, светотехники и пр. Ресторан гостиницы включает в число своих посадочных мест банкетные залы, организуемые в ресторанной группе помещений, однако число мест в банкетных залах нор­мируется не свыше 20% общей вместимости ресторана.

Тенденция рассматривать ресторанную группу помещений в курортных и туристических гостиницах как одно из мест возможного проведения досуга, об­условила появление в составе этой группы таких но­вых типов ресторанов, как рестораны национальной кухни, гриль-рестораны, варьете, винные и пивные погребки, танц-бары, бары-дискотеки и пр. Такие предприятия питания получили наименование «раз­влекательного» и «занимательного» питания. Тенден­ция к их развитию в туристических и курортных гостиницах в настоящее время является весьма перс­пективной.

Обеденные залы в столовых и ресторанах следует проектировать вместимостью не более 250 мест, по­скольку при большой вместимости создается диском­фортная обстановка (шум, большое движение посети­телей).

Количество посадочных мест в буфетах определя­ется из расчета не менее 10% вместимости гостиницы. Рационально их размещать с хорошей вертикальной или иной связью с блоком группы питания.

Весь обслуживающий группу питания персонал должен иметь отдельный вход в гостиницу со своим вестибюлем, раздевалками, душевыми, санузлами, комнатами отдыха и административно-хозяйственными помещениями.

Рис. 11. Форма плана жилых этажей гостиниц:

Прямоугольная (1-6), компактная (7-12), атриумная (13-14).

Рис. 12. Усложнённая форма плана жилых этажей гостиниц

Блок группы помещений администрации раз­мещается обычно на первом или втором этаже здания гостиницы. Помещения администрации должны иметь удобную связь с блоками приемно-вспомогательных помещений, жилья, общественного питания. В состав группы помещений администрации входят кабинеты директора и его заместителей, главного инженера, управляющего делами; комнаты отдела кадров, плано­вого отдела, отдела снабжения, бухгалтерии, архива и др. В крупных современных гостиницах предусматри­вается помещение для электронно-вычислительных машин.

Все административные помещения объединяются в группы по функциональным признакам:

  • помещения дирекции (кабинет директора, зам.директора, приемная);
  • помещения инженерно-технического персонала (кабинет главного инженера и конторские помещения инженерно-технического персонала);
  • помещения планово-экономического отдела (кабинет главного экономиста и конторские помещения);
  • помещения бухгалтерии и кассы (кабинет главного бухгалтера, конторские помещения бухгалтерии, помещение кассы, приемное помещение перед кассою;
  • помещения отдела кадров (комнаты начальника отдела и инспекторов).

В гостиницах на 50-400 человек площадь админи­стративного блока исчисляется из расчета 0,12-0,18 м2 на одно койко-место. Для более крупных гостиниц также установлены соответствующие нормативы.

Блок помещений культурно-массового обслужи­вания предусматривается в основном в туристических и курортных гостиницах. В гостиницах общего типа эта группа помещений отсутствует. Блок этой группы помещений состоит из зрительного зала, фойе - танце­вального зала, библиотеки, бильярдной и гостиных. В курортных гостиницах в соответствии с заданием на проектирование могут предусматриваться открытые и закрытые плавательные бассейны, финские бани, зимние спортивные залы.

В гостиницах с высоким уровнем комфорта пре­дусматривается также блок спортивно-рекреационных помещений, куда входят: универсальный зал для про­ведения конгрессов, культурных мероприятий и т.п., помещения для секционных заседаний, переговоров, экспозиционный зал (салон) для организации выста­вок, демонстрации произведений искусства, предна­значенных для продажи, сауна с баром и залом спор­тивных тренажеров, массажный зал, зал игровых авто­матов, комната (зал) для настольного тенниса и др.

Блок подсобных и хозяйственных помещений имеется в гостиницах любого типа. Это помещения обслуживающего персонала, различные бытовые мас­терские, склады, бельевые грязного и чистого белья и т.д. В небольших гостиницах (до 300 чел.) для них определен норматив площади 0,33-0,39 м2 на одно койко-место. Установлена также норма на шкафы(бельевые) в хозяйственных комнатах небольших гос­тиниц: 0,06-0,04 м2 на одно место; на гардеробные шкафы персонала: 0,07-0,05 м2 на одного человека.

Одним из важнейших хозяйственных помещений гостиницы являются центральные бельевые чистого и грязного белья. Они должны быть самостоятель­ными, изолированными друг от друга помещениями. Центральная бельевая чистого белья связывается грузовым лифтом с поэтажными бельевыми. При ней предусматривается место для починки и глажки белья. Центральная бельевая для грязного белья связывается с поэтажным бельепроводом. Иногда помещения для хранения использованного белья устраивают в под­вале. Размеры бельевых комнат определяются строи­тельными нормами.

Большое внимание уделяется размещению и обо­рудованию технических помещений и установок. В зданиях больших многоэтажных гостиниц для устрой­ства машинных и различных санитарно-технических отделений отводится целый технический этаж. Здесь размещаются бойлерные, помещения для кондициони­рования воздуха, вентиляционные камеры, помещения для счетчиков, аккумуляторная, трансформаторные, а также ремонтные мастерские для энергетической, санитарно-технической, слесарной, столярной и про­чих групп.

Рис. 13. Факторы, определяющие комфорт внутреннего пространства гостиницы

3.3 Архитектура в имидже гостиниц. Архитектурно-планировочное решение гостиничных, туристских и санаторно-курортных комплексах.

Имидж гостиницы – понятие сложное и многогранное, он становится результатом воплощения в жизнь концепции отеля, той идеи, которая ложится в основу его создания. Можно сказать, что положительный имидж появляется при гармоничном единстве формы и содержания. При этом архитектурное решение гостиницы является формой, а работа сервисных служб – содержанием.

Архитектура отеля или гостиничного комплекса – понятие сложное и многогранное, включающее в себя внешний облик зданий, их внутреннюю планировку, ландшафтную организацию территории и внутреннее убранство помещений. Каждая составляющая важна и самостоятельна, но только в комплексе, соединяясь в одно гармоничное целое, они становятся законченным художественным образом, соответствующим общей идее отеля.

Роль архитектуры в формировании имиджа гостиниц необычайно важна. Выразительный архитектурный облик становится тем визуальным фактором, который производит самое первое и сильное впечатление на клиента. Анализируя многообразие существующих на сегодняшний день в мире отелей и гостиничных комплексов, можно сделать вывод, что практически все современные архитектурные направления и течения нашли здесь свое отражение. Это связано с тем, что являясь сложным и комплексным по своему назначению объектом, сочетающим в себе наряду с жильем общественно-развлекательные функции, гостиница позволяет архитектору воплотить самые смелые новаторские идеи, создать выразительный и запоминающийся образ.

Именно создание такого яркого образа, а не просто сооружения, и является той целью, которую ставит перед автором проекта заказчик-инвестор. При этом важно, чтобы объект был гармонично вписан в существующую застройку или окружающий природный ландшафт. Выразительный пластический облик, самобытный, запоминающийся интерьер, использование национальных особенностей местной архитектуры и традиционных материалов – вот те архитектурные средства, которыми создается неповторимая атмосфера – неотъемлемая часть имиджа отеля.

Архитектурно-планировочные решения гостиниц часто диктуются природно-климатическими факторами, культурно-историческими особенностями определенного региона, его архитектурными традициями. Именно использование традиционных для данной местности планировочных приемов и строительных материалов в сочетании с неожиданными новаторскими идеями обеспечивает гостинице столь привлекательный для приезжих национальный колорит. Применение в декоре и оформлении интерьера специфических деталей – произведений искусства или авторского дизайна, антикварной мебели или изделий ремесленного творчества завершает формирование цельного и яркого художественного образа гостиницы, запоминающегося клиенту на эмоциональном уровне. Кроме этого огромное значение имеет рациональная функциональная организация пространства гостиницы – разделение его на гостевую и служебную зоны и обеспечение удобной связи между ними, а также современное инженерное оборудование. Таким образом, еще на стадии проектирования, а затем и строительства формируются основы благоприятного имиджа предприятия и закладывается база для его процветания.

По функциональному назначению различные гостиничные помещения объединяют в жилую, общественную и служебно-хозяйственные части. За счёт различного взаиморасположения и решения этих частей создаются различные объёмно-пространственные структуры гостиниц.

1. Жилая и общественные части расположены в одном здании. Общественная часть находится в нижних, 2-3-х этажах, а жилая – над ними. Имеет широкое применение. Ограничивает площадь застройки, что является экономично выгодным при строительстве. Требует обязательного устройства технического этажа между жилой и общественной частями.

2. Жилая и общественная части гостиницы расположены в разных, но взаимосвязанных между собой зданиях. Жилая часть имеет меньшую часть застройки, но большую этажность, чем общественная. Обеспечивается чёткое функциональное и конструктивное разделение гостиничного предприятия. Более дорогая застройка, так как требуется больше площади.

3. Жилая и общественная части расположены в различных, самостоятельных зданиях, не связанных между собой. Обеспечивает более чёткое функциональное и конструктивно-планировочное решение, требует максимальной площади застройки. Применяется, в основном, в гостиничных комплексах и в санаторно-курортных учреждениях.

4. Комбинированный – сочетание двух или трёх видов застройки.

Рис. 14. Объемно-планировочные решения гостиниц:

Гостиница «Спутник», Москва, гостиница «Рэдиссон-САС-Славянская», Москва, гостиница «Бородино»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: