Цель: подведение итогов работы, проделанной в рамках Фестиваля визуальных искусств.
Оборудование: листы бумаги формата А-4, краски, карандаши, фломастеры, клей, цветная бумага, костюмы для ведущих, магнитофон, видеокассеты.
Подготовительный этап: за 1–2 дня до проведения самого дела все дети получают следующие задания:
1. Изготовить себе из подручных средств костюмы-наряды наиболее понравившихся и запомнившихся персонажей, подготовить конкурсный номер-сюрприз от лица этого персонажа (в виде стихов, песен, сценок, пантомим).
2. Нарисовать на листе бумаги формата А-4 свои впечатления о смене и отряде так, чтобы этот рисунок стал одним из кадров, которых будет столько, сколько детей в отряде.
Ход дела:
1. Вступительное слово ведущего КТД (под музыкальное сопровождение).
2. Показ моделей костюмов, заготовленных сюрпризов.
3. Вынос и последовательное вывешивание на стенде заготовленных кадров, из которых получается отрядный фильм. В конце его создания – придумывание названия. Все кадры и демонстрация-показ сопровождаются аплодисментами.
|
|
4. Подведение итогов деятельности всего отряда и отдельных ребят (оценивается вклад в КТД, в Фестивальную смену).
5. Вручение памятных орлятских значков, сюрпризов.
6. Напутственные слова ведущего.
7. Прощальная дискотека.
Самоуправление в отряде:
Функциональные обязанности студий:
Дежурная студия:
– готовит информацию для общего собрания ее представителей;
– контролирует выполнение распорядка и дел дня;
– организует и проводит дежурство;
– занимается уборкой места расположения киностудии;
– обеспечивает порядок и чистоту в студиях.
Информационная студия:
– информирует членов киностудии о делах данного дня;
– проводит информационные пятиминутки;
– готовит материалы для стенной газеты и информационных выпусков по радио и телевидению;
– занимается оформлением рубрик уголка киностудии;
– помогает творческой студии в оформлении дел;
– занимается оформлением листа киностудии.
Спортивная студия:
– информирует членов киностудии о спортивных делах дня;
– занимается организацией и проведением утренней зарядки;
– отвечает за проведение подвижных игр;
– устраивает спартакиады внутри киностудии;
– помогает в организации туртроп, турпоходов.
Творческая студия:
– занимается подготовкой и проведением дел в киностудии (музыкальных и игровых минуток);
– организует совместные дела с другими отрядами;
– организует экскурсии по лагерю;
– готовит дела и сюрпризы;
– готовит награды-сюрпризы;
– готовит поздравления именинникам, победителям конкурсов.
|
|
Система аналитической работы:
1. Система «огоньков»: «Расскажи мне о себе», «Дружба», «Мой герой», «Я буду снимать свой фильм».
2. Система органов самоуправления: отчеты генерального директора студии, директоров студий, самих студий о проделанной работе и организованных делах.
3. Цветопись дня, недели, смены.
4. Рисунки и графические тесты по итоговым делам.
5. Обсуждение просмотренных фильмов.
6. Аналитический прием «Недописанный рассказ», «Недописанное предложение».
7. Опрос, анкетирование, экспресс-опрос, интервью.
8. Наблюдение.
Система стимулирования (ступени роста):
Поступив в киностудию, ребенок автоматически становится учеником мастера (мастером в данном случае является вожатый).
Затем, приобретя определенные знания, умения и навыки в выбранной им деятельности, получает звание мастера 1-го, 2-го или 3-го класса.
В конце смены на последнем общем сборе (собрании) киностудии ему выдается сертификат, подтверждающий его умения и навыки в определенном виде деятельности.
Результаты реализации программы:
– приобретение навыков общения и взаимодействия во временном детском коллективе;
– осознание уникальности и ценности каждого человека; уважительное отношение к людям;
– присвоение знаний о нравственных категориях, таких как «добро и зло», «истина», «красота»;
– построение ребенком проекта ближайшего саморазвития;
– приобретение новых знаний о кино как одном из видов искусств;
– умение делать осознанный выбор по просмотру фильмов, что, в свою очередь, связано с развитием рефлексии у ребенка.
Исходя из достигнутых результатов (приобретение ребенком новых знаний о киноискусстве; развитие рефлексии ребенка через такое средство, как анализ просмотренных фильмов), можно говорить не только об эффективности данной программы в рамках Фестиваля визуальных искусств, но и о необходимости ее применения. Программа актуальна не только потому, что развивает способности ребенка (творческие, интеллектуальные и т.д.), но и потому, что она «работает» (и это главное в ней) на нравственное самосовершенствование. И здесь появляются другие, более значимые в духовном плане результаты:
– приобретение знаний о добре, истине, красоте;
– осознание уникальности каждого человека;
– формирование интереса к внутреннему миру человека;
– формирование образа жизни, достойной человека.
Конечно, эти результаты нельзя увидеть сразу, но даже их мимолетное проявление в ребенке – большой успех педагога, поскольку его главная задача – побудить ребенка к совершению нравственных поступков.
Критерии оценки результатов программы:
– поведение ребенка;
– умение взаимодействовать с другими членами временного детского коллектива;
– отношение ребенка к себе и к окружающим;
– эмоциональное состояние ребенка;
– представления ребенка о ценностях человеческой жизни.
Средства диагностики результатов: система «огоньков», метод «Недописанное предложение», анализ впечатлений после просмотра фильма, рисунки, цветопись, анкетирование и экспресс-опрос.
Социальный эффект программы: формирование у ребенка отношения к ценностям: мы формируем личность, а совокупность личностей – это и есть общество. Таким образом, чем больше у нас будет нравственно здоровых личностей, тем лучше будет наше общество и наша жизнь, достойная человека.
Программа театрального отряда «ТИЧАВО»
Алексей Гордеев, «Стремительный», 1999 г.
Смысловая идея программы. Театр – это такое искусство, в котором человеческая жизнь отражается в наглядном, живом, конкретном человеческом действии.
Актуальность программы. В современном мире из-за неустойчивой культурной ситуации в обществе, разрыва связей между поколениями, неопределенности основных ценностей в жизни общества подрастающее поколение все чаще и чаще проявляет равнодушие не только к формам общественной жизни, но и к собственной жизни. Это может проявляться в искаженных (трансформированных, адаптированных к своему пониманию) ценностях жизни, зачастую принимающих асоциальный характер. Но чаще всего из-за неопределенности перспектив собственной жизнедеятельности, так называемого «жизненного распутья», у подростка возникает страх перед действием, направленным к определенной цели. Защитной реакцией подростка может стать равнодушие и бездействие.
|
|
Исходя из вышесказанного, можно с уверенностью сказать, что в своей работе педагог должен направить свою деятельность на решение следующих задач:
1. Формирование положительных ценностных установок и ориентации подростка.
2. Побуждение ребенка к действию, направленному на достижение поставленных перед ним целей.
3. Формирование сплоченного, увлеченного общими творческими задачами коллектива.
Возраст участников программы: 13–14 лет.
Цели программы: активизация жизненной позиции ребенка по отношению к самому себе и окружающей его действительности; максимальное раскрытие и реализация потенциала подростка через включение его в театральную деятельность.
Задачи программы:
1. Самоопределение и самореализация ребенка в предлагаемых видах деятельности.
2. Приобретение опыта общения и отношений на основе культурных норм проживания и деятельности.
3. Расширение сферы познавательных интересов, направленных на себя и окружающий мир.
4. Создание условий для формирования активной жизненной позиции как в собственной жизнедеятельности, так и в жизни объединения.
Принципы деятельности:
1. Целостность, универсальность и последовательность содержания.
2. Активное включение подростка в деятельность.
3. Включение подростка в реальные, социально значимые отношения.
4. Создание ситуации успеха для каждого подростка.
5. Взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления в организации жизнедеятельности института.
|
|
Программа деятельности временного детского объединения представлена в виде ТИЧАВО (Театральный Институт Чародейства и Волшебства).
Название института напрямую связано со сказкой, смысл которой – победа добра над злом. Чудо преображения жизни, волшебство добра положены в основу постановки сказки, которая и будет результатом работы института.
Предполагаемый результат:
– приобретение ребенком опыта индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
– эмоциональная удовлетворенность подростка;
– расширение опыта участников программы в области самопознания и осознанного отношения к общечеловеческим ценностям;
– осознание ребенком значимости своих действий для достижения поставленных целей.
– постановка спектакля и подготовка фильма по сказке Бориса Руденко «Подарки Семилиранды»;