Этапы реализации программы «ТИЧАВО»

Организационный период.

Участники программы входят в состав ТИЧАВО в роли абитуриентов.

 
 


В течение организационного периода через систему коллективно-творческих дел («Театральные встречи», «Кто во что горазд?», «КАМ» и другие) происходит выявление артистических способностей подростков, таких как умение держаться на сцене, умение перевоплощаться, умение переживать, обладать чувством ритма и так далее.

Задачи этапа:

– создание условий для быстрой адаптации ребенка к новым условиям жизнедеятельности;

– введение участников смены в программу, формирование положительного отношения к ней;

– предъявление единых педагогических требований;

– формирование основы временного детского объединения;

– создание условий для образования структуры ТИЧАВО;

– диагностика потенциала ребенка;

– создание условий для понимания и принятия ребенком основных принципов и идей программы;

– демонстрация различных сфер деятельности.

Результат этапа: открытие ТИЧАВО, создание структуры института, определение перспектив деятельности института.

Средства реализации программы на первом этапе:

Средства реализации Основы содержания Результат
Дискуссионный стол – выявление первоначальных знаний ребенка о театре и театральной деятельности, – определение основных принципов работы театрального коллектива, – викторина по истории театра, – рассказ о работе ТИЧАВО. Сформированность основных понятий о коллективной театральной деятельности.
Игра «Кто во что горазд?» В основе игры – командно-личное первенство. Объединение разбивается на группы (по 3 человека в каждой), которые участвуют в трех конкурсах: пантомимы («крокодильчики»), рисования литературного произведения, музыкальном (определение на слух музыкальных произведений). Группу представляет один человек. Диагностика творческих способностей.
«Вечерняя встреча абитуриентов» («огонек») «Огонек» проводится в форме «пакета откровений». Идея «огонька»: «Люби неразгаданные звезды, дальние и ближние миры…» Принцип проведения: сколько людей, столько и мнений. Подготовка: пакет с вопросами, содержание которых носит несколько философский характер. Ход «огонька»: вопрос-ответ, рассказ о себе как о личности, на каждый вопрос свое мнение (спор), ассоциативная справка о себе. Знакомство с личностью каждого ребенка, проявляющейся с необычной стороны.
Театральные встречи Группа абитуриентов делится на команды (театры), и каждый театр должен представить постановку любого произведения или отрывка из него так, чтобы было четко видно разделение обязанностей в команде: режиссер, сценарист, актер, декоратор и т.д. Выявление творческих способностей. Наблюдение за внутригрупповым взаимодействием, разделением обязанностей, выявление лидера.
Театральные «фонтаны» Ребятам дается задание: на листочках написать любое (сольное) действие, связанное с подвижным исполнением. Затем ребята сдают свои листочки руководителю игры. Задания перемешиваются, и каждый ребенок выбирает одно из них наугад. Время, отводимое на подготовку задания, – 5–7 минут. Время выполнения – 1–2 минуты. Анализ заданий, их исполнения и оценка актерского мастерства. Диагностика индивидуальных артистических способностей, умения держаться на сцене, свободы действия перед зрителями.
Конкурс актерского мастерства как вступительный экзамен в ТИЧАВО 1. Группа абитуриентов делится на команды (за два дня до проведения конкурса). 2. Команды получают задания представить различные виды деятельности: музыкальный, этюды, пластика, общение, интеллект, танцевальный. 3. Экзаменационная комиссия (ректоры и приглашенные). 4. Каждая команда показывает домашнее задание – этюд, представляющий какую-либо жизненную ситуацию. 5. Объявление итогов экзамена. Каждый ребенок получает карточку студента, в которой указывается, в каком качестве он будет проходить обучение в первом семестре. 6. Анализ проделанной работы. Создание ситуации успеха и проверки собственных сил в театральной деятельности, определение своих возможностей в различных видах театральной деятельности. Умение переносить жизненные ситуации на сцену.
Первое заседание ТИЧАВО и его открытие (оргсбор и сбор-планирование) 1. Рассказ о программе, ее принципах, целях, задачах, результате. 2. Корректировка пунктов программы с учетом обоснованных поправок детей. 3. Создание кафедр, выбор заведующих кафедрами (декоративно-художественной, актерской мастерской, сценарно-режиссерского мастерства). Структура работы кафедр (см. основной период). 4. Формирование научного совета, определение задач его работы. 5. Презентация каждой кафедры, объявление об открытии ТИЧАВО, вручение визиток (вечернее дело). 6. Принятие законов и традиций, определение структуры роста. Определение структуры института, направления деятельности, формирование кафедр и их презентация. Составление плана работы института с учетом программы и поправок.

Основной период.

В конце оргпериода по результатам «Заседания ТИЧАВО» была определена структура института.

 
 


Задачи этапа:

– научить ребенка высказывать свою точку зрения;

– создавать условия для успешного усвоения знаний, умений, навыков в творческой и организаторской деятельности;

– обеспечить организацию микрогрупповой деятельности (кафедр);

– подготовить значимые для ребенка дела на уровне института;

– осуществить демонстрацию общепринятых культурных норм общения и соотнести их с личным опытом общения;

– обеспечить участие ребенка в значимой деятельности;

– создать условия, вызывающие в ребенке потребность к самоанализу и анализу позиций каждого члена ТИЧАВО в условиях положительного психоэмоционального климата.

Результаты этапа:

– приобретение ребенком знаний, умений и навыков в деятельности творческой направленности;

– подготовка и проведение дел; подготовка к спектаклю;

– анализ и оценка своих действий.

Модель работы ТИЧАВО.

Основной период делится на 2 блока (обучающий и демонстрационный) и на 4 части, 3 из которых – составные обучающего блока. В течение 15 дней проходят 3 сессии (по 5 дней каждая), в ходе которых ректоры проводят занятия для каждой кафедры. Работа кафедр происходит в течение 5 дней, затем производится их смена. Итогом работы кафедр станет своеобразный экзамен (дело, подготовленное в совместной работе кафедр). Экзамен позволяет студентам перейти к следующей сессии.

Работа кафедр строится следующим образом: кафедра сценарно-режиссерского мастерства придумывает дело и пишет сценарий, кафедра ДХО оформляет его постановку, а кафедра актерского мастерства исполняет.

Научный совет совместно с ректорами определяет, в каком качестве студенты будут вести свое обучение в следующей сессии, и раздает задания. Естественно, происходит и замена совета. Во время работы сценарной кафедры над подготовкой дела проводятся занятия с остальными кафедрами по их направлениям.

Когда в 4-й раз произойдет сменяемость кафедр, они должны сформироваться таким образом, чтобы каждый ребенок мог выбрать, в каком качестве он примет участие в постановке спектакля и съемке фильма: режиссера-сценариста, актера или декоратора (при этом непременно учитываются возможности и желание ребенка).

Затем начинается основная репетиционная работа над спектаклем и его демонстрация.

При сменяемости кафедр важно, чтобы каждый ребенок принял участие в работе каждой кафедры, а затем выбрал для себя какую-то одну.

Программа учебного блока составлена таким образом, что ребенок практически все время находится на сцене, работая над техникой, отрабатывая этюд, репетируя или играя роль. Все это время он занимается своим прямым делом: работой над ролью, сценарием, декорациями – работой над спектаклем.

Учебный блок составляет цикл занятий (3 занятия в сессию) по трем направлениям, которые связаны со спецификой работы кафедр. Занятия кафедр проводят 2 педагога (кафедры актерского и сценарного мастерства), для преподавания на кафедре ДХО приглашается специалист лагеря.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: