Методы экономического анализа

Основными методами экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия являются:

· горизонтальный, или анализ тенденций, при котором показатели сравниваются с аналогичными показателями за другие периоды;

· вертикальный (структурный) анализ, при котором исследуется структура показателей;

· факторный анализ, при котором проводится анализ влияния отдельных элементов (факторов) финансово-хозяйственной деятельности предприятия на основные экономические показатели его деятельности;

· сравнительный анализ, который предполагает сравнение исследуемых показателей с аналогичными показателями предыдущих периодов, среднеотраслевыми показателями или показателями основных конкурентов;

· трендовый анализ, при котором определяются тенденции динамики изменения показателя за длительный период;

· анализ финансовых коэффициентов (относительных показателей), при котором осуществляется расчет числовых отношений в различных формах финансовой отчетности, определение взаимосвязей показателей;

· анализ на основе стохастических моделей.

Рассмотрим каждый вид экономического анализа.

Горизонтальный метод анализа заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Степень агрегированности показателей определяется анализом. Как правило, берутся темпы роста (или прироста) за ряд лет, что позволяет анализировать не только изменение отдельных показателей, но и прогнозировать их значения.

Ценность результатов горизонтального анализа существенно снижается в условиях инфляции. Для определения абсолютного изменения показателя рассчитывается величина равная:

∆А = А0 – Аб,

где Ао – значение показателя в отчетный период;

Аб – значение показателя в базисный период.

Для оценки темпа прироста показателя рассчитывается величина:

ТР(А) = ∆А / Аб* 100 %.

С помощью показателя ТР(А) определяется, на сколько процентов изменилось значение показателя в отчетный период по сравнению с базисным периодом.

Вертикальный (структурный) метод анализа используется для анализа структуры средств предприятия и их источников, он позволяет определить долю каждой составляющей сложного показателя в общей совокупности.

Для оценки структуры можно воспользоваться формулой

Di = Аi / А,

где Di – доля i – й составляющей;

Аi – отдельная статья или элемент;

А – валюта баланса, или совокупность элементов.

Можно выделить две основные позиции, обусловливающие необходимость и целесообразность проведения вертикального анализа:

· переход к относительным показателям позволяет проводить межхозяйственные сравнения экономического потенциала и результатов деятельности предприятий, различающихся по величине используемых ресурсов и другим объемным показателям;

· относительные показатели в определенной степени сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые могут существенно искажать абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затруднять их сопоставление в динамике.

Трендовый анализ используется для сравнения каждой позиции отчетности с аналогичной позицией за ряд предшествующих периодов и определения тренда, т.е. основной тенденций динамики показателя, очищенной от случайных влияний

и индивидуальных особенностей отдельных периодов. Например, валюты баланса, структуры активов и пассивов предприятия.

Для каждого экономического показателя, характеризующего деятельность предприятия, проводится анализ изменения темпов роста, средних темпов роста за рассматриваемый период (месяц, квартал, год), выявляются основные направления изменения этих показателей. С помощью тренда ведется перспективный прогнозный анализ.

Анализ финансовых коэффициентов (относительных показателей). Показатели балансовой статистической отчетности являются количественными. Они характеризуют объем, размер используемых производственных ресурсов.

В условиях рыночной экономики для оценки качества использования производственных ресурсов используют относительные показатели. Они исчисляются из количественных показателей по определенным правилам, зависимостям между ними. Например, для оценки производительности труда (ПТ) рассматривается соотношение между выручкой от продаж (В) и численностью рабочих (Ч):

ПТ = В / Ч.

Значение ПТ показывает, сколько рублей выручки от реализации приходится на одного рабочего.

Качественное значение таких относительных показателей зависит от надежности и сопоставимости количественных показателей, участвующих в расчете.

Сравнительный анализ – это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия, дочерних предприятий, подразделений, так и межхозяйственный анализ показателей данного предприятия с аналогичными показателями конкурентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: