Исходя из специфики транспортного процесса (потребность и время работы клиентуры, законодательные ограничения и др.), конкретные автомобили используются циклически, т.е. время непосредственной работы (перевозки грузов и пассажиров) чередуется с организационными или техническими простоями.
Поэтому применительно к автомобилю классификация отказов связана не только с техническим событием (превышение параметрами технического состояния предельных значений), но и с моментом возникновения этого события и продолжительностью восстановления работоспособности.
Различают следующие фазы, или циклы, работы автотранспортных предприятий и конкретных автомобилей (рис. 2.5).
Тр.в.п - рабочее время предприятия, или конкретная часть суток, в течение которой автомобильный парк предприятия обслуживает клиентов, пользующихся транспортом, т.е. работает на линии. Обычно Тр.в.п „ определяется договором (контрактом) на обслуживание и режимом работы клиента (завода, стройки, склада, магазина, населения).
В течение Тр.в.п транспортное предприятие должно направить клиенту оговоренное число автомобилей нужной грузоподъемности, вместимости и т.п. Рабочее время грузового автотранспортного предприятия может составлять 12-15 ч, пассажирского - до 20-22 ч.
Тр.в.п = Тн - рабочее время автомобиля, или время в наряде, время, в течение которого автомобиль должен находиться на линии, участвуя в транспортном процессе. Продолжительность Тр.в.п определяется трудовым законодательством и правилами внутреннего распорядка (односменная, полуторасменная, двухсменная работа). Для конкретного автомобиля устанавливается график работы, в котором фиксируется начало рабочего времени гн, т.е. выход автомобиля на линию, окончание рабочего времени гк - возврат автомобиля на АТП, и необходимые организационные и технические перерывы, т.е. Тр.в.п = Тн = fK-гн. Как правило, Т Тр.в.а < Тр.в.п
Тн.в.а - нерабочее время автомобиля - время, в течение которого автомобиль не должен работать на линии и находится на АТП. Тн.в.а = Тс-Тн. Тнва включает часть суток до и после наряда: Тн в а = Т1н в а + Т2н.в.а
Рис. 2.5. Влияние технического состояния автомобиля на транспортный процесс
Тс = 24 ч (сутки); Тн - время в наряде - работа автомобиля на линии: Тр в а - рабочее время; 1 - момент завершения работ по устранению отказа; 2 - момент возникновения, выявления или фиксации отказа
Тмс.в.а ~ межсменное время автомобиля - промежуток времени между двумя последовательными циклами работы автомобиля на линии. Тмс.в.а включает нерабочее время автомобиля после очередного наряда (Тэ н.в.а) и до последующего наряда (Т" н.в.а). В зависимости от момента и места возникновения различают (см. рис. 2.5):
ЛО - линейные отказы, которые возникают на линии в течение рабочего времени автомобиля и нарушают транспортный процесс, и
НЛО - нелинейные отказы, которые выявлены или возникли в межсмснное время автомобиля.
Линейные отказы подразделяются на
ЛОУ - устраняемые на линии с потерей рабочего времени (водителем, персоналом технической помощи) и
ЛОН - не устраняемые на линии, требующие транспортировки автомобиля для устранения отказа на АТП, станции технического обслуживания или в мастерской.
В зависимости от продолжительности устранения (/ус) нелинейные отказы подразделяются на
НЛОМ - устраняемые в межсменное время и не влияющие на транспортный процесс: tyc < Тис „ а и
НЛОР- не устраняемые в межсменное время, вызывающие простой автомобиля за счет рабочего времени и влияющие на транспортный процесс.