Рассматривая закономерности потоков восстановления (см. гл. 4), мы как бы предполагали, что поддержание и восстановление работоспособности происходит мгновенно, без задержки и ожидания, т.е. потребность в ТО, устранение возникших отказов и неисправностей было эквивалентно выполнению соответствующих требований.
Требования - зафиксированный комплекс воздействий, которые необходимо выполнить для поддержания (ТО) или восстановления (ремонт) работоспособности, а также подготовки автомобиля к работе. На автомобильном транспорте существуют требования,
• связанные с техническим состоянием (ТО, ремонт); в реальных условиях требование может включать комбинацию нескольких отказов или неисправностей;
• не связанные с техническим состоянием (заправка топливом, мойка, уборка, парковка и др.).
Средства обслуживания - технические сооружения, устройства, оборудование, образующие систему обслуживания и предназначенные для выполнения требований:
• цехи и участки предприятия;
|
|
• посты ТО и ремонта;
• посты заправки (АЗС) и мойки;
• технологическое оборудование;
• зоны стоянки, паркинги, мотели и др.
Поток требований - совокупность требований, поступающих в систему обслуживания за определенное время: год, месяц, неделю, смену, час, минуту.
Параметр потока требований со(0- число требований в единицу времени: требований/ч (мин).
Поток требований служит основой для планирования производственной программы предприятия (цеха, участка, поста) и определяется:
• расчетно-аналитическим методом (см. гл. 4) с использованием нормативов ТО и ремонта, данных по надежности;
• на основании анализа фактических данных по потокам требований;
• методом моделирования. Особенности потока требований:
• неравномерность поступления во времени;
• неравномерность (случайность) продолжительности (трудоемкости) выпол
нения.
Системы, в которых случайными являются моменты поступления требований на обслуживание и продолжительность самих обслуживании, называются системами массового обслуживания (СМО).
Примерами СМО в области технической эксплуатации автомобильного транспорта являются: посты, линии ТО, участки ремонтных мастерских и предприятий автомобильного транспорта, склады запасных частей, стоянки, АЗС и др. Оче-
видно, для качественного и своевременного выполнения требований необходимы:
1) персонал ИТС, включающий ремонтных и вспомогательных рабочих,
техников, служащих и инженеров;
2) средства труда, которые, вовлекаясь в производственный процесс, превращаются в основные производственные фонды, имеющие активную и пассивную части (применительно к ТЭА пассивная часть основных фондов- это здания, сооружения, коммуникации, создающие необходимые условия для выполнения ТО, ремонта и других воздействий, а активная - средства механизации и автоматизации (роботизации));
|
|
3) материалы, запасные части и энергия, необходимые для выполнения требований.
Имеющиеся помещения, оборудование, персонал, материалы и запасные части могут количественно и качественно соответствовать или не соответствовать потоку требований на поддержание и восстановление работоспособности автомобилей и подготовку их к работе. В последнем случае пропускная способность средств обслуживания оказывается недостаточной, образуются очереди в ожидании выполнения требований и производительность самих автомобилей из-за потерь рабочего времени снижается. Для рациональной организации производства необходимо согласование работы персонала, средств обслуживания и потоков требований на обслуживание, основанное на понимании процессов в СМО и умении управлять ими, опираясь на закономерности ТЭА седьмого вида.