Автомобили для междугородных и международных перевозок

1. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОЗОК, ВЛИЯЮЩИЕ НА ТЕХНИЧЕСКУЮ ЭКСПЛУАТАЦИЮ

Международная и региональная специализация и кооперация, а также кон­куренция производителей стимулируют обмен товарами и услугами и развитие международных и междугородных перевозок автомобильным транспортом.

С 1970 по 1997 г. на международных перевозках стран, входящих в Европей­скую конференцию министров транспорта (ЕКМТ), объем грузовой транспортной работы, ткм, увеличился в 2,8, а пассажирской, пасс.км - в 2,2 раза.

Международная перевозка - это поездка груженого или порожнего автотранс­портного средства, пункты отправления и прибытия которого находятся в двух разных государствах, с транзитом или без транзита через одно или несколько дру­гих государств. Интересы международных автоперевозчиков России, содействие их профессиональной деятельности осуществляется Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), являющейся членом Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ) - консультативного органа при ООН. Услугами АСМАП пользуются (по данным 1999 г.) более двух тысяч предприятий, насчитывающих более 15 тыс. автотранспортных средств.

К междугородным перевозкам относятся перевозки грузов или пассажиров, выполняемые за пределы пункта дислокации предприятия на расстояние свыше 50 км.

Необходимо отметить следующие основные особенности международных пере­возок, влияющих на техническую эксплуатацию автомобилей.

• Применение многоосных (5-6 осей), болыпегабаритных и большегрузных автопоездов на междугородных (длиной до 20 м полной массой до 38 т) и международных (длиной до 18,5 м полной массой до 44 т) перевозках вме­стимостью до 120 м3, оснащенных мощными, как правило, дизельными, дви­гателями до 280-400 кВт, с турбонаддувом и электронной системой управ­ления, автоматическими и полуавтоматическими многоступенчатыми (до 18 передач) коробками передач, антиблокировочными тормозными систе­мами, интегрированной со спальным местом кабиной и множественными дополнительными системами и устройствами (кондиционирования, вентиля­ции, связи, информации и т.п.). Отмечается (среди североамериканских произ­водителей) возврат к капотной компоновке, позволяющей более свободно варьировать двигателями различных габаритов, мощности и конструктивных решений. Большое внимание уделяется оборудованию кабины, обеспечи­вающему комфортабельные условия работы и отдых водителя, его инфор­мационное обеспечение и связь.

• Сертификация транспортных средств, участвующих в международных пере­возках, т.е. получение одобрения типа транспортного средства в соответствии с директивами Европейского экономического союза (ЕЭС) и правилами Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН (Женевские соглашения, в которых участвует Россия), в состав которой входит Комитет по внутрен­нему транспорту (КВТ).

• Значительный удельный вес в подвижном составе рефрижераторов, цистерн, транспортных средств, перевозящих тяжеловесные и крупногабаритные гру­зы. В России действует Ассоциация предприятий и организаций промыш­ленности и транспорта (АСПРОМТРАНС), объединяющая и координирую­щая работу перевозчиков и владельцев опасных, крупногабаритных и тяжело­весных грузов. Перевозки автомобильным транспортом опасных грузов и соответствующие требования к транспортным средствам регламентирова­ны европейским соглашением о международных перевозках опасных грузов (ДОПОГ), которые конкретизированы для российских перевозчиков методи­ческими рекомендациями АСМАП.

• Обязательное использование согласно европейскому соглашению, регламен­тирующему работу экипажей транспортных средств (ЕСТР), тахографов на участвующих в международных перевозках транспортных средствах, макси­мальная полная масса которых, включая прицепы и полуприцепы, превышает 3,5 т, а вместимость более 9 чел.

Россия присоединилась к этому соглашению. Законом Российской Федерации "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" (Феде­ральный закон РФ № 127-ФЗ) перевозчики обязаны с 1998 г. использовать на международных перевозках в России и за ее пределами транспортные средства, оснащенные тахографами. Применение тахографов, помимо контроля перевозоч­ного процесса и режима труда водителя, позволяет планировать техническое обслу­живание с учетом загрузки и режимов работы автомобиля, а также оценивать влия­ние водителя на надежность и топливную экономичность, контролируя макси­мальную скорость движения, влияющую на интенсивность изменения параметров технического состояния, расход топлива, экологическую и дорожную безопасность.

• Преобладание среди международных и междугородных перевозчиков мелких
негосударственных предприятий, предпринимателей и водителей-владельцев
(owner-operators). Так, средний размер предприятия междугородных перевозок
в России составляет 10 тягачей и 12 прицепов и полуприцепов. В США

водителей-владельцев автомобилей особо большой грузоподъемности (пол­ная масса 15 т и более), в основном занятых междугородными и международ­ными перевозками, 2,8 млн (1998 г.). Обслуживание и ремонт этих автомобилей проводится преимущественно на фирменных и независимых СТО и ремонтных мастерских, на родственных пред­приятиях, а также своими силами.

• Длительная работа транспортных средств в отрыве от базы дислокации авто­транспортного предприятия, большая протяженность расстояний перевозок, работа автомобилей в ряде случаев по расписанию, предусматривающему до­ставку грузов или пассажиров "точно в срок" (just in time), нарушение кото­рого приводит к серьезным санкциям, экономическим и конъюнктурным потерям для перевозчиков. Так, среднее расстояние при внутригородских гру­зовых перевозках составляет 30 км, междугородных - 250 км, международ­ных - 4 тыс. км.

• Международные и междугородные перевозки обычно осуществляются в хороших дорожных условиях при высоких средних скоростях (60-70 км/ч) и относятся преимущественно к I, II и частично, в городах и пригородной зоне, к III категории условий эксплуатации (см. гл. 8).

Особенности, свойственные международным и междугородным перевозкам, повышают требования к надежности и методам ее обеспечения в эксплуатации. Например, при средней наработке на отказ автомобиля 10 тыс. км вероятность его отказа за смену на городских перевозках (сменный пробег 0,15 тыс. км) составит 0,015, на междугородных (длина маршрута 0,8 тыс. км) - 0,12, а на международных при среднем расстоянии 4 тыс. км при прочих равных условиях - 0,33. Чтобы обеспечить в рассмотренном примере вероятность безотказной работы при международных перевозках на уровне междугородных средняя наработка на отказ автомобиля должна быть увеличена в 3,3 раза, а на уровне городских перевозок - в 27 раз.

2. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ

Особенности технологии и организации ТО и ремонта автомобилей, участ­вующих в международных и междугородных перевозках, связаны в основном с конструкцией, габаритами автомобилей и автопоездов, массой агрегатов, про­ведением ТО и ремонта в составе автопоезда, повышенной персональной ответ­ственностью исполнителей за полноту и качество выполненных работ. Это пред­определяет выполнение ТО и ТР на универсальных проездных (для автопоезда) постах, как правило, комплексной бригадой исполнителей, в работе которой может принимать участие водитель.

Основные приемы и методы обеспечения работоспособности этих автомобилей состоят в следующем.

1. Подбор и приобретение для этих перевозок конструктивно более надежных, безопасных и комфортабельных автомобилей, а также комплектующих изделий, отвечающих международным требованиям и стандартам и хорошо зарекомендо­вавших себя на этих видах перевозок.

2. Выбор для этих перевозок из парка автомобилей, имеющих меньшую на­работку с начала эксплуатации, что обеспечивает относительное повышение реа­лизуемого показателя качества (см. гл. 3) и безотказности работы автомобиля в течение рейса. Для международных перевозок - 2-4 года, междугородных - 4-5 лет с начала эксплуатации.

3. Безусловное соблюдение принципов и методов планово-предупредительной системы ТО и ремонта (предпочтение I стратегии - предупреждение отказов и второй тактики (1-2) - обслуживание с учетом состояния агрегата, системы, авто-

мобиля (см. гл. 2 и 7) (табл. 23.6). Поэтому при проведении ТО особое внимание должно быть уделено комплексной и инструментальной диагностике узлов, агрега­тов и систем, обеспечивающих экологическую и дорожную безопасность, а также удовлетворительный внешний вид автомобиля. Использование рекомендуемых заводом-изготовителем топлив, масел, технических жидкостей и запасных частей гарантированного качества. При необходимости с учетом условий эксплуатации и требований к техническому состоянию автомобиля в странах прохождения маршрута производится доукомплектование автомобиля (шины, цепи, устройства противоскольжения, дополнительная сигнализация и др.).

4. Составление (или корректирование) графика технического обслуживания автомобиля таким образом, чтобы проведение ТО предшествовало рейсу и авто­мобиль не требовал планового обслуживания в процессе выполнения задания.

5. Тщательный инструктаж водителей, обучение их признакам, методам пред­упреждения и устранения простейших дорожных отказов и неисправностей. Нали­чие на автомобиле запаса деталей и материалов, а также расширенного перечня инструмента, обеспечивающего устранение простейших отказов и неисправностей, информация у водителей о применимости и взаимозаменяемости топлив, масел, технических жидкостей и шин.

6. Создание условий беспрепятственного и оперативного обслуживания авто­мобилей на маршруте. Для этого предприятию, осуществляющему международные перевозки на постоянных маршрутах, целесообразно иметь соглашения с дове­ренными иностранными автотранспортными или сервисными предприятиями и агентствами, предоставляющими необходимую информацию, места стоянки авто­мобилей и отдыха экипажей, при необходимости оказание технической помощи на линии, проведение технического обслуживания и ремонта автомобилей, длительное время работающих в отрыве от своего предприятия, гарантировать и упрощать процедуру расчетов за выполненные услуги. Например, АСМАП разработал и предлагает кредитные карточки DKV, позволяющие в европейских странах полу­чать услуги по заправке топливом, технической помощи, проведение в случае до­рожно-транспортного происшествия ремонта лимитированной стоимости (в 1999 г. 3 тыс. немецких марок) без подтверждения оплаты потребителем и др.

7. В ряде стран получают распространение специализированные предприятия -пункты комплексного обслуживания автомобилей, участвующих в международных перевозках (например, TS - "Truck Stop"), на которых организована охраняемая стоянка, заправка и мойка автомобилей, отдых водителей, оказание технической помощи на линии. При возникновении потребности в ремонте реализуются следую­щие варианты:

• текущий ремонт на месте персоналом TS или водителем, арендующим ра­бочее место, и при необходимости специалистом TS;

• вызов в TS персонала дилеров данной марки автомобиля или сервисных пред­приятий, с которыми TS имеет договор о содействии, для ремонта на месте, включая замену агрегатов и механизмов;

• передача автомобиля или агрегата в ремонт на специализированные пред­приятия.

При необходимости на TS организуется перегрузка груза на исправный автомобиль или разгрузка и организация хранения автомобиля и груза.

3. ПРИМЕНЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫХ АВТОМОБИЛЕЙ НА МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ

Европейской конференцией министров транспорта предусмотрена выдача спе­циальных разрешений, позволяющих автомобильным перевозчикам, зарегистриро­ванным в государствах-членах ЕКМТ (их по состоянию на 1.01.1999 г. 38, включая Россию), участвовать в перевозках грузов между этими государствами или тран­зитом по их территории и выполнять неограниченное число поездок в течение срока действия разрешения. Разрешение ЕКМТ выдается транспортному пред­приятию, зарегистрированному в России, независимо от формы собственности при наличии лицензии на выполнение международных перевозок, выданной Российской транспортной инспекцией, и безопасных и экологически чистых транспортных средств. При этом различают "зеленые" и "особо зеленые и безопасные транс­портные средства" (das supergrune und sichere Fahrzeug), соответствие которых тре­бованиям подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым производи­телем или полномочным представителем производителя в стране регистрации транспортного средства (см. табл. 29.2).

Для ускорения идентификации и облегчения перехода границы на передней части транспортного средства устанавливаются специальные знаки с зеленым фо­ном, свидетельствующие о соответствии автомобиля специальным требованиям. При соответствии требованиям на "зеленый" автомобиль устанавливают знак, содержащий буквы "U" или "Е" (Umwelt-Environment), а при соответствии требо­ваниям "особо зеленый и безопасный" - наносится буква "S". Нанесение знаков на автомобиль предполагает обязательное наличие у водителя соответствующих сер­тификатов. Сертификат на "зеленый" автомобиль оформляется на бледно-зеленой бумаге, а сертификат на "особо зеленый и безопасный" автомобиль имеет допол­нительно диагональную темно-зеленую полосу. Бланки разрешений заверяются соответствующими штампами зеленого цвета.

В случае выявления контролирующими органами превышения установленных уровней воздействия на окружающую среду (табл. 23.7) сертификат признается недействительным.

"Особо зеленые и безопасные автомобили" дополнительно должны соответст­вовать требованиям безопасности, которые подтверждаются сертификатом конст­руктивной безопасности. Этот сертификат подтверждает соответствие транспорт­ного средства на день освидетельствования следующим минимальным техническим требованиям и требованиям безопасности, определенным Директивой 96/96/ЕС.

• Транспортные средства, включая прицепы, должны иметь шины с высотой рисунка протектора не менее 2 мм.

• Транспортные средства, включая прицепы, должны иметь защитный задний бампер в соответствии с Правилом ЕСЕ 58/01 или Директивой 70/221/EEC и последней поправкой Директивы 81/333/ЕЕС.

• Транспортные средства, включая прицепы, должны иметь боковые защитные приспособления (бамперы) в соответствии с Правилом ЕСЕ 73/00 или Дирек­тивой 89/297/ЕЕС.

• Транспортные средства должны иметь аварийный предупреждающий сигнал опасности в соответствии с Правилом ЕСЕ 6/01 или Директивой 76/759/ЕЕС и красный предупреждающий треугольник в соответствии с Правилом ЕСЕ 27/03.

• Транспортные средства должны иметь устройства ограничения скорости в соответствии с Правилом ЕСЕ 89 или в соответствии с Директивой 92/24/ЕЕС (ограничение скорости - 86 км/ч).

• Тяжелые и длинномерные транспортные средства должны иметь световозвра-щающие задние опознавательные знаки в соответствии с Правилом ЕСЕ 70.

• Транспортные средства должны иметь тормозную систему, включая антибло­кировочную систему тормозов, в соответствии с Правилом ЕСЕ 13/06 или Директивой 71/320/ЕЕС, с дополнениями Директивы 91/422/ЕЕС.

• Транспортные средства должны иметь рулевое устройство в соответствии с Правилом ЕСЕ 79/01 или Директивой 70/311/ЕЕС, с поправкой Директивы 92/62/ЕЕС.

В соответствии с Директивой 96/96/ЕС проверки соответствия указанным тре­бованиям должны проводиться каждый год, а сертификат соответствия требова­ниям безопасности должен обновляться каждые 12 мес. Данный сертификат требу­ется для транспортных средств, включая прицепы, а также для новых транспорт­ных средств. Для новых транспортных средств он выдается производителем тран­спортного средства или полномочным представителем производителя транспорт­ного средства в стране регистрации транспортного средства.

Требования, соответствующие "сверхзеленым" автомобилям (super green Lorry), действуют для новых с 1.01.2000 г., а всех участвующих в международных пере­возках автомобилей - с 1.10.2000 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: