Организация управления финансами

Управление финансами – процесс воздействия на финансовые и смежные экономические и социальные системы с целью их совер-шенствования и развития. При этом используются приемы и мето-ды целенаправленного влияния на объект для достижения необхо-димого результата. В финансовой системе управление осуществля-ется через финансовый механизм с помощью его методов, рычагов, стимулов и санкций.

В основе управления финансами лежат следующие принципы: демократизм в управлении; политический подход к финансовым вопросам; оптимальное сочетание экономических и административных методов в управлении; научность управления; согласованность централизованного, отраслевого и территориального управления; ответственность в управлении; преемственность хозяйственных решений.

В управлении финансами различают следующие взаимосвязанные элементы: информация, планирование, организация, регулирование, контроль.

Различают стратегическое и оперативное управление финансами.

Стратегическое управление финансами возложено Конституцией Республики Казахстан на высшие органы государственной влас-ти и управления: Парламент, Аппарат Президента, Правительство, Министерство финансов, Министерство экономики и бюджетного планирования.

Общегосударственные финансы управляются государственными уполномоченными органами Министерством финансов и Министерством экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан.

Структура таможенных органов включает областные таможенные управления, таможни, таможенные посты.

Министерство финансов Республики Казахстан является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осущес-твляющим руководство и межотраслевую координацию в сфере ис-полнения и контроля за исполнением государственного бюджета, управления, учета и контроля за использованием государственной собственности, контроля за проведением процедур банкротства и внесудебной процедуры ликвидации несостоятельного должника, регулирования системы бухгалтерского учета и аудита финансовой отчетности.

В центральном аппарате Министерства финансов имеются специальные подразделения с определенными задачами и функциями:

комитеты: казначейства, налоговый, финансового контроля и государственных закупок; таможенного контроля; по работе с несостоятельными должниками; государственного имущества и приватизации, финансового мони-торинга;

департаменты: анализа и методологии исполнения государственного бюд-жета; свода и исследования финансовых моделей; финансирования государственных органов; государственного заимствования и международных финансовых соглашений; кредитования; развития бухгалтерского учета.аудиторской деятельности и финансового контроля; кадрового обеспечения и документоо-борота; отчетности и статистики; внутреннего администрирования финансов; информационных технологий; юридической службы.

Департаменты и комитеты состоят из управлений, а последние – из отделов;

названия подразделений характеризует выполняемые функции с уточнением от управления к отделу.

Отделы конкретизируют функции, выполняемые управлениями.

Соответственно строение структуры комитетов Министерства.

Министерство экономики и бюджетного планирования Респу-блики Казахстан является центральным исполнительным органом, осуществляющим руководство, и в пределах, предусмотренных за-конодательством, межотраслевую координацию разработки основ-ных направлений социально-экономического развития Республики Казахстан, стратегических и индикативных планов социально-эко-номического развития Республики Казахстан, управления государс-твенными финансами, формирования прогнозных показателей госу-дарственного бюджета на среднесрочный период и проекта респуб-ликанского бюджета на соответствующий финансовый год.

Аппарат местных финансовых органов включает областные, городские, районные финансовые управления и отделы. Они проводят работу по оперативному управлению финансами, то есть занимаются прогнозированием, планированием, составлением и исполнением местных бюджетов, выявлением внутрихозяйственных резервов и изысканием экономии ресурсов во всех звеньях хозяйственного комплекса и социально-культурной сферы, осуществляют финансирование и контролируют финансовую деятельность хозорганов. Финорганы находятся в подчинении местной администрации.

Важнейшие функции по мобилизации доходов государства выполняет налоговая служба.

Налоговая служба состоит из Налогового комитета Республики Казахстан и налоговых комитетов областей, городов, районов.

Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан является ведомством, уполномоченным обеспечивать налоговый контроль за исполнением налоговых обязательств перед государством а также осуществляющим в соответствии с законодательством Республики Казахстан руководство и межотраслевую координацию в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов.

Аппарат Налогового комитета включает следующие управления: методологии налогообложения, налоговых аппеляций., организационного обеспечения, администрирования и мониторинга кру-пных налогоплательщиков, анализа и текущего прогнозирования доходов, мониторинга налогоплательщиков, международного нало-гообложения, информационных технологий, организационно-фина-нсового обеспечения, юридическое управление.

Комитет таможенного контроля, осуществляет функции по защите экономических интересов Республики Казахстан, во внешнеэкономической деятельности, проведении таможенной политики, через органы таможенной службы организует взимание таможенных пошлин и платежей, составляющих значительную долю финансовых ресурсов государства.

Управление финансами отраслей национального хозяйства осуществляется финансовыми управлениями и отделами министерств, ведомств, компаний, акционерных обществ, финансовыми отделами и финансовыми службами фирм, хозяйствующих субъектов.

Финансами общественных организаций управляют финансовые отделы или группы этих организаций.

Аппарат финансовых управлений министерств и других вышестоящих органов осуществляет работу по сводному финансовому прогнозированию (планированию), контролю за выполнением сво-дного баланса доходов и расходов, координирует работу финансо-вых отделов подведомственных хозяйствующих субъектов.

В этом звене финансовой системы управление в рыночных условиях называется финансовым менеджментом, под которым понимается форма управления социально-экономическими процессами и движением денежных потоков посредством и в пределах предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. Объектами финансового менеджмента являются: недвижимое и движимое имущество, имущественные права, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага.

В настоящее время совершенствование управления финансами происходит на основе увязки этого процесса с разработкой и внед-рением в управление финансами ававтоматизированных систем. Под АСУ финансами понимается совокупность административ-ных, экономических, математических методов вычислительной и организационной техники, средств связи, позволяющая эффективно управлять финансами, финансовой системой.

В управлении финансами применяются автоматизированная система финансовых расчетов – АСФР. Она состоит из взаимосвя-занных, совме­стно действущих подсистем: функциональных, обес-печивающих, технологиских.

В состав АСФР входят следующие интегрированные информационные системы:

ИИС “Формирование проекта республиканского бюджета”;

ИИС “Формирование проекта местных бюджетов”;

ИИС “База данных нормативно-справочной информации”;

ИС “Формирование и уточнение планов финансирования”;

ИИС “Мониторинг бюджетного процесса”;

ИИС “Управление требованиями и обязательствами государства”;

ИИС “Комитета финансового контроля”.

Вышеперечисленные системы тесно сопряжены с информационными системами Комитета казначейства, Налогового комитета, Комитета государственного имущества и приватизации, Национального банка, Агентства по статистике и др.

Интегрированная информационная система казначейства (ИИСК) представляет собой комплекс функциональных характеристик, которые направлены на обеспечение главной цели – эффективное управление государственными фина-нсами. Система позволяет проводить действенный контроль за исполнением государственного бюджета на всех уровнях и принимать обоснованные финансово-экономические решения. Система фиксирует перечисление бюджетных средств в режиме реального времени, отслеживает их расходование по целевому назначению.

Имеются особенности в структуре, потоках данных, схемах хранения данных, инструментальных платформах других интегрированных информационных систем.
В состав АСФР входят также следующие интегрированные информационные системы:

ИC «Бухгалтерский учет исполнения сметы расходов бюджетных учреждений (ЕСЕП)»;

ИC «Учет заработной платы SALARY»;

ИC «Формирование планов финансирования, учет и распределение лимитов бюджетных ассигнований в разрезе учреждений»;

ИC «Ведомственные кадры».

Интегрированная налоговая информационная система Республики Казахс-тан (ИНИС РК) – объединенная информационная среда налоговых органов Ре-спублики Казахстан, налогоплательщиков, Министерство финансов Республи-ки Казахстан.

В автоматизированных системах управления предприятиями (АСУП) выделяется самостоятельная функциональная подсистема управления финансами, в которой решаются задачи финансово-кредитного управления. Она представляет собой совокупность мероприятий, методов и средств, используемых для достижения максимальной рентабельности при определенных условиях производства и реализации продукции. Особенности управления в подсистеме связаны с кругооборотом денежных средств, опосредующих кругооборот производственных фондов и фондов обращения и определяют многоцелевой характер данной функции управления. Подсистема включает блоки управления, характеризующие состояние ресурсов и процессы их движения.

2.3. Финансового планирования и прогнозирование

Финансовое планирование – это подсистема финансового механизма и важнейшая составная часть экономического и социального планирования. Специфика финансового планирования состоит в том, что оно осуществляется в денежной форме, обусловленной относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства, активным воздействием опосредованного деньгами распределения на общественное воспроизводство.

Содержание финансового планирования представляется как заранееопределенная возможность маневрирования процессами образования, распределения и перераспределения денежных доходов и накоплений экономическими субъектами и, на этой основе, формирование и ис-пользование централизованных и децентрализованных фондов де-нежных средств.

Непосредственным о бъектом финансового планирования выс-тупает образование и распределение доходов и накоплений, форми-рование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Целью финансового планирования является достижение пропорциональности и сбалансированности развития хозяйственных субъ-ектов, систем на основе оптимального соответствия мобилизуемых и используемых финансовых ресурсов материально-вещественным элементам воспроизводства.

Задачами финансового планирования является:

1) определение источников формирования финансовых ресурсов и их общей величины;

2) установление оптимальных пропорций распределения средств между централизованными и децентрализованными фондами, отраслями национального хозяйства и административно-территориальными подразделениями;

3) определение конкретного направления использования ресурсов и создание необходимых резервов.

В рыночных условиях ведения хозяйства финансовое планирование проводится в значительной мере как прогнозирование в связи с неопределенностью многих воздействующих факторов на намечаемые конечные результаты хозяйствования. Прогноз – вероятностное суждение о состоянии какого-либо явления в будущем на основе специального научного исследования. Прогнозирование – разработка прогноза о конкретных перспективах развития какого-либо явления, объекта, процесса. Применительно к финансам развитие явления в прогнозировании – это возможное совершенствование финансовых отношений, объект – финансовые ресурсы, процесс – движение фондов денежных средств.

План – система взаимосвязанных, направленных на достижение единой це-ли заданий, определяющих порядок, сроки и последовательность осуществле-ния действий или мероприятий. Планирование – процесс, охватывающий собственно разработку плана, организацию его выполнения и контроль исполнения. В рыночной системе хозяйствования используется также индикативное, то есть рекомендательное планирование; оно выполняет информационно-коорди-нирующую роль и оказывает косвенное воздействие на субъектов финансовой деятельности через экономические регуляторы.

Повышение эффективности системы государственного управления бюджетными ресурсами, развитие устойчивой заинтересованности и стимулов всех участников бюджетного процесса в достижении конкретных, измеримых, общественно значимых результатов проводится посредством метода бюджетирования, ориентированного на результат – то есть, метода планирования, исполнения и контроля за исполнением бюджета, обеспечивающего распределение бюджетных ресурсов по целям, задачам и функциям государства с учетом приоритетов государственной политики и общественной значимости ожидаемых результатов использования бюджетных средств.

В основе финансового планирования лежат следующие важнейшие принципы: сочетание централизованного и децентрализованного подходов, единство, непрерывность.

В финансовом планировании используются следующие методы:

1. Расчетно-аналитический метод состоит в определении финан-совых показателей на основе установления их динамики..

2. Метод экспертных оценок – предполагает использование опы-та высококвалифицированных специалистов – экспертов для определения параметров состояния объекта планирования.

3. Нормативный метод позволяет рассчитывать плановые финансовые показатели на основе установленных норм и нормативов.

4. Балансовый метод предусматривает согласованность расходов с источниками их покрытия, увязку всех разделов финансовых планов между собой, а также производственных и финансовых показателей.

5. Программно-целевой метод. Финансовое программирование – метод финансового планирования, использующий программно-це-левой метод, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения:

6. Экономико-математические методы с использованием ЭВМ

применяются в случаях многовариантности расчетов, для выбора наилучших решений.

В финансовом планировании исторически сформировались следующие организационные принципы: ведомственный, отраслевой, территориальный и предметно-целевой.

Основным документом финансового планирования выступает финансовый план, представляющий собой взаимосвязанную систему показателей образования и использования, в будущем периоде, денежных доходов и накоплений хозяйствующих субъектов, отраслей, систем, регионов и государства в целом. Финансовые планы показывают обеспеченность субъектов национального хозяйства финансовыми ресурсами.

Система финансовых планов (балансов) включает разные виды планов, которые отличаются широтой охватываемых отношений, а, следовательно, объемом планируемых к поступлению и использованию ресурсов. По этому признаку различают первичные и сводные финансовые планы.

В зависимости от периода финансовое планирование подразделяется на годовое, среднесрочное (трех-, пятилетнее) и перспективное. В настоящее время на годичный период составляются все названные выше виды планов.

В связи с разбалансированностью экономики, неопределеннос-тью факторов функционирования хозяйственных органов в рыночной среде, пятилетнее и перспективное планирование ограничено. На трехлетний период производиться расчеты по основным показателям доходов и расходов государственного бюджетапри разработке фискальнолй политики правительства.

Важнейшим оперативным финансовым планом является государственный бюджет (см. гл. 9).

В сфере материального производства, при решении управленческих задач на предприятии, осуще­ствляется стратегическое, текущее и оперативное планирование. Планы разрабатываются с различным уровнем детализации.

Стратегический финансовый план определяет важнейшие показа-

тели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства. Он является главной формой реализации целевых установок, стратегии инвестиций и предполагаемых накоплений.

При текущем планировании обычно разрабатываются план доходов и поступлений, план расходов и отчислений, план вза­имоотношений организации с бюджетом (с вышестоящими орга­нами), кредитный план. В процессе текущего планирования увязывается каждый вид вложений или отчисле­ний с источниками финансирования. Для этого составляется про­верочная (шахматная) таблица к финансовому плану.

Оперативное планирование заключается в составлении и ис­поль-зовании платежного календаря. Платежный календарь – это финан-совый документ, в котором подробно отражается опера­тивный фи-нансовый оборот организации (поступление и ис­пользование дене-жных средств). Платежный календарь исполь­зуется для контроля ра-сходования средств в анализируемый пе­риод.

Основная форма финансового плана – баланс доходов и расходов, его составление предполагает выполнение комплекса расчетов по доходам и поступлениям средств; расходам и отчислениям средств; платежам в бюджет; в определенных случаях (для приоритетных видов деятельности и бюджетных организаций) – ассигнования из бюджета. Хозяйствующие субъекты с небольшими оборотами средств составляют финансовые планы, состоящие из двух разделов: доходов и расходов.

Организации и учреждения некоммерческих видов деятельности нематериальной сферы, как правило, не имеют собственных источников доходов и финансируются из бюджета. Они ежегодно разрабатывают индивидуальные планы финансирования (бывшее название – сметы). В них указываются предусмотренные планом количественные показатели (например контингент учащихся, штатная численность персонала) и потребность в финансировании по каждому направлению затрат, рассчитанная по установленным нормам. Путем суммирования смет отдельных организаций и учреждений формируются сводные планы финансирования министерства, ведомств, отделов местных органов управления. Проекты сводных планов финансирования согласовываются с финансовыми органами и учитываются при составлении государственного бюджета.

В управлении и планировании хозяйственно-финансовой деяте-льностью используются финансовые показатели – плановые, отчет-ные или расчетные данные, характеризующие различные стороны деятельности, связанной с образованием и использованием денеж-ных доходов и накоплений хозяйствующих субъектов, отраслей и национального хозяйства в целом. Выражаются в абсолютных и относительных (нормах) величинах. Финансовые показатели коли-чественно и качественно отражают определенную финансовую ка-тегорию, субкатегорию, элемент финансовых отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: