Правовое обеспечение финансовых отношений

Финансовые отношения, возникающие в обществе, требуют правового регулирования. При этом применяются разнообразные нормы финансового права.

Финансовое право – это совокупность юридических норм, регулирующих финансовые отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов, необходимых для осуществления задач государства и других экономических субъектов на соответствующем этапе развития общества. Оно разграничиваетсяпо отдельным направлениям, относящимся к однородным финансовым отношениям: бюджетное право, налоговое право, хозяйственное право; в финансовое право включаются также такие разделы, как валютное и страховое законодательство, банковское право, правовое регулирование государственного кредита, денежного обращения, в связи с трактовкой финансов в широком понимании как денежных отношений в целом.

В финансовом праве используются финансово-правовые нормы – исходные первичные элементы права, то есть принятые правоустанавливающим органом и обеспеченные мерами принуждения строго определенные правила поведения в финансовых отношениях.

Таким образом финансовые отношения, являющиеся базисными, при использовании финансово-правовых норм преобразуются в финансовые правоотношения. Вне нормативно-правовых отношений финансовая деятельность неосуществима. Только при взаимосвязанных юридических правах и обязанностях, реализация которых гарантируется мерами принуждения, может быть обеспечено получение государством и другими экономическими субъектами прогнозируемых доходов, их распределение и использование соответственно намеченным целям.

Преобразование объективных финансовых правоотношений в реальные результаты хозяйствования при помощи форм и методов властного принуждения, то есть субъективных действий властных органов, представляется как правовой механизм регулирования финансовой жизни общества, а разнообразные финансово-правовые нормы и акты – как его рычаги. Тем самым происходит соединение финансовых и правовых форм и методов в единый механизм финансово-правового воздействия на экономические процессы.

Методами финансово-правового регулирования является властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, которые наделены соответствующими полномочиями (императивный метод). К хозорганам и гражданам, не выполняющим финансовые обязательства, применяется метод принуждения: бесспорное взыскание несвоевременно внесенных платежей в бюджет и финансовые санкции.

Диспозитивный метод предполагает, договорную форму согласования интересов сторон, что порождает возникновение их обоюдных прав и обязанностей. Данный метод применяется преимущественно в отношениях хозяйствующих субъектов – партнеров по бизнесу: между фирмами, компаниями, разными другими предпринимательскими структурами.

Финансовая деятельность государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях, которые действуют в трех общих направлениях: образование, распределение и использование государственных денежных фондов. Неотъемлемым элементом в каждой из них являются функции контроля.

В зависимости от содержания, роли и масштабовдействия тех или иных функций финансовая деятельность осуществляется в виде государственной власти или государственного управления (исполнительно-распорядительной деятельности).

Используются следующие методы финансовой деятельности государства:

1. Методы обязательных и добровольных платежей в централизованные государственные фонды.

2. При распределении государственных денежных средств различаются методы: финансирование – безвозвратный и безвозмездный отпуск средств и кредитование – выделение средств на началах возвратности и возмездности.

При финансовых операциях применяются методы безналичных и наличных расчетов денежными средствами.

При осуществлении финансовой деятельности принимаются определенные финансово-правовые акты, которые представляют собой принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения уполномоченных органов по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы или служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений. Совокупность финансово-правовых актов составляет финансовое законодательство.

Финансово-правовые акты подразделяются по юридическим основаниям на нормативные и индивидуальные, законодательные и подзаконные, планово-финансовые.

Планово-финансовые акты отличаются от остальных тем, что содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, то есть являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов; сюда относятся все виды бюджетов, финансовые планы предприятий и организаций, сметы расходов учреждений, состоящих на бюджетном финансировании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: