Национальный фонд Республики Казахстан

Национальный фонд Республики Казахстан представляет собой финансовые активы государства, сосредоточиваемые на счете Пра-вительства Республики Казахстан в Национальном Банке Респуб-лики Казахстан, а также в виде иного имущества, за исключением нематериальных активов. Национальный фонд предназначен для обеспечения стабильного социально-экономического развития го-сударства, накопления финансовых активов и иного имущества, за исключением нематериальных активов, снижения зависимости эко-номики от сырьевого сектора и воздействия неблагоприятных вне-шних факторов.

Национальный фонд осуществляет сберегательную и стабилизационную функции. Сберегательная функция обеспечивает накопление финансовых активов и иного имущества, за исключением нематериальных активов, и доходность активов Национального фонда в долгосрочной перспективе при умеренном уровне риска. Стабилизационная функция предназначена для поддержания достаточного уровня ликвидности активов Национального фонда. Часть Национального фонда, используемая для осуществления стабилизационной функции, определяется в размере, необходимом для обеспечения гарантированного трансферта.

Формирование и использование Национального фонда опреде-ляются с учетом конъюнктуры мировых и внутренних товарных и фина-нсовых рынков, экономической ситуации в государстве и за рубежом, приоритетов социально-экономического развития респу-блики с сохранением при этом макроэкономической и фискальной стабильности и соблюдением основных целей и задач Фонда.

Источниками формирования Национального фонда являются:

1) поступления в Национальный фонд Республики Казахстан:

2) инвестиционные доходы от управления Национальным фондом Респуб-лики Казахстан;

3) иные поступления и доходы, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.

Поступления в Национальный фонд Республики Казахстан состоят из:

1)прямые налоги от организаций нефтяного сектора (за исключением на

логов, зачисляемых в местные бюджеты), к которым относятся:

корпоративный подоходный налог; налог на добычу полезных ископаемых; налог на добычу полезных ископаемых, рентный налог на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат; дополнительный платеж недропользователя, осуществляющего деятельность по контракту о разделе продукции;

2) других поступлений от операций, осуществляемых организациями нефтяного сектора (за исключением поступлений, зачисляемых в местные бюджеты), в том числе поступлений за нарушения условий нефтяных контрактов (за исключением поступлений, зачисляемых в местные бюджеты);

3) поступления от приватизации государственного имущества, находящего

ся в республиканской собственности и относящегося к горнодобывающей и обрабатывающей отраслям;

4) поступления от продажи земельных участков сельскохозяйственного на

значения.

Инвестиционные доходы от управления Национальным фондом образуются от размещения его в финансовые активы и иное имуще-ство, за исключением нематериальных активов.

Национальный фонд Республики Казахстан расходуется:

1) в виде гарантированного трансферта из Национального фонда в республиканский бюджет;

2) в виде целевых трансфертов, передаваемых из Национального фонда

в республиканский бюджет на цели, определяемые Президентом Республики Казахстан;

3) на покрытие расходов, связанных с управлением Национальным фон-

дом и проведением ежегодного аудита.

Фонд не может использоваться на кредитование физических и юридических лиц и в качестве обеспечения исполнения обязательств.

Гарантированный трансферт – невозвратные поступления в ре-спубликанский бюд­жет из Национального фонда. Размер гарантиро-ванного трансферта из Национального фонда не должен превышать одну третью часть активов Национального фонда по состоянию на конец финансового года предшествующего году разработки респуб-ликан­ского бюджета.

Национальный фонд размещается в разрешенные финансовые активы и иное имущество, за исключением нематериальных акти-вов. Перечень разрешенных финансовых активов и иного имущес-тва определяется Правительством совместно с Национальным Ба-нком по предложению Совета по управлению фондом.

Компенсация потерь республиканского бюджета за счет Наци-онального фонда осуществляется в ходе его исполнения без уточ-нения республиканского бюджета в Парламенте Республики Казах-стан по итогам финансового года с согласия Совета по управлению Национальным фондом. Объемы целевых трансфертов, передавае-мых из Фонда в республиканский бюджет, утверждаются законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

Порядок зачисления активов в Национальный фонд и его исполь-зования определяется Правительством Республики Казахстан.

Совет по управлению Национальным фондом – консультативно-совещате-льный орган при Президенте Республики Казахстан, вырабатывающий пред-ложения по эффективному использованию Национального фонда и его разме-щению в финансовые активы и иное имущество, за исключением нематериаль-ных активов.

Годовой отчет о формировании и использовании Национального фонда со-ставляется Правительством совместно с Национальным Банком ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным, с включением результатов аудита Наци-онального фонда. Правительство после утверждения Президентом годового от-чета о формировании и использовании Национально-го фонда представляет его в порядке информации в Парламент.

Информация о годовом отчете о формировании и использовании Национа-льного фонда и результатах проведения аудита публикуется в средствах мас-совой информации.

На начало 2009г. сумма средств Национального фонда составила 27,9 млрд. долл. США или 60,5% от всех золотовалютных резервов страны, соотношение сберегательного и стабилизационного портфелей Фонда составляло 63: 37%.

Проблемой Национального фонда, как и подобных фондов в странах СНГ, является эффективность использования их средств. Активы фонда размещены в ценные бумаги иностранных банков (ABN AMRO Bank, State Street Bank, Deutche Bank. BNP Paribas, Citibank, HSBC). Доходность активов Фонда составила (за весь период его функционирования) в пределах 6,1%.

Процентные же ставки по кредитам внутри Казахстана составили для юридических лиц, в среднем, за 2008 г., – 14,8%, а для физических – 18,6%. Поэтому целесообразно расширить функции Фонда по инвестированию крупных проектов реального сектора экономики. Это вызывает мультипликационный эффект в смежных видах экономической деятельности, содействует реализации принятой в стране стратегии индустриально-инновационного развития. Именно данное направление принято в планах по стабилизации экономики и финансовой сисемы на 2009-2010 гг. в условиях мирового финансового кризиса.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем состоит социально-экономическая сущность внебюджетных фондов?

2. Какие перераспределительные процессы вызывает функционирование вне

бюджетных фондов?

3. Как классифицируются внебюджетные фонды?

4. Какие имелись проблемы функционирования внебюджетных фондов в Рес-

публике Казахстан в период кризисного состояния?

5. Изложите порядок формирования и использования Государственного нако-

пительного пенсионного фонда.

6. Изложите порядок формирования и использования Государственного фон-

да социального страхования

7. Охарактеризуйте известные Вам внебюджетные фонды экономического

назначения, действующие в Республике Казахстан?

8. Изложите порядок формирования и использования Инвестиционного фон-

да Казахстана

9. Изложите порядок формирования и использования Фонда национального

благосостояния

10. Изложите порядок формирования и использования Инновационного

фонда Казахстана.

11. Каково назначение Национального фонда Республики Казахстан?

12. Изложите порядок формирования и использования Национального фонда

Республики Казахстан.

13. Изложите порядок формирования и использования Фонда развития ма-

лого предпринимательства


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: