Государственное регулирование уровня жизни населения

В условиях рынка роль государства в регулировании оплаты труда ограни­чена. В настоящее время воздействие на оплату труда осуществляется с помощью законодательных актов или косвенным путем через налоговый механизм.

Личное подоходное налогообложение помимо фискального значения выполняет важную социальную функцию – обеспечивает выравнивание доходов разных социальных групп населения. Эту же функцию выполняют и бюджетные расходы по социальным программам, в результате чего население с низкими доходами переходит в группу с более высокими и несколько сокращается социальное неравенство.

В целях недопущения низкого уровня оплаты труда и социальной защиты населения в ежегодно принимаемом законе «О республиканском бюджете» устанавливается минимальный размер заработной платы и минимальный размер пенсии. Предприятия и организации всех форм собственности, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие наем рабочей силы, не имеют право платить ра­ботникам меньше установленного минимума.

Реальное значение минимальных показателей из-за инфляции постоянно падает. Правительство Казахстана, стремясь несколько оградить минимальную оплату от обесценивания, периодически увеличивает ее размеры.

Бюджетные организации в зависимости от выделенных бюд­жет-ных ассигнований самостоятельно определяют виды доп­лат, ис-ходя из квалификации работника и сложности выпол­няемых тру-довых обязанностей. В целом оплата в бюджетной сфере в 1,5 – 2 раза меньше, чем в промышленности, уже не говоря о финансово-кредитных учреждениях.

Региональные органы, учитывая слабую обеспеченность работников бюджетной сферы, оказывают им финансовую поддержку, исходя из размеров своего бюджета.

В мировой практике одним из индикаторов уровня жизни населе-ния является прожиточный минимум, который ис­пользуется в го-сударственной социальной политике для определения порога бед-ности и определения размеров соци­альных выплат.

В определении сущности и величины прожиточного минимума в международной практике более всего распространен подход, основанный на установлении некоего минимума товаров и услуг, предполагающего удовлетворение минимальных потребностей человека – потребительская корзина. Она делится на продовольственную и непродовольственную части. При этом в большинстве стран на долю продовольственных расходов в прожиточном минимуме приходится от 25 до 50%. Соотношение в прожиточном минимуме между продо­вольственной и непродовольственной частью 70 к 30 % с 2006г. изменяется на соотношение 60 к 40%.

Прожиточный минимум как социальный индикатор, является своеобразной точкой отсчета, его используют для оценки уровня жизни населения и измерения бедности и обоснования минимального размера заработной платы, пенсии и иных базовых социальных выплат.

Поэтому государственные социальные стандарты, начиная с 2006 года, устанавливаются с учетом прожиточного минимума а размеры основных социальных выплат – на уровне не ниже этого минимума.

С принятием новых подходов к определению прожиточного минимума изменится порог бедности. Здесь нужно выделить два фактора. Один из них – оценка уровня жизни на­селения, то есть определение удельного веса граждан, имеющих уровень жизни ниже прожиточного минимума. По данным статистики, доля населения, имеющего среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума сократилась с 31,6 % в 2005 году, до 12,7% 2007 году. Второй фактор – это оказание социальной помощи. Все страны, в зависи­мости от своих возможностей, определяют порог, за которым гражданину, семье оказывают социальную помощь. Так, в Казахстане важным элементом системы со­циальной зашиты населения яв­ляется адресная социальная помощь (АСП), предоставляется семьям, в ко­торых среднедушевой доход ниже чер­ты бедности, установленной в размере 40 процентов от прожиточного минимума.

В соответствии с Законом о государственном пособии семьям, имею­щим детей, пособия детям до 18 лет (кроме единовременных пособий на рождение ребенка) пре­доставляются семьям имеющим 60% от прожиточного минимума.

В Казахстане наблю­дается постепенное сокращение бедности с точки зрения дохода. Однако ее уровень все еще оста­ется высоким.

Бед­ность носит многопрофильный характер и определяется местом проживания, социальными факторами, статусом занятости, об­разовательным уровнем и др. Доля бедных домохозяйств в сель­ской местности выше, чем в городе. Малоимущие и крайне бедные домохозяйства – это семьи, воспитывающие трех и более детей.

На сокращение бедности оказывают влияние по­вышение уровня доходов в срав­нении с прожиточным миниму­мом, сокращение безработицы и оказание достаточной адресной социальной помощи. Для ликвидации бедности не­обхо-димо поднимать средний уровень доходов населения.

Сокращение безработицы так­же влияет на сокращение беднос­ти. В 2008 г. в экономике Казахстана было занято 7,9 млн. человек, (уровень занятости – 95,2% при численности экономически активного населения – 8,3 млн. чел.), в том числе по найму – 5,2 млн. или 65,9% от всех занятых, самостоятельно занятых – 2,7 млн. (34,1%), число безработных составило 557,2 тыс. человек, уровень безработицы сложился в 6,6%. По расчетам сокраще­ние безработицы до уровня 2,8% приводит к практической ликви­дации влияния этого фактора на бедность, то есть значимость это­го показателя постепенно снижа­ется. Одновременно повышается роль оплаты труда: ос­новной причиной бедности является низкая оплата труда, на втором месте – отсутствие рабо­ты.

Постоянное отслеживание при­чин бедности и оценка влияния отдельных факторов на ее сокра­щение позволит сделать этот про­цесс управляемым и обе-спечит до­стижение постатейных цепей по сокращению бедности в стране.

Масштаб бедности – количественный показатель, доля (численность) насе-ления с доходами ниже прожиточного минимума (продовольственной черты бедности и установленной черты бедности ); доля населения, у которого уро-вень (дохода) потребления на человека ниже определенной черты.

Коэффициент глубины бедности – показывает среднее отклонение уровня дохо-да (потребления) людей, находящихся ниже прожиточного минимума от величины прожиточного минимума и выражается величиной суммарного дефицита дохода, соотнесенного с общим числом членов домохозяйств. Он различает различные группы малоимущих в зависимости от того, насколько ниже определенной черты находится их уровень дохода (потребления).

Коэффициент остроты бедности характеризует средневзвешенное отклонение доходов обследуемых домохозяйств от величины прожиточного минимума и выражается величиной суммарного квадратичного дефицита доходов, соотнесенного общим числом членов обследуемых домохозяйств. Показатель остроты бедности рассчитывается с учетом большего веса для семьи с более высоким размером дефицита дохода. Служит для количественного измерения степени серьезности бедности, т.е. характеризует неравенство среди бедных.

Коэффициент фондов – измеряет соотношение между средними доходами сравниваемых групп населения внутри ряда распределения в десятой и первой децильных группах:

Коэффициент неравномерности распределения доходов среди населения (коэффициент концентрации доходов Лоренца или индекс Джини) дает возможность численно оценить степень неравенства.Онустанавливает степень отклонения фактического распределения доходов по численно равным группам населения от линии их равномерного распределения. Статистическая мера равенства доходов колеблется от 0 до 1, означая при 0 – совершенное равенство доходов у всех групп населения, при 1 – совершенное неравенство, когда весь доход принадлежит одной группе лиц.

13.4. Предпринимательская деятельность граж­дан

Понятие индивидуального предпринимательства сформулирова-но в Законе об индивидуальном предпринима­тельстве. Под индивиду-альным пред­принимательством как видом частного предпринимате-льства понимается инициативная деятельность граждан, направ­ленная на получение дохода, основанная на собственности самих граждан и осуще-ствляемая от имени граждан за их риск и под их имущественную ответст-венность. Данное определение соответствует родовому понятию предпри-ни­мательства, охватывающей собой пред­принимательскую деятель-ность как граждан, так и юриди­ческих лиц.

Ин­дивидуальные предприниматели подлежат обязательной государственной регистрации, при соответствии одному из следующих усло-вий:

1) используют труд наемных работников на постоянной основе;

2) имеют от предпринимательской деятельности совокупный годовой доход, исчисленный в соответствии с налоговым законодательством, в размере, превышающем необлагаемый нало­гом размер совокупного годового дохода, установленный для физических лиц законодательными актами Республики Казахстан.

Видами индивидуального предпринимательства соглас­но Закона об индивидуальном предпринимательстве яв­ляются личное и совместное.

Личное предпринимательство осуществляется одним гражданином самостоятельно. Совместное предпринимательство осуществляется груп-пой граж­дан без образования юридического лица. Формами совместного предпринимательства явля­ются:

а) предпринимательство супругов, осуществляемое на базе совместной собственности;

б) семейное предпринимательство, осуществляемое на базе совместной собственности крестьянского (фермерско­го) хозяйства или совместной собственности на приватизиро­ванное жилище;

в) простое товарищество, при котором предприниматель­ская деятельность осуществляется на базе общей долевой собственности.

Индивидуальное предпринимательство, как правило, от­носится к малому предпринимательству, которому государ­ство оказывает особую поддержку. Законом определены критерии малого предпринимательства и установлен ряд льгот для субъектов малого предпринима­тельства.

Индивидуальное предпринимательство осуществляет­ся на основе и за счет имущества, принадлежащего гражда­нам на праве собственности или иных правах, допускающих пользование и/или распоряжение имуществом для занятия предпринимательством.

Понятие пред­принимательское дело – это совокупность имущества, вклю­чая имущественные права, на основе и посредством которо­го индивидуальный предприниматель осуществляет свою деятельность. Предпринимательское дело в целом или его часть может быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением или прекращением прав.

Предприниматель получает совокупный годовой доход от предприниматель­ской деятельности. При превышении установленного для физических лиц необлагаемого нало­гом размера совокупного годового дохода, он подлежит налогообложению. Необла­гаемый совокупный годовой доход – это вычеты, подлежа­щие учету при определении дохода индивидуального пред­принимателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: