Деятельности. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности включает разнообразные формы и методы

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности включает разнообразные формы и методы. Основными формами регулирования являются:

1) финансирование внешнеэкономической деятельности;

2) налогообложение;

3) инвестирование;

4) внешнее заимствование;

5) внешняя задолженность;

6) субсидирование экспорта.

Методы регулирования соответствуют указанным формам и включают прямые и косвенные способы.

К прямым относятся административные формы регулирования: лицензии и квоты; может также устанавливаться государственная монополия внешнеэкономической деятельности (на внешнюю торговлю, валютные операции и др.).

Лицензирование и квотирование экспорта и импорта используются как временные меры для целей стабилизации и насыщения внутреннего рынка в условиях ограниченности сырьевых ресурсов и товарных фондов.

Лицензия – разрешение, выдаваемое компетентными государственными органами на вывоз или ввоз продукции, товаров, валюты, информации. Квота – часть, доля в общем объеме производства, предназначенная для внешнеторговой деятельности.

Государственная монополия представляет собой наиболее нерациональный способ регулирования внешнеэкономической деятельности, но в неблагоприятных условиях состояния экономики может применяться для решения проблемы приведения в равновесие платежного баланса за счет контроля импорта и экспорта. В целом такие меры относятся к методам нетарифного регулирования.

Косвенные или экономические методы регулирования, являются более действенными и соответствующими развитым внешнеэкономическим отношениям. К ним относятся налоги, в том числе таможенные пошлины, курс валюты, мировые цены, процентные ставки по внешним кредитам, курс облигаций, других ценных бумаг и платежных средств.

Валютный курс или цена национальной денежной единицы, выраженная в денежных единицах валюты другой страны, связывает все внутренние цены с ценами другой страны. Колебания валютного курса изменяет цены на товары другой страны для отечественных потребителей и наоборот, цены отечественных товаров – для потребителей другой страны. Тема самым эти изменения влияют на привлекательность экспорта и импорта; в случае уменьшения курса национальной валюты относительно валюты другой страны, получает развитие экспорт, в противоположном случае – импорт, так как в первом случае отечественные товары становятся дешевле для иностранцев и расширяется спрос на эти товары с их стороны; во втором случае импортные товары дешевеют и увеличивается спрос в своей стране на эти товары.

Система валютных курсов государства может быть организована в виде гибких (плавающих»), ограниченно гибких, фиксированных валютных курсов.

При системе гибких курсов обмен осуществляется на основе спроса и предложения валют, при системе фиксированных курсов устанавливается определенное соотношение национальной валюты к золоту или другой твердой валюте; во втором случаегосударство регулирует это соотношение и, тем самым, вмешивается в функционирование рынка валют в целях достижения сбалансированности платежного баланса страны. При этом занижение курса иностранной валюты относительно своей вызывает потери стоимости при экспорте, которые компенсируются при импорте, и наоборот, при завышении этого курса потери возникают при импорте, что должно быть покрыто дополнительным экспортом.

При импорте (для иностранного импортера) понижение курса иностранной валюты относительно местной означает расширение возможностей на местном рынке и, наоборот, повышение этого курса ведет к свертыванию рынка в связи с ростом цен на импортируемые товары.

Для отечественных импортеров колебания курсов означают изменение возможностей по закупке иностранных товаров (при наличии одинаковой суммы средств в собственной валюте).

Таким образом, валютный курс влияет на объемы экспорта и импорта, которые, в свою очередь, через финансовые инструменты – налоги на экспорт и импорт, таможенные пошлины – воздействуют на величинуполучаемых и распределенных финансовых ресурсов и финансовое положение как государства, так и производителей экспортной или потребителей импортной продукции, товаров и услуг.

В современных условиях на мировом валютном рынке существует разнообразные виды валютных курсов по различным классификационным признакам:

обменные валютные курсы: спот-курс, форвард, кросс-курс;

расчетные валютные курсы: номинальный валютный курс, номинальный эффективный валютный курс, реальный валютный курс, реальный эффективный валютный курс;

гибридные валютные курсы: валютный коридор, управляемое плавание, целевые зоны, ползущая фиксация, оптимальное валютное пространство.

Возможным оптимальным вариантом валютного курса является режим регулируемого плавания.

Налоги являются важным регулятором внешнеэкономических отношений; здесь имеется ввиду как обычные налоги, так и специальные – на доходы (прибыль) совместных предприятий, таможенные пошлины (налоги на экспорт и импорт).

Во многих государствах проводится таможенно-тарифное регулирование экспорта и импорта.

Таможенный кодекс устанавливает принципы таможенного дела (то есть порядок перемещения через границу товаров и иных предметов, таможенное обложение, оформление, контроль и другие средства проведения в жизнь таможенной политики) на основе единства таможенной территории, таможенных пошлин и таможенных сборов.

Таможенный тариф призван регулировать иностранную конкуренцию на внутреннем рынке. Таможенный тариф – систематизированный свод ставок таможенных пошлин, которыми облагаются ввозимые на таможенную территорию республики и вывозимые за пределы этой территории товары и иные предметы.

Таможенные пошлины – налоги, взимаемые государством о провозимых через национальную границу товаров по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом. Различают ввозные, вывозные, транзитные, сезонные, специальные, антидемпинговые, компенсационные, протекционистские, преференциальные таможенные пошлины. В Казахстане применяются импортные (ввозные), сезонные, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины. С 2008 г. введены таможенные пошлины на вывозимые с таможенной территории Республики Казахстан сырую нефть и товары. Выработанные из нефти.

В отечественной практике получили распространение адвалерные, специфические и комбинированные ставки пошлины; адвалерные начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров, специфические – в установленном размере на единицу облагаемых товаров или предметов, а комбинированные ставки – путем сочетания обоих видов обложения.

В Казахстане введен импортный таможенный тариф с целью совершенствования системы государственного регулирования вне-шней торговли, эффективной реализации импортной политики стра-ны, увеличения доходов государственного бюджета от внешнеэко-номической деятельности. Предусмотренные импортным таможен-ным тарифом таможенные пошлины установлены в процентах от таможенной стоимости импортных товаров и уплачиваются в тенге (с пересчетом таможенной стоимости по курсу тенге, устанавлива-емому Национальным банком) или в свободно конвертируемой ва-люте по выбору импортера.

Таможенная стоимость товара – фактически уплаченная цена на момент пересечения таможенной границы. В нее включаются цена товара согласно счета-фактуры, а также следующие фактические расходы, если они не включены в счет-фактуру:

по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке и страхованию до пункта пересечения таможенной границы;

комиссионные, брокерские и некоторые другие расходы.

Предусмотрен дифференцированный подход при назначении ставок тарифа для разных видов товаров: низкие – для товаров первой необходимости и более высокие – для второстепенных товаров.

Система импортных таможенных пошлин служит защитой национального производства от экспансии иностранной продукции: повышенными импортными пошлинами облагаются товары конкурирующие с отечественными, низкими пошлинами – товары и продукты, отсутствующие или производимые в недостаточных объемах внутри страны. Этот принцип одновременно обеспечивает фискальные интересы государства по наполнению доходной части государственного бюджета.

Сезонные таможенные пошлины применяются для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров; срок действия этих пошлин не превышает четырех месяцев.

Специальные таможенные пошлины применяются в следующих случаях:

когда ввоз товаров в страну наносит (угрожает нанести) ущерб отечественным производителям таких или подобных товаров;

как мера предупреждения в отношении участников внешнеэкономических связей, нарушающих интересы данной страны, а также как мера пресечения недобросовестной конкуренции;

как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны ее стороны других государств.

Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза на территорию страны товаров, по ценам, существенно более низким, чем конкурентная цена в стране экспорта и если такой ввоз наносит или угрожает нанести ущерб отечественным производителям таких или подобных товаров.

Компенсационные пошлины применяются в следующих случаях:

при ввозе товаров, при производстве или экспорте которых использовались субсидии и если такой ввоз наносит или угрожает нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров;

при вывозе за пределы таможенной территории страны товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии и если такой вывоз наносит или угрожает нанести ущерб интересам данной страны.

В Казахстане взимается сбор за таможенное оформление, то есть, таможенные процедуры за основной и добавочные листы грузовой таможенной декларации независимо от характера сделки и типа декларации; установлен дифференцированный подход к оплате процедур для юридических лиц с местоположением за границей и на территории СНГ при оформлении имущества по спецификациям товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

Кроме того, уплачиваются такие таможенные платежи:

таможенный сбор за хранение товаров;

таможенный сбор за таможенное сопровождение товаров;

плата за информирование и консультирование;

сбор за выдачу лицензий таможенными органами и возобновления действия лицензий;

плата за участие в таможенных аукционах;

плата за принятие предварительного решения;

сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;

иные таможенные платежи.

Комитет таможенного контроля Министерства финансов Респу-блики Казахстан определяет порядок взимания таможенных плате-жей, а его органы проверяют уплату платежей при предъявлении товаров к таможенному контролю согласно таможенной декларации.

Уплата таможенных пошлин за поставку продукции в государстве СНГ осуществляется в соответствии с действующим законодательством и межправительственными соглашениями, заключенными с этими странами.

Стоимостное регулирование импорта и экспорта может осуществляться путемпредоставления импортных и экспортных субсидий участникам торговых сделок. Поскольку прямые экспортные субсидии запрещены международным законодательством, могут предоставляться скрытые субсидии (льготное кредитование, занижение цен на исходные сырье, материалы, энергетические ресурсы, субсидирование фрахта).

Как правило, государство использует весь арсенал льгот для экспота готовой продукции и импорта сырья, и исключает какие-либо льготы при экспорте сырья и импорте готовой продукции, что важно для защиты национального производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: