Формулы Эйлера

; ; .

Пример 2. Представить в алгебраической форме комплексное число .

Решение. По формуле Эйлера

.☻

Функции определяются равенствами ; .

Для тригонометрических функций остаются в силе все формулы тригонометрии.

3. Гиперболические функции определяются равенствами

; ; ; .

Связь между тригонометрическими и гиперболическими функциями

Задача 1. Используя формулы Эйлера, доказать соотношения

; ;

; ;

; ;

; ,

а также следующие формулы

;

;

;

;

;

.

Пример 3. Выделить действительную и мнимую части функции .

Решение. Полагаем , тогда

.

В силу соотношений задачи 1 имеем , то есть , . ☻

4. Логарифмическая функция , , определяется как функция, обратная показательной. Если , , то называется логарифмом числа . Полагая , , получим или


Значит,

Эта функция является многозначной. Главным значением функции называется то значение, которое соответствует главному значению аргумента числа :

.

Для логарифмической функции справедливы следующие соотношения:

.

В качестве упражнения рекомендуем доказать эти три соотношения.

Пример 4. Представить в алгебраической форме комплексное число .

Решение. (см. пример 10, §1). Таким образом,

5. Общая степенная функция , где – любое комплексное число, определяется равенством .

В силу многозначности логарифма функция многозначна. Главное значение функции соответствует главному значению : .

6. Общая показательная функция , где – любое комплексное число, определяется равенством

.

Главное значение этой функции .

Пример 5. Найти 1) ; 2) ; 3) .

Решение. Согласно формуле п.6 1) .

2)

3) Решить самостоятельно. Ответ: . ☻

7. Обратные тригонометрические функции определяются как функции, обратные соответственно к синусу и косинусу:

если , если .

Аналогично определяются функции , а также обратные гиперболические функции. Все эти функции являются многозначными и выражаются через логарифмические:

; ;

; ;

; .


Покажем справедливость первого соотношения. Если , то . На основании формул Эйлера , откуда или . Решая это квадратное относительно уравнение, получим . (Здесь символом обозначены оба значения корня). Значит, = .

Оставшиеся соотношения рекомендуем показать в качестве упражнения.

Пример 6. Найти все значения .

Решение.

- целое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: