Нравств воспитание уч-ся в современной школе

В2005г была принята програм развития воспит-я детей в РФ до 2010 года в ней рассмат проблемы и задачи воспит-я и

пути их достижения.

Нравствен воспит-е - это деят-ь, кот-я направ на формир-е у учащ-ся норм и правил выработку и формир нравствен отношений. Нравы – это эталоны, котор люди руководствуются в св поведении. Нравы меняются с развитием обществ, об уровне нравствен-и чел-а судят по его поступкам.Задачи:

1. Формировать у учащегося сущности обществен морали выработки потребности в самовоспитании

2. Формиров-е непримиримости к безнравственным поступкам. Развитие нравственных чувств, совести, ответственности и доброты.

3. Формиров-е опыта нравственного образования и дисциплины нравственности осуществляется путем.

Пути осуществления: 1.Учебная деятельность особенно предметы гуманитарного цикла. 2. Внеклас. р-а класс руководителя 3. Формиров-е опыта поведения в коллективной жизни класса

4. Семейное воспитание

К средствам нравствен воспит-я относится общественно-полезная р-а трудовая деятельность.Роль уроков ИЗО в нравст-ом, эстетич-ом, трудовом воспитании уч-ся. Нравственное воспитание. Нр.в. – фор-е нравст-но цельной лич. (нравств. нормы, убеждения, отношения, чувства, поведение). Содерж. НВ: 1)моральное восп. (форм. нравст. созн, воли, чувств) 2) этич. восп. (правила хорошего тона, к-ра повед.) 3) патриот. восп. (любовь, ответст. за родину) 4) национальное восп. (чувство нац дост-ва, горд-ти) 5) полит (уважение к закону, демократии)6) эколог. (защита окр.среды). Уровни сформированности: 1.доморальный–выполнение норм из страха наказания. 2. конвенциальный - не потому, что с ними согласны, а потому, чт хотят быть приняты в референтной группе. 3. автономный- из-за осмысления их, принятия. Межнациональные нормы. Показатели: 1.сформир. нравств. знания, выраж через чел. ценности 2.нравств. отношения и чувства. Формирование эстетич культуры – это процесс целенаправлен развития способности личности к полноценному воспитанию правильному пониманию прекрасному в иск-е и действительности. Худ-й потенциал чел-а наиболее полно прояв-я в иск-ве. Учеб план общеобраз шк включает дисциплину худож-го цикла – лит-ру, музыку, ИЗО,призвана развивать у учащихся художествен мышление, творчес воображение, зрительную память, пространствен представления изобразит способности. Это в свою очередь требует научить детей основам художественной грамоте, сформировать у них умения пользоваться выразитель средствами рисунка, жив, лепки, ДПИ. Важно обеспечить ознакомление учащихся с выдающим произвед-и иск-ва, архит-ы, научить понимать изобразит язык художника, воспитать эмоционально-эстетическ отношение к произведениям иск-ва. Принцип связи иск-ва жизни реализуются на занятиях «Искусство видеть. Ты и мир вокруг нас», «Искусство вокруг нас», «Каждый народ - художник», «ДПИ и жизнь чел-а». Возможности художествен образования и эстетического воспитания учащихся, ограничены планом и программой. Поэтому они должны быть компенсированы в системе дополнит образов-я. Основу трудового восп-я шк-ов составляет виды труда: учебный, общественно-полезный-производственный.Программа общеоб шк по изо искусству 1940-х гг включ в себя рисование с натуры (карандашом или красками), декоратив рисование и рис-е на темы. Обучение предусматрив-ь с 1 по 5 класс. В 1948 году добавился раздел «Беседы об искусстве», а срок обучения увелич на один год. Любое отклонение от принятых норм приводило к серьезной критике со стороны Академии художеств СССР.В 1960 г. Пр-ма по рисов-ю несколько обновилась. Больше внимания стало уделяться методике рисов-я с натуры, и обуч-е увелич еще на один год. Таким образом, программа обуч-я изобразит грамоте в шк обновлялась неск раз, но несущ-но. В принципе структура и методика обуч-я на десятилетия оставались неизменными. Методика обуч-я яв-я морально устаревшей, поскольку ее основ методы и принципы были сформированы в XVIIв., которые ориентировались на формирование репродуктивного типа мышления, что не позволяло развивать творчес индивидуальность учащ-я в рамках массового образования.

Эти и др причины привели к необход пересмотра целей и задач обуч-я и создания нов программы по рисов-ю, но уже на основе современ исследований в обл педагогики и психологии. Результатом явилась программа, создан под руководс Б.М. Неменского, во многом базирующаяся на опыте и принципах обуч-я японск шк. Она и стала апробироваться в общеобраз шк с 1972 г. Но из-за психологической неподготовленности педагогов не получила должного развития.

Б.М. Неменский выявил необходимость осуществления в шк единой эстетической программы, охватывающей и объединяющей все предметы м-у собой, про­низывающей всю жизнь ребенка. Он исходил из того, что лит-ру, музыку и изо иск-о необходимо довести в единстве до старших классов и переосмыслить их

содержание как предметов искусства.

Б.М. Неменский отказывается от существующ школь практики давать элементарные профессиональ навыки и знания, считая, что в общеобр шк необходимо культивировать прежде всего общ эстетическ развитие, основы художествен куль-ы народа. В тоже время внеклас, факультатив р-а должна помогать формироваться профессиональ мастерству.

По пр Б.М. Неменского знакомство с цветом школьники нач с 1 класса, с 1-го занятия, и р-а с цветом продолжается на протяж-и всего п-да обуч-я, причем рисование ведется кистью и гуаш. красками. Примен-е техн «гуашь» стало новацией в обучении, раньш исп акварельной краски.Прим-ся аппликация и лепка из пластилина. Програм построена так, что происходит «вхождение» учащ-я в кул-у разн стран и периодов. Но именно в студиях, специаль художествен архитектур школах, как считает Б.М. Неменский, должно происходить дальнейшее професс образ-е. Он отмечает, что недопустимо малое кол-во часов, отводимых на преподавание ИЗО в отечествен шк и полное отсутствие дан предмета в старших кл.

Цели, задачи и содержание программы по ИЗО Б.М. Неменского. Целью преподавания изобраз иск-ва в общеобраз шк яв-ся формирование художествен куль-ы учащ-я как неотъемлемой части культуры духовной. В задачи препода-я изо ис-ва входит: формир-е у учащ-я нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в иск-ве; формир-е художественно-творчес активности; овладение образным языком изо иск-ва посредством формир-я художествен знаний, умений и навыков. Дан програм построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия иск-ва с жизнью. Р-а на основе наблюдения и изучения окруж реальности яв-ся важн усл успешного освоения детьми программн материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самост творчес поисков. Художест деят-ь школь-в на ур находит разнообраз формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декорат и конструктив р-а; восприятие явлений действительности и произведений иск-ва; обсуждение р-т товарищей, результатов коллектив тв-ва и индивид р-ы на уроках; изучение художествен наследия; подбор иллюстратив материала к изучаемым темам; прослушивание музыкаль и литерат произведений (народ-х, классич, соврем-х). На ур вводятся игров драматизации по изуч теме, прослежив-я связи с музыкой, лит-рой, природоведением, истор, трудом. С целью формир-я опыта творчес общения в программу вводятся коллектив задания. Коллект художес тв-во уч-ся может н-и применение в оформлении школь интерьеров. Выполненн на уроках художествен р-ы учащиеся могут использовать как подарки для родных и друзей.Развитие художеств восприятия и практичес деят-ь представлены в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художествен культуры, изучение произведений искусства и художествен жизни общества подкрепляется практичес работой школьников. Принципиально важное значение имеет выявление нравствено, эстетичес содержания разнообраз художествен явлений, что необходимо как в практическ работе, так и при восприятии художественн наследия. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать иск-во как духовн летопись человечества, как познание человеком правды о природе, обществе, как поиск истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, жив-и, графики, дпи, изучают классическое и народ иск-во разн стран и эпох. Приобщение к искусству начин в нач шк. В V—IX классах углублен изучаются разнообраз виды и жанры иск-ва в контексте исторического развития. Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с иск-м, приобщить их к художествен культуре. Худож знания, умения и навыки яв-ся основ средством приобщения к художеств культуре, вводятся в широком воспитательном контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция. Эти средства художествен выразительности учащ-я осваивают на протяжении I—IX классов. В пр выделены 3способа художественного освоения действител-и: изобразительный, декоративный и конструктивный, которые в нач шк выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художествен деятельности изображения, украшения, постройки. Умения по обработке материалов, получаемые на уроках труда, закрепляются в работе по моделированию и конструированию, а навыки в области дпи и технической эстетики находят применение в трудовом

обучении. Во внеурочное вр школьники расширяют и углубляют полученные на уроках представления о связях иск-ва с жизнью. Самост р-а учащихся получ дальнейш развитие под руковод педагога на кружковых занятиях, в группах продленного дня и на факультативах. Творчес отношение учителя к работе имеет принципиальное значение. Программа подчеркивает важность увлеченности учителей и школьников иск-м для формирования у учащихся познавательного интереса к нему и стремления к его самост изучению.

Т к одна из ведущ задач — творчес развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения, фантазии. В каждом задании, на каждом уроке детям дается возможность пофантазировать, поощряется привнесение в р-у собствен образов. Важно «расковать» детей, высвободить их творчес энергию. Полезно систематизировать все интересные находки по развитию детского воображения в процессе художественной деятельности на уроках для организации последующих коллективных и персональных выставок детских работ. При всей предлагаемой свободе педагогического творчества необходимо постоянно иметь в виду структурную цельность данной программы, основные цели и задачи каждого года и четверти. Уроки в конце года и четвертей, по традиции названные уроками повторения или закрепления, по сути, являются новой ступенью обобщения. На итоговых уроках предоставляется возможность широко сопоставить разнообразные р-ы, объединенные общей темой четверти, сравнить свои р-ы с творчеством своих товарищей, проявить «зрительское умение», оценить художествентруд. Целесообразно опробовать разные формы проведения таких обобщающих уроков (беседы, отчетные выставки с обсуждением р-т и т. п.). В пр поднята как важнейшая проблема духовного развития личности, воспитания мира чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, активно-действенной отзывчивости на добро и зло. Эта задача наиболее сложная и требует большого такта от педагога. Задача формирования «зоркости души» ребенка, которая является для учителей основной, также требует индивио подхода к конкрет ребенку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: