Содержание образования в современ школе

Сод-е обр-я - эт система науч знаний умений и навыков ценностных отношений и опыта творчес деятельности.О— это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующ поколениями социально значимого опыта.

Знание – это понимание и сохр-е в памяти и воспроизв-е фактов понятий законов теорий правил усвоений знаний, отличаются полнотой системностью осознанностью действенностью.

Умение – это освоенные способы выполнение действий основанные на знаниях их можно разделить на специаль (спец.предметы и общеучеб, конспектир-е, р-а с лит-рой, умение анализировать).

Навыки – это действие доведенное до автоматизма

На содержание образ-я оказывают влияние уровень развития общ-а науки уровень куль-ы, социаль и личностные потребности, политика и цели образ-я.

Принципы: научности; последовательности; систематичности; связи с жизнью;соответствующим возрастным особенностям.

Различают общее и спец образование. Общ образ-е (нач и средн) вооружает знаниями, умениями, навыками, необходимыми каждому чел-у в трудов деят-и, в повсед жизни. Специал образ-е вооружает знаниями, умениями, навыками, необходимыми для работника определен обл труда. В единстве общ и спец образ-е играют больш роль в развитии личности, подготовке ее к жизни.

Цели, задачи и содержание занятий по ИЗО в шк. Программа гармоничного развития личности в наш стране требует от общеобр шк такой подготовки подрастающ поколения к жизни, чтобы она соответствовала научно-техничес прогрессу, уровню развития современ культуры. В связи с этим в 1960-е годы были пересмотрены учебные планы общеоб школы, сокращен срок нач обуч-я до 3 лет, коренным образом переработаны учебные программы по всем дисциплинам, в том числе и по изобразит иск-у. Для учащихся, проявляющих повышенный интерес к отдельным учебным предметам, введены дополнительные факультативные занятия. Практический характер занятий рисованием дает возможность приобщить учащихся к самым различным видам р-ы: в I — III кл — объединение занятий рисованием с трудом (различ виды поделок), в IV — VI классах — художественное конструирование (дизайн) и т. п. Исходя из общих задач воспитания, школьный курс ИЗО ставит своей целью: Готовить всесторонне развитых, образованных членов общества, способных принять активное участие в различных отраслях государственной, общественной и хозяйственной жизни страны; В задачу ИЗО входит

1. эстетическое и художественное воспитание. Эстетич воспитание – это восп-е у уч-ся способности к полноценному восприятию прекрасн в жизни, природе, иск-ве, науке и обществе. Прекрасное воздействует на ум, душу, волю, обогащает духовный мир чел-а.;2. помочь детям познавать окруж мир, развивать их наблюдательность, приучать логически, мыслить, осознавать увиденное. На уроках рисования дети знакомятся с окружающими предметами, с многообразием их форм, цвета, величины и других особенностей. Рис-е в шк помогает детям шире и разностороннее видеть мир. 3. Раскрывать практическое значение рисунка в жизни человека, и учить пользоваться рисунком в трудовой деятельности, в общественно-полезной работе. Уже в небольш вступитель беседе учитель рис-я стремится рассказ. ребятам, как м-о использовать умение рисовать в любом деле, в любой профессии. 4. Глав практическ задача обуч-я изо иск-у в средней шк — это овладение элементарными основами реалистического рисунка, приемами и навыками рисования. Учитель наглядно показывает, как правильно держать карандаш в руке, как проводить линии, как ими выражать форму объемных предметов на плоскости. Учитель знакомит с различными материалами и инструментами для рисования, показывает, как работать над рисунком, соблюдая методичес последовательность. Дать учащимся знание элементарных основ реалистического рисунка. Привить уч-ся навыки и умения в ИЗО, ознакомить с основными техническими приемами работы. Привить любовь к труду, воспитать аккуратность и настойчивость в работе. 5. Развить творческие способности учащихся, дать верное направление их эстетическому восприятию мира. Развить пространственное мышление, образное представление и воображение. 6. Ознакомить школьников с выдающимися произведениями русского и мирового ИЗО. Привить интерес и любовь к ИЗО деятельности. Таким образом, Преподавание ИЗО в сред шк преследует, прежде всего, общеобразователь цели. расширить кругозор чел-а, воспитать разносторонне образованного члена общества. Рисование развивает и умственно и эстетически, помогает познать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать форму предметов. Оно развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному представлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, учит мыслить и чувствовать. Для осуществления всех учебно-воспитательных задач на занятиях по изобраз искусству шк программа; предусматривает

4 вида занятий: - рисование с натуры, - декоратив рис-е, - рисование на темы, - б еседы об искусстве. Рисование с натуры, предусматривает занятия рисунком и живописью. Оно приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдения, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной р-е; декоративная работа — составление узоров элементы художественного конструирования, декоративно-оформительскую работу. Декорат рисование должно быть тесно связано с рисованием с натуры. Все это приучает детей к творческой деятельности. В беседах об искусстве учащиеся знакомятся с произведениями живописи, графики, скульптуры, с памятниками архитектуры и дпи. Теория методики преподавания ИЗО в шк опирается на эстетику, педагог и психолог, теорию и практику различных видов изо искусства. Это обеспечивает выполнение целей и задач общего образования и воспитания, научную обоснованность методики. Занятия изобразительным искусством проводятся с первого по шестой класс.

3. Формы организации обучения в современной школе.

Ф.о.об. – это внешнее выражение согласованное деятел-тью уч-ля и учащ-ся осуществленное в опред-ном порядке и режиме. Классф-ция форм обучения:

- по колич-ву учащ-ся (массовые формы – олимпиады, групповые, индивид-ные – творч-ие задание микро групповые задания)

- по месту учебы – шк-ые и внешк-ые

- по длител-сти (классический урк и спаренный урк)

Осн-ой формой обуч-ия в шк. явл-ся, урок, кроме этого исполь-ся и др. формы обучения:

Домаш. работа, консул-ции, зачеты, экзам., кружки, олимпиады, науч. общ-ва, лекции, семинары. Экскурсии способствуют реализации прин-пу нагляд-сти связи с жизнью и практикой. Экскур. м/б производственные, краеведческие, комплексные. На экскур. может изучаться нов.экземпляр или проходить его закрепление. Организация экскур. вкл. подготовку, обработку материала.

Факуль-вы разрабтв-ся с учетом пожеланием уч-ся и возм-тью шк., должны проводится во взаимосвязи с уроками. Целью факуль-ов явл-ся расширение знаний, осуществление профориентаций они проводятся по спец-ым программам. На факуль-вах могт применяться проблм-ые исследования методы самост-ной работы, она дл-на развв-ть твор-кие способ-ти и мышл-ия. В дидак-ке т.же выделяют формы организации учебно-познават-ной деятел-сти учащегося:1. Фронтальная – учитель ведет работу со всем классом 2. Групповая – класс делится на микрогруппы от 2-6 человек (мозговая атака)3. Индивидуальная - каждый учащийся выполняет свои задания.

Внеклассная и внешкольнаяформы работы по ИЗО. Помимо занятий в кл-се в учеб. часы, пед-гу часто приходится проводить занятия с учн-ками вне класса и вне школы - такие мероприятия: беседы, лекции и доклады с показом репродукций, диапозитивов и диафильмов, организация и рукв-тво изокружками по рис-ку и жив-си, проведение экскур. в музеи, на выставки и в мастерские худ-ков, организация различных выставок, выездов на пленэрные зарисовки, оформление помещения к праздникам, организация вечеров-концертов, проведения факуль-вных занятий. Внекл. и внешк.работа преследует в оснв-м те же задачи и цели, что и учебные занятия, но она помогает решать эти задачи шире и глубже, с привлечением нов. материала, в более серьезной форме, с опорой на активный интерес учщ-ся, на их твор-кую инициативу. Руководящая роль пед-га сохр-тся и во внекл-ых занятиях. Педагог следит за работой учщ-ся и их общим развитием, направляет эту работу. Как в классе, так и вне класса он проводит эстет-кое воспи-ие средс-ми изобр-го иск-ва. Внекл-ую раб. надо строить т.об., чтобы дети продолжали развиваться, совершенствовали свое мастерство. Необх-мо также убедить детей в процессе занятий, что иск-тво не забава, не развлечение, а серьезный труд, требующий усилий и приносящий больш. радость. Уч-ль должен найти такие методы учебно-воспит-ной раб., кот-е бы возбуждали у детей интерес к прекрс-му, потребность к красоте, стремление жить и творить по законам красоты. Д/успешного руков-тва внекл. раб-ой необх-мо заранее составить план всех меропр-тий, наметить их тематику. Внекл-ая раб. препод-ля рис-ия согласовывается с класс. руко-м и с учащ-ся. Необх-мо также учитывать время внекл-ых занятий, кол-во мероприятий и возрс-ые особен-ти учащ-ся. Форма и хар-р планов внекл-ой раб. м/б весьма разнообрз-ми.

Кружок - это добров-ное объединение разновозр-ых детей, проявляющих интерес к твор-кой раб. в той или иной обл. худож-нной обработки материалов. Осн. задача кружков - развитие худож-нных способ-тей де­тей в процессе обуч-ия средс-ми различн-х видов изобра-го иск-ва, формир-ние эстет-ких потреб-тей, вкуса, восп-ние интереса к иск-ву, понимания его роли в жизни народа.

Круж-ая раб. играет важ. роль в приобщении детей прежде всего к традиц-му иск-ву нар-х худ-ных промыслов. Именно в усл-ях раб. кружка возможно целенаправ-ное и планомерное разв-тие твор-ой инициативы и самостоят-сти детей, что в свою очередь явл-ся залогом формир-ия склонностей к опред-ной деят-сти. Подростки любят все делать своими руками. Но в кружке развив-ся у детей не токо практ-кие навыки и умения. Здесь осуществ-ся тесная связь теории с практикой, более глубокое изуч-ие теорет-ких основ конкретного худож-го ремесла, развив-ся интерес к твор-ву мастеров худож-ых промыслов.в кружке одновременно занимаются 12-15 человек. Меньшее кол-тво детей в кружках по сравнению с их кол-вом на уроке изо дает возможность пед-гу больше времени уделить индивид-ной раб., кот-я чаще проводится с замкнутыми, застенчивыми ребятами, характерзщимися рассеянным вниманием, не проявляющими никакого интереса к иск-ву, со слабораз-той эмоц-ой сферой. Не менее важно индив-ую раб-у осуществлять и с детьми одаренными, у кот-х ярко выражен устойчивый интерес к произве-ям иску-ва и изобр-ой деяте-ти, как правило, они отличаются высокой активностью, развитой речью.

Больш-во занятий в кружке рассчитано на довольно длит-ное время - 3-6 часов в неделю. Кроме того, в кружках знач-но шире примен-ся различные тех-ки и ма­тер-лы для прикл-ой декор-но-изобр-ной деят-сти. Напр.р, на занятиях по лепке дети учатся лепить из пластилина, глины, соленого теста.Условия раб. в кружках позволяют широко знакомить ребят с произвед-ми худож-ных народ. промыслов, с национ-ми особен-ми кул-ры нар. Р..

Студия - объединение нескоких кружков. Здесь обычно созд-ся усл-ия д/более широкого выбора целенаправленной раб. с постепенным углублением ее содержания.

Объединение нескоких студий или кружков закономерно влечет за собой создание клуба, центра или большого творч-ого коллек-ва. По сравнению со студией занятия в таких объединениях, как правило, носят менее регламентиро­ванный характер. Здесь детям предоставляется большая самостоятельность для творчества, простор для проявления своей инициативы.

Факуль-вы или курсы по выбору организуются для де­тей более старшего возр-та, обычно разрабат-ся с учетом пожеланий и интересов детей, а также на основе обще­ст-ных потреб-ей и возмож-тей. При этом учитываются конкретные условия и задачи их подготовки к практич-ой деят-ти. Значит-ое кол-во часов (35 или 70 часов, в завис-ти от конкретного варианта) позволяет более обстоятельно заниматься изобр-ым иск-вом, дек-но-прик-ной деятел-тью и худ-ными промыслами. Основные задачи факул-тивных курсов — дальнейшее расширение и углубление знаний уч-хся по изоб-льному иск-ву, активное развитие худ-го вкуса и худ-но-твор-ких способ-тей, а также умений и навыков самост-но анализировать содержание и худож-ные дост-тва произведений народ-го твор-ва, мастеров жив-си, графики, скул-ры, декор-но-прикл-го иску-ва.

Факуль-вные занятия по приклд-му твор-тву носят ярко выраженный проблемный хар-р. Они рассчитаны на повышенную активность и самост-ость уч-хся в восприятии материала, в выполнении заданий. На факуль-вах важен дифференцированный подход к детям, внимание к их интересам, склонностям. Это будет способство­вать их потребности заниматься иск-вом, попробовать себя в худож-ном твор-тве. Факуль-вы организуются с учетом матер-ной базы и местных условий, напр., в районах, где развиты худож-ные промыслы и дети тянутся к дпи. В преподавании факуль-ивных курсов потребуется своя методика, свои формы организации занятий. Здесь широкое применение уже получит лекционное изложение материала, своеобразное проведение практических занятий, организация различных форм самост-ной твор-ой работы подростков, экскурсий и тематических вечеров.

Интересным и содерж-ным видом учебно-воспит-ной раб. являются экскурсии, например, в город-х центрах отдыха детей. Цель экскур. - полнее раскрыть отдельную тему, глубже познакомить с видами изобразительного искусства, дать ясное представление о специфике творческой работы художника. Когда условия не позволяют полностью осветить тот или иной вопрос, руков-ль организует экскурсию в музей (например, краеведческий), на выставку (в картинную галерею или худож-ную шк.), в мастерскую худ-ка или скуль-ра, в лес (эколог-ие беседы, сбор прир-го материала для поделок) и т.д.После экскур. необх-мо провести итоговую беседу, выяснить, как ребята восприняли все увиденное и услышанное. Если дети что-то неправильно поняли или не восприняли, следует разъяснить эти вопросы.

Полезно проводить тематические вечера, посвященные худ-кам. Гл.роль в проведении таких вечеров играют дети: они и организ-ры, и исполнители, и, конечно, под наблюдением взрослых, распределяют м/у собой обязанности: кому-то поручают быть ведущим, организуют музыкантов для участия в самодеятельном оркестре или выбирают ответс-ого за музык-ое сопровож-ие и подбирают музыку, чтецов-декламаторов, худ-ков-оформ-лей, техников-осветителей. Эта работа вдохновляет их, обостряет интерес к тому худ-ку, кот-му посвящ-ся вечер, заставляет глубже изучить его биограф. и особ-сти твор-тва. такие вечера дают возможность приобщить детей к различным видам иск-ва в комплексе. Здесь привлекается одновременно и живопись, и литер-ра, и музыка, что оказывает особенно сильное воздействие на эмоц-ый мир ребенка, дает яркое, образное представление об иск-ве той или иной эпохи.

Вечера, где живое слово соединено с музыкой, красочной картиной или предметами дпи, создают волнующую и торжеств-ую атмосферу в зале. Как правило дети, затаив дыхание, слушают своих друзей -участников представления. Даже те, кто раньше с пренебрежением относился к занятиям по изобр-ому и прик-му иск-ву, теперь начинают переживать моменты сотворчества.

4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИ И — 1) научно-педагогическое обоснование характера педагогического воздействия на ребенка в процессе взаимодействия с ним.2) системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей 3) продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности, включающей в себя проектирование, организацию и проведение учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. 4) системный метод сознания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования

Содержание образования это система научных знаний умений и навыков ценностных отношений и опыта творческой деятельности. Содержание образования отражена в нормативных документах, в учебных планах, в учебных программах, образовательных стандартах.Под стандартом образования понимается обязательный минимум содержания образования. Максимальный объем учебной нагрузки требование к уровню подготовки выпускников. Учебный план – это документ созданный перечнем изученных в школе предметов распределенных их по годам обучения и количеством часов на каждый предмет. Образовательный стандарт представлен базисным учебным планом утвержденным Министерством образования РФ. Учебный план школы разрабатывается на основе базисного и регионального плана, он включает три компонента:

1. Федеральный (в него входят предметы подлежащие изучению во всех школах РФ – это не изменяемая часть плана).

2. Национально-региональный компонент (определяется региональными органами, он учитывает регион национальные особенности экономические и социокультурное развитие, потребности граждан).

3. Школьный компонент формируется с учетом возможности образовательного учреждения, педагогического коллектива, интересах учащихся специфики развития.

Одним из основных проблем: перегрузка учащихся, увеличивается количество предметов, усложняется программа. Новые учебники не всегда отвечают требованиям. Образоват и воспитат технологии: примеры зарубежных технологий (стратегий) по ИЗО:

Выс кач-во знаний и навыков детей, развитие личности реб-ка – необх результат успешного обуч и воспит средствами ИЗО. В значит степени он определяется теми приемами, которые использует педагог в своей практике. Развитие методики обучения ИЗО, как у нас, так и зарубежом, на совр этапе подходит к уточнению условий, обеспечивающих возможность творческого усвоения знаний детьми в процессе обучения. В зап пед-ке с нач 80-х гг появ-ся термин «пед технол-я», в которое складывается идея конструирования пед процесса в оптимальном для каждого уч-ся виде. В результате в пед опыте получили распростр определенные приемы в организации обучения рис-ю, так назыв стратегии обуч-я. Стратегия (в данном контексте )- не только процесс подачи знаний, но и средства развития мышления уч-ся.

Вербальная рефлексия: зап пед-ги выступают за широкое использование активных методов обуч-я (особенно для маленьких детей), стимулирующих познавательную деятельность учащихся. Важнейшее условие реализации – развитие самосознания детей. Эта стратегия базируется на том, что в процессе рис-я реб-к должен опираться на речевой компонент своей деят-ти. Дети лучше рисуют, когда осознают на вербальном уровне, чем занимаются.

Рефлексия – интеллектуальн и эмоциональн деят-сть, в которой чел-к осмысливает свой опыт с целью прийти к пониманию каких-либо ценностей. Стратегия основана на побуждении у детей объяснить свои действия. Для детей старше 3-х лет, Смит предлагает ставить ИЗО-задачу с элементами проблемности. В процессе показа и объяснеия учитель должен демонстрировать рефлексию, при этом давать полные формулировки. Ученики начинают понимать и осознавать свои действия, учатся оценивать и анализировать свои работы, сознательно подходить к выбору худ средств для воплощения замысла. Педагог должен помочь ребенку сосредоточиться на осознании происходящего.

Общение – принцип ближайшего развития (как и по программе Пурик). Большую популярность приобретает в зап школах обуч-е, основанное на идеях сотрудничества, основанная на обмене опытом м-у детьми. Согласно этой концепции, идеальна та модель, которая на шаг выше уровня ребенка, а каждый новый шаг обуч-я должен использовать зону ближайшего развития ученика и одновременно создавать новую, которая становится предпосылкой дальнейшего обуч-я.

Обуч-е будет эффективнее, если в образце для рис-я будет указано на какой-либо элемент, который на шаг улучшает работуучащегося: элемент копирования на нач-х этапах обуч-я характер-ся как свойственное для детей явл-е постижения графической грамоты. Дети учатся друг у друга, поисковая активность связана с диалогом, в ходе которого активный оьмен мнениями. В результате реб-к становится активным участником пед процесса, а м-у детьми устанавливаются отношения доверительности и непринужденности. Учитель должен способствовать совместному творчеству детей и обучению их друг у друга, постепенно вводить новые, дополнительные знания и умения в активный ИЗО-фонд уч-ся.

Восприятие – основоположник Арнхейм, согласно исследованиям которого дети учатся рисовать в процессе визуального познания мира. Она базируется на том, что восприятие окружающей действит-ти с целью последующего ее отражения в рис-х, приводит к созданию более правдивых работ, чем рис-е, основанное на заимствовании образцов из др-х изображений. Внимание детей фиксируется на реальном окружении, реально воспринимаемой натуре. В иссл-ях многих ученых указывается, что в рис-х маленьких детей наблюдаются ошибки в пропорциях изображенных объектов, отсутствие важных деталей графич-х образов и т.д. после того, как они отвечают на специально подобранные педагогом вопросы, в процессе восприятия и анализа объекта действительности, многие из них добавляют детали, которые раньше не замечали и исправляют ошибки в конструктивном построении изображенных объектов.

В мл шк возрасте дети изображают предметы, воспринимаемые ими наощупь, делают контурные изображении небольших объектов и т.д. для старшеклассников также использ-ся большое количество спец-х упр-ний, направленных на развитие внимания.

Пример исследования этой стратегии – книга «Откройте в себе художника» Бэти Эдвардс, которая считает, чтобольшое значение в достижении успеха в худ деят-ти имеет развитие правого полушария мозга.

Исследуя стадию реалистич рис-я, дети вступают в возраст в 9-10 лет, главная задача учителя – чтобы научить их адекватно видеть предметы. Автор последовательно и детально предлагает целую систему упражнений и рекомендаций, прошедших многократное апробир-е (упр-я на создание контурных рис-в, задачи на отражение позитивного и негативного пространства изображаемых объектов, рис-е предметов необычных ракурсов, использование перевернутых изображений). Обратить внимание реб-ка на различные аспекты предмета в натуре (графические, цветовыке, пространственные). В результате – дети учатся видеть в новом свете.современные пед поиски основаны на активном, эмоционально окрашенном общении уч-ся др с другом, с педагогом. Они опираются на способности учителя расширять привычные рамки учебного процесса, включении в него насыщенного полноценного общения. Конструктивно продуманная деятельность педагога – одно из главных условий воспитания и развития уч-ся средствами ИЗО.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: