Понимание каузальных связей

Уровень достоверности и адекватность результатов оп­роса зависят от уровня развития абстрактно-логического мышления опрашиваемого, от понимания смысла каузаль­ных связей.

Высокий уровень развития: опрашиваемый легко понимает инструкцию к причинно-следственному и целе-средственному анализу, легко ориентируется в степени ве­роятности связи между событиями, понимает смысл негативных связей (вопреки, избежать) и применяет их в анализе.

Средний уровень: опрашиваемый в целом понял инструкцию причинно-целевого анализа, но в ходе анали­за возникала необходимость в уточнении инструкции, в анализе не применял негативные связи.

Низкий уровень: опрашиваемый с трудом понимает инс­трукцию к причинно-целевому анализу, отвечает по определенному шаблону, не понимает смысл негативных свя­зей и не применяет их в анализе.

Результаты причинно-целевого анализа достоверны начиная со среднего уровня интеллекта (Николахина, Ахмаров, 2001).

Биографическая рефлексия

Объективация значимых событий жизни в прошлое, настоящем и будущем предполагает наличие у человека биографической рефлексии — способности осмысливать свой жизненный путь, находить взаимосвязи между событиями жизни, обобщать опыт и намечать будущую ли­нию развития.

Высокий уровень биографической рефлексии: опра­шиваемый легко и быстро выделяет события своей жиз­ни, проявляет заметный интерес к анализу, что выражается в позе, мимике, в удивленных высказывани­ях по ходу анализа (в результате.озарения в понимании некоторых моментов жизни); пытается объяснить ту или иную связь между событиями помимо предложенного ва­рианта ответов; интересуется результатами опроса. На вы­сокий уровень биографической рефлексии также указывает высокий общий показатель «осознанности значимости со­бытия» — человек адекватно осознает реальную значи­мость событий жизни.

Средний уровень: опрашиваемый долго и с трудом выде­ляет события своей жизни; отсутствует интерес к анализу; отношение к опросу как к некоторой обязанности, выз­ванной необходимостью; низкие значения «осознанности значимости события».

Низкий уровень: опрашиваемый с трудом и долго выде­ляет события, или же количество событий меньше 15-ти и мало связей между событиями; низкая адекватность осоз­нания значимости событий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: