Уровень достоверности и адекватность результатов опроса зависят от уровня развития абстрактно-логического мышления опрашиваемого, от понимания смысла каузальных связей.
Высокий уровень развития: опрашиваемый легко понимает инструкцию к причинно-следственному и целе-средственному анализу, легко ориентируется в степени вероятности связи между событиями, понимает смысл негативных связей (вопреки, избежать) и применяет их в анализе.
Средний уровень: опрашиваемый в целом понял инструкцию причинно-целевого анализа, но в ходе анализа возникала необходимость в уточнении инструкции, в анализе не применял негативные связи.
Низкий уровень: опрашиваемый с трудом понимает инструкцию к причинно-целевому анализу, отвечает по определенному шаблону, не понимает смысл негативных связей и не применяет их в анализе.
Результаты причинно-целевого анализа достоверны начиная со среднего уровня интеллекта (Николахина, Ахмаров, 2001).
Биографическая рефлексия
Объективация значимых событий жизни в прошлое, настоящем и будущем предполагает наличие у человека биографической рефлексии — способности осмысливать свой жизненный путь, находить взаимосвязи между событиями жизни, обобщать опыт и намечать будущую линию развития.
|
|
Высокий уровень биографической рефлексии: опрашиваемый легко и быстро выделяет события своей жизни, проявляет заметный интерес к анализу, что выражается в позе, мимике, в удивленных высказываниях по ходу анализа (в результате.озарения в понимании некоторых моментов жизни); пытается объяснить ту или иную связь между событиями помимо предложенного варианта ответов; интересуется результатами опроса. На высокий уровень биографической рефлексии также указывает высокий общий показатель «осознанности значимости события» — человек адекватно осознает реальную значимость событий жизни.
Средний уровень: опрашиваемый долго и с трудом выделяет события своей жизни; отсутствует интерес к анализу; отношение к опросу как к некоторой обязанности, вызванной необходимостью; низкие значения «осознанности значимости события».
Низкий уровень: опрашиваемый с трудом и долго выделяет события, или же количество событий меньше 15-ти и мало связей между событиями; низкая адекватность осознания значимости событий.