Умственная работоспособность

Под умственной работоспособностью понимают спо­собность в течение длительного времени удерживать правильный способ действий соответственно инструкции (Зейгарник, 1986). О ее снижении можно говорить тогда, когда имеют место чередования правильного способа выполне­ния задания с ошибочными. Умственная работоспособность связана с истощаемостью психических процессов, что обус­ловливает временное изменение самого качества умствен­ных действий, уровня умственных достижений.

Необходимо различать нарушение динамики умствен­ной работоспособности под влиянием эмоциональных пе­реживаний и по причине «пресыщения». Пресыщение — это состояние, когда у человека иссякает потребность к продолжению начатого действия в то время, когда условия заставляют его им заниматься.

Высокая умственная работоспособность: опрашиваемый по завершении опроса не чувствует усталости; в ходе рабо­ты не возникает потребность в уточнении инструкции.

Средний уровень: по завершении анализа опрашивае­мый чувствует небольшое утомление; в конце опроса воз­никает необходимость в уточнении инструкции.

Низкий уровень: по ходу опроса часто возникает необ­ходимость в уточнении инструкции к причинно-целевому анализу; высказывания типа «Долго еще?», «Может, хва­тит?», по завершении — усталость.

Косвенным показателем работоспособности может служить коэффициент вегетатики (Филимоненко и др., 1982, с. 52—57; Тимофеев, Филимоненко, 1995), вычисляе­мый по результатам расклада 8-цветного теста Люшера «до» и «после» каузометрического опроса.

Психотерапевтический эффект

Психотерапевтический эффект каузометрического оп­роса выявляется (наличие или отсутствие) в свободной бе­седе по высказываниям опрашиваемого.

Для оценки психотерапевтического эффекта можно при­менить показатели тревоги, «аутогенной нормы», вычис­ляемые по результатам расклада теста Люшера «до» и «после» опроса (Кроник, 1986а).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: