Под умственной работоспособностью понимают способность в течение длительного времени удерживать правильный способ действий соответственно инструкции (Зейгарник, 1986). О ее снижении можно говорить тогда, когда имеют место чередования правильного способа выполнения задания с ошибочными. Умственная работоспособность связана с истощаемостью психических процессов, что обусловливает временное изменение самого качества умственных действий, уровня умственных достижений.
Необходимо различать нарушение динамики умственной работоспособности под влиянием эмоциональных переживаний и по причине «пресыщения». Пресыщение — это состояние, когда у человека иссякает потребность к продолжению начатого действия в то время, когда условия заставляют его им заниматься.
Высокая умственная работоспособность: опрашиваемый по завершении опроса не чувствует усталости; в ходе работы не возникает потребность в уточнении инструкции.
Средний уровень: по завершении анализа опрашиваемый чувствует небольшое утомление; в конце опроса возникает необходимость в уточнении инструкции.
|
|
Низкий уровень: по ходу опроса часто возникает необходимость в уточнении инструкции к причинно-целевому анализу; высказывания типа «Долго еще?», «Может, хватит?», по завершении — усталость.
Косвенным показателем работоспособности может служить коэффициент вегетатики (Филимоненко и др., 1982, с. 52—57; Тимофеев, Филимоненко, 1995), вычисляемый по результатам расклада 8-цветного теста Люшера «до» и «после» каузометрического опроса.
Психотерапевтический эффект
Психотерапевтический эффект каузометрического опроса выявляется (наличие или отсутствие) в свободной беседе по высказываниям опрашиваемого.
Для оценки психотерапевтического эффекта можно применить показатели тревоги, «аутогенной нормы», вычисляемые по результатам расклада теста Люшера «до» и «после» опроса (Кроник, 1986а).