Социальная ответственность

Еще один вопрос, заслуживающий рассмотрения, — это социальная ответственность (social responsibility) бизнеса. Должны ли предприятия действовать строго в интересах своих акционеров или фирмы также несут ответственность за благосостояние своих сотрудников, клиентов и обществ, в которых они работают? Конечно, фирмы несут моральную ответственность за обеспечение безопасной рабочей среды, за недопущение загрязнения воздуха и воды, а также за выпуск безопасной продукции. Однако социально ответственное ведение бизнеса требует определенных дополнительных затрат и не все предприятия согласятся нести эти затраты добровольно. Если некоторые фирмы будут следовать стандартам социальной ответственности, в то время как другие — нет, то из-за чрезмерных затрат социально ответственные фирмы начнут терпеть поражение в конкурентной борьбе. Таким образом, будет трудно, если вообще возможно, обеспечить добровольное следование компаний стандартам социальной ответственности в тех отраслях, где конкуренция сильна.

А что в этой связи можно сказать о фирмах-монополистах, имеющих прибыли выше обычного уровня: будут ли подобные фирмы финансировать социально значимые проекты? Без сомнения, они могут это делать, и многие крупные успешные фирмы на самом деле участвуют в программах социальной поддержки инвалидов, в экологических мероприятиях и во многих иных подобных акциях — в большей степени, чем, казалось бы, это могло быть вызвано исключительно целями извлечения прибыли или роста благосостояния акционеров. Более того, многие подобные фирмы часто прямо жертвуют крупные суммы денег на благотворительные цели. При этом, естественно, корпорации действуют в рамках ограничений, налагаемых рыночными силами. Чтобы проиллюстрировать это, предположим, что инвесторы выбирают одну из двух фирм, чтобы вложить свои средства. Одна из этих фирм направляет значительную часть собственных ресурсов на социальные нужды, в то время как политика другой ориентирована на достижение максимальной прибыли и цены акций. Многие инвесторы в этом случае предпочтут отказаться инвестировать в социально ориентированную фирму, что в результате ограничит ее возможности по привлечению капитала. В самом деле, почему акционеры некоторой корпорации должны финансировать проекты, выгодные всему обществу, в большей степени, чем других компаний? По этой причине даже фирмы, получающие значительную прибыль, хоть в какой-либо мере привлекающие капитал с финансового рынка, обычно избегают принятия односторонних социально значимых решений, увеличивающих их затраты.

Значит ли все это, что фирмы не должны вовсе нести социальной ответственности? Конечно, нет. Но это значит, что большинство социальных действий, увеличивающих их затраты, должны стать скорее обязательными, чем добровольными, чтобы затраты распределялись равномерно между разными компаниями, Таким образом, такие социальные программы, как обеспечение безопасности продукции, обучение и наем представителей национальных и религиозных меньшинств, снижение вредных выбросов в окружающую среду и многие другие с большей вероятностью будут эффективны, если изначально установлены реалистичные правила игры, а затем их исполнение тщательно контролируется правительственными агентствами. Конечно, существенным является и то, чтобы бизнес и правительство сотрудничали в разработке и установлении правил корпоративного поведения и чтобы затраты, как и выгоды от проведения подобных акций, тщательно оценивались и учитывались при выработке политики регулирования бизнеса.

Несмотря на тот факт, что многие социально ответственные действия должны становиться обязательными с точки зрения государства, в последние годы множество фирм добровольно принимали участие в подобных акциях, особенно в сфере защиты окружающей среды, поскольку подобные акции и сами по себе способствуют увеличению объемов продаж. Фактически компаний, таким образом, вели имиджевую рекламу (image promotion). Более того, нужно отметить, что для некоторых фирм социально ответственные действия могут де-факто оказаться даже прибыльными, если потребители более предпочитают совершать покупки у социально ответственных фирм, чем у фирм, избегающих участия в социально значимых программах.

1.6.2. Агентские отношения

Менеджеры уполномочены владельцами фирмы — ее акционерами — принимать управленческие решения. Однако у менеджеров всегда имеются и личные интересы, которые могут вступать в противоречие с задачей максимального наращивания благосостояния акционеров. Подобные потенциальные конфликты интересов изучаются в разделе финансовой науки, называемой агентской теорией (agency theory).

Агентские отношения (agency relationship) возникают всегда, когда один или больше отдельных людей, называемых принципалами (principals), нанимают других специалистов или организации, называемые агентами (agents), для выполнения определенных услуг и затем делегируют этому агенту принятие решении. В контексте финансового менеджмента основными агентскими отношениями являются отношения: 1) между акционерами и менеджерами и 2) между акционерами и кредиторами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: