Кокин А.С., Ясенев В.Н., Яшина Н.И

К 59 Методология и практика финансового менеджмента: Учебно-методиче­ское пособие. В 3 ч. Ч. III. — Н. Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2006. — 216 с.

Учебно-методическое пособие содержит теоретический материал и практические задания по изучению курса «Финансовый менеджмент»

ББК У 290 — 2 + У 261.14

© Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2006

© Кокин А.С., Ясенев В.Н., Яшина Н.И., 2006


Глава IX

Управление товарно-материальными запасами

В качестве одного из важнейших направлений деятельности менеджера компании выступает управление запасами. Это является следствием того, что достижение максимальной рентабельности собственного капитала возможно в основном двумя способами: повышением эффективности (рентабельности) производственной деятельности и повышением оборачиваемости активов. Действительно, капитал, замороженный в виде запасов, не только не приносит «процентов» на вложенный капитал, но и требует затрат по хранению.

Поэтому современные компании стараются минимизировать уровень запасов. С другой стороны, нехватка запасов также приводит к потерям как материальным – затраты на срочную покупку и доставку, так и не выражающихся непосредственно в денежном виде – потеря доверия клиентов. Таким образом, необходимо построение такой системы управления запасами, которая бы минимизировала издержки по владению запасами. При этом в отношении определенной категории запасов предприятием вырабатывается соответствующая политика управления. Для организации этого процесса в первую очередь необходимо проведение анализа товарно-материальных запасов.

9.1. Анализ товарно-материальных запасов
(метод А-В-С)

В управлении запасами классификация проводится на основе денежной ценности (стоимость единицы запасов умножают на потребность в натуральных единицах).

При ранжировании используют правило любителей пива – «20 % людей выпивают 80 % пива» или «на небольшое количество позиций запасов приходится значительная денежная ценность».

При этом выделяют три основные категории товарно-материальных запасов (рис. 9.1 и табл. 9.1.)

Таблица 9.1

КАТЕГОРИЯ А Небольшое количество позиций, имеющих наибольшую денежную ценность
КАТЕГОРИЯ В Среднее количество позиций, имеющих среднюю денежную ценность
КАТЕГОРИЯ С Большое количество позиций, имеющих небольшую денежную ценность

Категория А – для управления запасами из данной категории применяются наиболее сложные методики, тщательно отслеживается оборот и наличие данных запасов на складе; особое внимание уделяется работе с поставщиками данных запасов, небольшие ошибки в управлении запасами данной категории приводят к большим потерям.

Категория В – применяются те же методики управления, но в них используют более простые приближенные расчеты, большие ошибки при управлении недопустимы, так как они приводят к большим потерям.

Рис. 9.1. Особенности управления запасами по методике АВС

Категория С – применяются упрощенные методы управления запасами, как правило, используют большой объем 1-го заказа, создают избыточные страховые запасы (в разумных пределах), реже отслеживается состояние запасов на складе; затраты на скрупулезное управление данным видом запасов не компенсируются экономией от эффективного управления, основная задача управления данной категории запасов – постоянное наличие их на складе.

П р и м е р: Проведение классификации по методу АВС

1. Подсчитаем потребность в сырье на 2004 г. предприятия «Альфа». Зная стоимость единицы сырья, вычислим

денежную ценность = потребность в шт. * стоимость 1 шт.

2. Сгруппируем все 153 вида сырья в порядке убывания денежной ценности (табл. 9.2.) и выделим основные категории товарно-материальных запасов.

Таблица 9.2

№ п/п Наименование вида сырья Стоимость сырья, тыс. р. Удельный вес, % Совокупный процент Категория
  Всего 34 227 167      
  Флаконы 10 мл. 10 249 193 29,9 29,9 А
  Пробирки АБ Ир-119 5 610 707 16,4 46,3 А
  Сахар молочный 4 484 310 13,1 59,9 А
  Фенилацетамид 3 347 347 9,8 69,2 В
  Бутилацетат 2 160 457 6,3 75,5 В
  Колпачки для цеха 3,14 1 780 979 5,2 80,7 В
  Коробка 50-ти местная 1 298 776 3,8 84,5 В
  Масло подсолнечное 1 215 257 3,6 88,1 В
  Короб 797 741 2,3 90,4 В
  Бутанол 664 182 1,9 92,3 С
  Мука соевая 406 674 1,2 93,5 С
  И другие 142 вида сырья 2 221 544 8,5   С

В итоге выделим 3 категории сырья, используемого на предприятии:

· Категория А – 3 позиции, денежная ценность которого составляет почти 60 %;

· Категория В – 6 позиций, денежная ценность которых составляет около 30 %;

· Категория С – 144 позиции, денежная ценность которых чуть больше 10 %.

В дальнейшем, ориентируясь на потребность и стоимость данных сырьевых запасов, предприятием будет выработана политика управления каждой из категории запасов.

9.2. Информационное обеспечение управления запасами и определение оптимального размера партии заказа

Для создания на предприятии эффективной системы управления запасами с целью минимизации совокупных издержек владения необходим широкий спектр информации, к которой относятся:

1. Прогноз спроса (потребности) (D) – как правило, прогноз спроса по месяцам с учетом сезонных колебаний. Может быть постоянным и переменным (в единицах).

Переменный спрос – это такой спрос, при котором существует вероятность отклонения реального дневного спроса от среднего дневного спроса.

2. Время выполнения заказа (Тп) – время, которое проходит с момента заказа товаров у поставщика до прихода товара на склад. Время выполнения заказа также может быть постоянным и переменным.

При переменном времени выполнения заказа существует вероятность того, что товар поступит на склад позже установленного срока.

«Степень неопределенности» прогноза спроса и времени выполнения заказа определяют через среднее квадратическое отклонение (σ), которое рассчитывают исходя из статистических данных работы компании и оценки изменения данных показателей в будущем.

Для эффективного управления запасами необходимо знать величины трех основных видов затрат, связанных непосредственно с запасами:

3. Стоимость хранения запасов (C h1) – затраты, связанные с хранением единицы запасов за отчетный период (в ден. ед.).

4. Стоимость хранения 1 денежной единицы запасов (C h) – затраты, связанные с хранением 1 денежной единицы запасов за отчетный период (в %, долях от стоимости).

5. Стоимость выполнения заказа (C о1) – затраты, связанные с выполнением одного заказа на покупку товаров (в ден. ед.).

6. Убытки из-за недостатка запасов (C d1) – затраты, которые несет компания вследствие отсутствия единицы запасов на складе в нужное время. Эти затраты могут быть связаны как с простоем оборудования, так и с потерями вследствие снижения объема продаж (в ден. ед.).

Можно сказать, что общая сумма стоимости запасов состоит из трех компонентов:

· затраты, связанные с владением запасами;

· затраты по заказу запасов;

· затраты, связанные с нехваткой (дефицитом) запасов.

Естественно, в данном случае управляющего интересует только переменная составляющая таких затрат. Практически любая система управления запасами стремится минимизировать эти затраты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: