Процесс и система контроля управления

Контроль – процесс, обеспечивающий эффективное достижение целей организации.
В функцию контроля входят:

  • учет (сбор, обработка) и анализ информации о фактических результатах деятельности всех подразделений организации;
  • сравнение результатов с плановыми показателями;
  • выявление отклонений и анализ их причин;
  • разработка мероприятий для достижения поставленных целей.

Место и значение контроля определяется тем, что он является способом организации обратных связей, благодаря которым орган управления получает информацию о ходе выполнения его решения.

Существует 2 типа контроля:

  • Стратегический (управленческий) – направлен на решение стратегических задач и тесно связан со стратегическим планированием и управлением.
  • Тактический (административный) – призван систематически следить за обеспечением выполнения текущих задач, программ и планов.

В организации выделяют предварительный, текущий, заключительный контроль.

В “Энциклопедии современного управления” Р. Фалмер выделяет следующие формы контроля:

  • производственный контроль;
  • управление запасами;
  • контроль качества;
  • финансовый.

В литературе существует ряд других подходов к выделению форм контроля, н-р:

  • контроль финансовых ресурсов;
  • контроль материальных ресурсов;
  • контроль человеческих ресурсов;
  • контроль информационных ресурсов.

 

И.Н. Герчикова в книге “Менеджмент” классифицирует контроль как:

  • финансовый;
  • качества продукции;
  • ценообразования;
  • административный (текущий).

Наряду с выше указанными типами контроля Ю.В. Кузнецов и В.И. Подлесных выделяют следующие формы контроля:

  • финансовый;
  • производственный;
  • маркетинговый;
  • контроль качества.

1. Финансовый контроль

Осуществляется на основе получения от каждого подразделения финансовой отчетности по стандартным формам.
Этот контроль охватывает все аспекты жизнедеятельности организации (маркетинг, производство и само управление). Он включает в себя: бюджеты, анализ рентабельности, анализ относительных показателей, отдачу инвестиций.

2. Производственный контроль включает в себя 6 функций:

  • последовательность операций;
  • загрузка, т.е. распределение работ;
  • производственные графики, определяющие время, когда должна производиться каждая операция;
  • предварительная оценка стоимости выполнения работ;
  • диспетчирование - процесс текущего упорядочивания работы;
  • отправка - завершающая деятельность, в которой проверяется, выполнены ли планы.

3. Маркетинговый контроль базируется на:

  • анализе возможностей сбыта;
  • анализе доли рынка;
  • анализе соотношения между затратами на маркетинг и сбытом;
  • наблюдении за отношением клиентов.

4. Контроль качества
Включая новизну, технический уровень, отсутствие дефектов при использовании, надежность в эксплуатации, является одним из важнейших средств конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке.

Процесс контроля, где бы он ни осуществлялся, может быть сведен к трем этапам:

  • Установление стандартов (норм), т.е. конкретных, поддающихся измерению, целей, имеющих временные границы. Для управления нужны стандарты в форме показателей результативности объекта управления всех его ключевых областей, которые определяются при планировании.
  • Сопоставление со стандартами реальных результатов. На этом этапе сравнение показателей функционирования с заданными стандартами определяется масштаб допустимых отклонений. В соответствии в принципом исключения, только существенные отклонения от заданных стандартов должны вызывать срабатывание системы контроля, иначе она станет неэкономичной и неустойчивой.
  • Измерение результатов (корректирование). Сравнивая измеренные результаты с заданными стандартами, менеджер получает возможность определить, какие действия необходимо предпринять.

Контроль, как управленческая деятельность, должен отвечать таким требованиям:

  • быть всеобъемлющим, каждый менеджер должен осуществлять контроль как неотъемлимую часть своих должностных обязанностей, даже если это ему не поручили);
  • ориентироваться на конечные результаты, в этом контексте контроль рассматривается как средство достижения целей;
  • должен носить непрерывный и регулярный характер;
  • быть гибким, т.е. не мешать выполнению основной работы;
  • отвечать содержанию тех работ, которые контролируются, проверять не только количество и срок, но и качество работы;
  • быть понятным для тех, кого контролируют и проверяют;
  • быть своевременным, чтобы иметь возможность вмешательства в корректирование происходящих процессов;
  • обеспечить проверяющих полной, необходимой понятной и лаконичной информацией;
  • быть экономным, т.е. затраты на его проведение не могут быть больше, чем результаты, которые достигнуты в процессе контроля;
  • должен быть действенным, т.е. не ограничиваться выявлением фактического состояния объекта, но и сопровождаться соответствующими решениями.

В соответствии с этими требованиями, получила развитие система контроля - “контроллинг”.

Контроллинг – совокупность методов оперативного и стратегического менеджмента, учета, планирования, анализа, контроля на качественно новом этапе развития рынка; единая система, которая направлена на достижение стратегических целей фирмы.

Суть этой системы как маркетинга заключается в умении мыслить с позиции клиента. Контроллинг как целостная система ориентирован на выявление всех шансов и рисков организации как внешнего, так и внутреннего характера, которые связаны с достижением стратегической цели.

 

Системы контроля

Контроль и проверка выполнения работ по стратегическим планам и программам включает разработку взаимосвязанных систем контроля на предприятиях, которые включают в себя такие подсистемы контроля:

  • по технологическим процессам;
  • по качеству продукции и работы;
  • по соответствию с действующим законодательством, регулирующим деятельность предприятия;
  • по выполнению отдельных заданий, этапов, направлений и стратегических программ и планов в целом;
  • по выполнению решений, указаний, приказов, распоряжений высшего руководства предприятия;
  • по соответствию с установленными финансовыми и экономическими параметрами функционирования предприятия.

На предприятиях используют различные системы контроля, отличающиеся по целям, задачам, объектам, методам и формам контроля.

 

Классификация действующих на предприятиях систем контроля выполнения

Признаки классификации

Виды используемых систем контроля

1. Цели и задачи системы контроля

Текущий контроль выполнения решений

Контроль за деятельностью отдельных производственно-управленческих подсистем

Стратегический

2. Время осуществления контроля

Предварительный

Текущий

Заключительный

3. Объект контроля

Сроки выполнения приказов, распоряжений и отдельных приказов

Качество работы отдельных исполнителей, групп или подразделений

Придерживание установленных параметров (нормативов, стандартов)- технических, экономических, организационных и т.д.

4. Глубина регулирующего влияния

Система наблюдения и получения информации в ходе выполнения работ

Оперативное вмешательство в процесс производства и управления

Контроль по результатам производственной и управленческой деятельности

5. Оборудование, используемое для контрольных операций

Журналы, картотеки, графики (ручные системы)

Автоматизированный контроль исполнения

Комбинирован
ные системы контроля (машинно-ручные)

Опыт предприятий, умеющих хорошо организовать информационное обслуживание аппарата управления, показывает, что много проблем решается одновременно с использованием и разработкой информационно-управленческих систем (ИУС) разного типа.
ИУС дает возможность:

Читайте также:

Мотивация деятельности

Социально-психологические методы

Научные подходы в управлении организациями в менеджменте

Управление конфликтами и стрессами

Организация как большая открытая система

Вернуться в оглавление: Менеджмент


double arrow
Сейчас читают про: