Опорный конспект лекций для изучения модуля 6

Бюджетные учреждения в результате финансово-хозяйственной деятельности могут получать в свое распоряжение средства не только из бюджета, а и из других источников. Средства, которые бюджетные учреждения получают сверх ассигнований, выделяемых им из государственного или местного бюдже­та, принято называть внебюджетными.

Впервые Законом Украины "О Государственном бюджете Украины на 2000 год" было предусмотрено, что, начиная с I января 2000 г. все внебюджет­ные средства учреждений и организаций, которые содержатся за счет государ­ственного бюджета Украины, включаются в специальный фонд бюджета Украины как собственные поступления этих учреждений и соот­ветственно в учете выделяются специальные расходы. Можно поэтому сделать вывод, что специальные средства этих учреждений стали бюджетными и учиты­ваются в составе специального фонда государственного бюджета.

В зависимости от принципа происхождения и использования внебюджет­ные средства делятся на специальные средства, суммы по поручениям, депозит­ные средства и прочие внебюджетные средства.

Специальные средства - это доходы бюджетных учреждений, которые они получают от предоставления платных услуг, выполнения работ, реализации продукции или другой деятельности, которая осуществляется соответственно утвержденным нормативно-правовым актам, и используют по целевому назна­чению в соответствии со сметой доходов и расходов учреждения.

Суммы по поручениям - это средства, которые бюджетные учреждения получают от физических и юридических лиц на выполнение определенных по­ручений.

К депозитным суммам относятся средства, которые поступают во времен­ное распоряжение бюджетных учреждений и с наступлением соответствующих условий подлежат возвращению собственнику. Распорядителями внебюджетных средств являются руководители бюджетных учреждений, которым предоставлено право распоряжаться бюджетными ассигнованиями.

Планирование доходов и расходов специального фонда осуществляется по одной и той же смете доходов и расходов, что и бюджетных средств общего фонда. Их учет ведется по единому плану счетов на одном и том же балансе. Операции по внебюджетным средствам оформляются такими же первичными документами, что и бюджетные средства. Относительно их действует та же самая классификация расходов по кодам экономической классификации.

Порядок использования и учета внебюджетных средств регламентируется Инструкцией о порядке использования и учета внебюджетных средств бюджет­ных учреждений и отчетности о них, утвержденной ГУГКУ от 11.08.98г. № 63.

Для обеспечения сохранности внебюджетных средств и проведения операций с ними учреждениями открываются текущие счета только в тех уполномоченных банках, в которых им открыты текущие бюджетные счета.

С целью внедрения эффективного контроля по расходованию внебюджетных средств учреждений и организаций, которые содержатся за счет средств государственного бюджета, приказом ГУГКУ от 25.03.99г. № 27 "Порядок казначейского обслуживания внебюджетных средств государственного бюджета" эти учреждения переведены на казначейское обслуживание внебюджетных средств.

:Для учета внебюджетных средств бюджетным учреждениям, которые переводятся па казначейское обслуживание внебюджетных средств, в органах Государственного казначейства на имя учреждений и организаций открываются один или несколько (но не большее четырех) специальных регистрационных счетов по всем видам внебюджетных средств. То есть, при необходимости на имя бюджетного учреждения может быть открыто четыре специальных регистрационных счета.

Удельный вес внебюджетных средств в смете доходов отдель­ных бюджетных учреждений может быть достаточно большим, иногда достигает более 50%, а по­тому существенное значение имеет правильно организованный учет этих средств, за­дачами которого являются:

К важнейшим видам специальных средств относятся поступления от пре­доставления платных услуг. Нормативно-правовыми актами, которые дают бюд­жетным учреждениям право получать доходы за предоставление платных услуг, являются «Положение о порядке лицензирования предпринимательской деятельности», утвержденное Постановлением Кабинета Министров Украины от |03.07.98г, № 1020, и «Перечень платных услуг», которые могут предоставляться бюджетными учреждениями. Так. высшие учебные заведения согласно указанного перечня могут предоставлять платные услуги.

Право иметь специальные средства предоставляется бюджетным учреж­дениям в том случае, если нет возможности организовать предоставления услуг, выполнение работ или осуществление другой деятельности на основах коммерческого расчета, а также, если расходы, связанные с осуществлением указанной деятельности, полностью покрываются получаемыми доходами.

Для сохранения специальных средств в учреждениях уполномоченного банка открывается отдельный текущий счет для всех видов специальных средств учреждения, а в условиях казначейского обслуживания внебюджетных средств - специальный регистрационный счет для их учета в органах Государственного казначейства.

Зачисление специальных средств на текущие (регистрационные) счета осуществляется путем безналичных расчетов или путем внесения платежей денежной наличностью, которую не разрешается использовать без предшествую­щего зачисления на текущий (регистрационный) счет.

Операции на текущих счетах специальных средств осуществляются в общеустановленном порядке в пределах остатка средств на этих счетах.

Оплате расходов со специальных регистрационных счетов предшествует контроль органов Государственного казначейства на основании платежных поручений, к которым прилагаются оправдательные документы (счета, накладные, товарно-транспортные накладные, трудовые согла­шения, договоры на выполнение работ, акты выполненных работ) в пределах наличия средств по определенному коду экономической классификации расхо­дов.

Выдача денежной наличности со специальных регистрационных счетов на все потребности учреждения (заработная плата, хозяйст­венные затраты, командировки) осуществляется на основании представленной в орган Государственного казначейства заявки. Другие документы, которые под­тверждают потребность получения денежной наличности, не требуются.

Органы Государственного казначейства для отражения операций по спе­циальным средствам ведут личную картотеку учета специальных средств, в ко­торой учет ведется без распределения их на отдельные виды и коды функциональной классификации. Детальный учет доходов и расходов по специ­альным средствам ведут сами бюджетные учреждения и централизованные бух­галтерии на карточках установленной формы.

Итак, в условиях казначейского обслуживания внебюджетных средств ор­ганы Государственного казначейства осуществляют предшествующий контроль за этими средствами, который в определенной мере ограничивает права распорядителей средств са­мостоятельно расходовать и маневрировать внебюджетными средствами.

Для учета специальных средств и операций с ними в Плане счетов бюджетных учреждений преду­смотрены приведенные ниже счета и субсчета. Доходы специального фонда учитываются на пассивном счете № 71 "Доходы специального фонда".

Результат выполнения сметы по специальному фонду отображается по кредиту субсчета № 342 "Результат выполнения сметы по специальному фонду". На субсчете №716 учитываются суммы средств по договорам с физиче­скими или юридическими лицами за предоставленные услуги (обучение, медицинское обслуживание), которые поступили в отчетном году и не использованы, но которые будут израсходованы в следующем году.

Для учета операций на текущем и регистрационном счетах по специаль­ным средствам используются активные субсчета:

№313 "Текущие счета для учета специальных средств";

№ 323 "Специальные регистрационные счета для учета специальных средств". Записи по этим счетам производятся как и по другим денежным сче­там, открытым в учреждениях банков или в системе казначейства.

Основанием для отражения операций по этим счетам являются оправда­тельные документы, которые буду! приложены к выпискам но соответствую­щему счету в банке или казначействе.

Некоторые особенности характеризуют методику учета расходов научно-исследовательских институтов и вузов, которые также могут иметь дополнительные источники финансирования за счет выполнения договорных научно-исследовательских работ /НИР/. Эти учреждения кроме научной бюджетной тематики выполняют НИР по договорам с заказчиками и получают доходы, которые планируются и учитываются в составе средств специального фонда. В результате выполнения указанных работ используются ресурсы и создается научная продукция.

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки от 13.03.01г. № 119 «О методических рекомендациях по применению стандарта 16 «Расходы» при определении стоимости научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ», к затратам, которые включаются в себестоимость НИР. Детально перечислены.

Списание затрат на оплату труда исполнителей работы по соответствующим темам осуществ­ляется на основании сведений учета рабочего времени, которые ведутся в науч­ных подразделениях учреждения и содержат данные о количестве человеко-дней, отработанных каждым сотрудником по теме.

Ведомость подписывается руководителями подразделений (отделов, лабо­раторий), проверяется финансово-экономическим отделом и в установленные сро­ки передается в бухгалтерию. Па основании данных сведений бухгалтерия осу­ществляет начисление заработной платы и ее распределение по отдельным те­мам пропорционально времени, израсходованным каждым исполнителем.

К статье "Отчисление на социальные мероприятия" относятсясуммы по установленному проценту.

К статье «Материалы» относятся затраты реактивов, химикатов, разного рода металлов и других материальных ценностей, израсходованных на выпол­нение НИР. Отпуск материалов со склада для выполнения НИР по договорам осуществляется по отдельным требованиям в размерах существующей потреб­ности, но не большее как на месяц, с учетом общего размера материальных за­трат, предусмотренных сметой.

Стоимость материалов, отпущенных научному подразделению с склада по требованию, списывается на затраты соответствую­щей темы исходя из цен их приобретения без учета НДС, наценок, комиссион­ных вознаграждений, уплаченных снабженческим ор­ганизациям, стоимости услуг на транспортирование, доставку и хранение.

Другой порядок списания установлен для материалов, расходование кото­рых подлежит особому контролю (драгоценные металлы, алмазы, спирт, яд и т.п.). В момент отпуска со склада они не списываются на себестоимость НИР, а зачисляются в подотчет представителя научного подразделения. Списание ука­занных материалов на затраты по теме осуществляется один раз в месяц на ос­новании актов о расходовании, которые составляются руководителями научных подразделений и утверждаются руководителями учреждения

К статье «Топливо и энергия для научно-производственных целей» отно­сятся затраты на приобретение у посторонних организаций любого топлива для технологических целей на проведение НИР.

На статью «Затраты на служебные командировки» относятся расходы на командировки и научные экспедиции, непосредственно связанные с выполнени­ем НИР по договорам с заказчиками. Фактические затраты на командировку и научные экспедиции включаются в себестоимость конкретных тем на основании проверенных и утвержденных авансовых отчетов исполнителей.

Учет затрат на производство в научных учреждениях организуется на ос­нове позаказного метода. Объектом учета затрат и калькуляции выступает науч­но-исследовательская тема (заказ), которая выполняется по договору с заказчи­ком.

Основанием для расходования средств на выполнение работ по теме явля­ется утвержденный тематический план научного учреждения, надлежащим образом оформленный договор и поступление аванса от заказчика. Для учета заключенных договоров на выполнение научно-исследовательских тем научное учреждение составляет и ведет на протяжении года специальное сопровождение этих догово­ров. Каждому договору присваивается поряд­ковый номер, который одновременно служит учетным шифром для отнесения затрат на определенную тему,

Установленные учетные шифры сообщаются всем производственным от­делам, бухгалтерии, другим подразделениям научного или учебного учреждения и указыва­ются в первичных документах, которые касаются данной темы.

Затраты, связанные с выполнением НИР по договорам с заказчиками, учи­тываются на активном субсчете № 823 «Затраты на научно-исследовательские работы по договорам». В дебет этого счета на протяжении месяца относятся все прямые затраты, а в конце месяца и накладные, которые предварительно собираются на субсчете № 801. По кредиту субсчета № 823 списывается фактическая себестоимость за­конченных и сданных заказчику работ.

Рекомендованная литература по дисциплине

I. О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине: Закон Украины от 16.07.1999 г.

2. О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами: Закон Украины от 21.12.2000 г., № 2181.

3. О налоге с доходов физических лиц: Закон Украины от 22.05.2003 г.

4. Об общеобязательном государственном пенсионном страховании: Закон Украины от 9.07.2003 г. с изменениями и дополнениями.

5. О налоге на добавленную стоимость: Закон Украины от 3.04.1997 г. с изменениями и дополнениями.

6. О налогообложении прибыли предприятий: Закон Украины от 22.05.97г. с изменениями и дополнениями.

7. О применении Казначейской системы исполнения государственного

бюджета: Постановление Кабинета Министров Украины от 14.01.97г,№13

8. Положение по составлению, рассмотрению и утверждению основных требований к смете доходов и расходов бюджетных учреждений: Постановление Кабинета Министров Украины от 9.01.2000 г. № 17.

9. О порядке исчисления средней заработной платы: Постановление Кабинета Министров Украины от 8.02. 1995 г. № 100.

10. О нормах возмещения затрат на командировки в пределах Украины

и за границу: Постановление Кабинета Министров Украины от 23.04.99г. №663.

11.О порядке применения плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений: Приказ Государственного Казначейства Украины от 10.12.1999 г. № 114.

12. Инструкция по учету основных средств и других необоротных активов бюджетных учреждений: Приказ Госказначейства Украины от Г7.07.2000г. № 61.

13. Инструкция о порядке использования и учета внебюджетных средств бюджетных учреждений, а также отчетности о них: Приказ Госказначейства Украины от 11.08.1998 г. № 63

14. О типовых формах документов по учету и списанию основных средств, которые принадлежат учреждениям и организациям, состоящим на государственном или местном бюджете и инструкция по их составлению: Приказ Госказначейства Украины и Госкомстата Украины от 02.12.1997 г. № 125/70.

15. Инструкция о порядке кассового исполнения государственного бюджета по расходам: Приказ Госказначейства Украины от 21.03.1997 г. № 28.

16. Инструкция о корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения основных хозяйственных операций бюджетных учреждений: Приказ Госказначейства Украины от 10.07.2000 г. № 61.

17. Положение по ведению кассовых операций в национальной валюте Украины: Постановление НБУ от 15.12. 2004 г. № 637.

18. Порядок использования экономической классификации расходов

бюджета: Приказ министерства финансов Украины от 03.12.97 г. № 265.

19. Грабова Н. Н. Теория бухгалтерского учета. - К.: А.С.К. 2002.

20. Джога Р.Т. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. - К.: КНЭУ, 2003 г.

21. Кочетов В.А. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. – Донецк: ДонГУЭТ, 2004.

22. Свирко С.В. Бухгалтерский учет и принятие решений в бюджетных организациях.- К.: КНЭУ, 2000 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: