ПРЕДИСЛОВИЕ
В последние годы в России накоплен опыт организации гостиничного сервиса во всех видах отелей. Однако порой еще встречается несоответствие пакета и уровня предоставляемых услуг в отечественных гостиницах мировым стандартам из-за недостаточной профессиональной подготовки работников индустрии гостеприимства.
В предлагаемом учебнике рассмотрены ключевые аспекты сервисного обслуживания в гостиницах, описывается многообразие и специфика различных гостиничных предприятий, их структура.
В учебнике подробно изложены технологии бронирования мест (номеров) в гостинице, регистрации гостей, ведения расчетов с ними, обслуживания на предприятиях питания, выполнения уборочных работ, обеспечения безопасности. Учебник поможет разобраться в особенностях документооборота, ночного аудита, он необходим для формирования специалистов с высокой профессиональной культурой и знаниями технологий сервисного обслуживания в гостиницах.
Глава 1 СОВРЕМЕННЫЕ ГОСТИНИЦЫ
|
|
1.1. Многообразие гостиничных предприятий
В настоящее время не существует четкой, понятной и фиксированной терминологии, характеризующей многие основные параметры гостиничного бизнеса с точки зрения международной практики и принятых стандартов, что неизбежно затрудняет деятельность российских гостиничных компаний. Гостиничное хозяйство до сих пор не получило однозначного определения и по-разному трактуется специалистами.
Потребителями гостиничных услуг являются гости, или постояльцы. В отличие от других сфер деятельности, где товар движется к покупателю, в гостиничном бизнесе, наоборот, потребитель идет к его услугам.
Понятие «гость» в широком смысле идентично понятию «потребитель», регламентированному Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Однако термин «гость» редко используется в международной статистической отчетности — наиболее часто применяется понятие «турист».
По определению Всемирной туристской организации, иностранный турист — это гость, проживающий в стране временного пребывания с различными целями (оздоровительными, познавательными, религиозными, профессионально-деловыми и иными). В России понятие «турист» максимально приближено к такому определению, что зафиксировано в Федеральном законе от 05.02.2007 № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"»: «лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 ч до 6 мес подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания».
|
|
Следует отметить, что услугами различных гостиничных предприятий имеют право пользоваться как международные туристы, так и все граждане России.
4
Под средством размещения согласно приказу Федерального агентства по туризму (Ростуризм) от 09.09.2005 № 86 «Об утверждении системы классификации гостиниц и других средств размещения», понимается помещение, имеющее не менее пяти номеров и используемое организациями различных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями для временного проживания туристов (приложение 1).
Всемирная туристская организация рекомендует относить к средствам размещения любой объект, который регулярно или эпизодически предоставляет туристам места для ночевки. Классическим типом средства размещения являются гостиницы.
В соответствии с Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ 25.04.1997 № 490 и дополненными постановлениями от 02.10.1999 № 1104, от 15.09.2000 № 693 и от 01.02.2005 № 49 гостиница — это имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и другое имущество), предназначенный для размещения гостей и оказания им других услуг.
Гостиницы состоят из номеров, число которых должно быть не менее какого-то минимума, определяемого каждой страной самостоятельно (например, в России — 5, в Италии — 7 номеров). Причем все номера (даже если предприятие не ставит целью извлечение прибыли) должны быть сгруппированы по классам и категориям.
Все средства размещения выполняют функции производства, реализации и организации гостиничного продукта, т. е. ведут гостиничное хозяйство или гостиничный бизнес. Эти понятия в России долго ассоциировалось с проведением досуга и восстановлением здоровья, а не с отраслью экономики, которая может приносить доход. Но постепенно в процессе развития рыночной экономики сформировалась особая сфера труда, основной функцией которой является предоставление временного размещения и питания туристам. Гостиничный бизнес стал трансформироваться в отрасль национальной экономики.
Участники гостиничного бизнеса обладают или наделены в установленном порядке имущественными правами на какое-либо коллективное средство размещения, т.е. могут непосредственно распоряжаться и управлять им предоставляя услуги по временному размещению (проживанию) и обслуживанию граждан.
В настоящее время лицензирование того или иного вида деятельности осуществляется на основании Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции от 31.12.2006). Виды деятельности, которые в обязательном порядке попадают под лицензирование, перечислены в ст. 17 этого закона. Гостиничная деятельность там не упоминается. Следовательно, гостиничная деятельность может осуществляться без лицензии.
5
Гостиница кроме питания и размещения может предоставлять дополнительные услуги (транспортные, медицинские и др.). Для оказания некоторых видов таких услуг (например, перевозки) необходима лицензия.
Для современной рыночной экономики характерно не только развитие обособленных национальных отраслей, но и функционирование диверсифицированных межотраслевых и международных комплексов, каковым и является мировое гостиничное хозяйство, широко использующее инфраструктуру смежных отраслей. Это, например, международные транспорт и связь, турагенты и туроператоры, финансовые посредники, страховые, строительные, торговые и другие компании.
|
|
Под гостиничной технологией понимают процесс получения гостиничного продукта с заранее заданными свойствами. Замкнутый технологический цикл обслуживания гостей в гостинице показан на рис. 1.1.
Все гостиничные предприятия можно классифицировать по вместимости номерного фонда, формам собственности, функциональному назначению и уровню комфорта.
Вместимость гостиницы измеряется количеством номеров (мест), которое может быть представлено клиентам одновременно. Различают малые, средние и большие гостиницы. Всемирная туристская организация рекомендует считать малой гостиницу с количеством номеров до 30. В практике принято деление гостиниц на четыре большие категории: малые (до 150), средние (151 — 300), крупные (301 — 600) и гостиницы-гиганты (более 600 номеров). В зависимости от страны вместимость гостиниц одной и той же категории может существенно различаться. Для Европы с ее небольшими по площади государствами более подходят гостиницы первых трех категорий, в то время как в США никого не удивляют гостиницы на
6
несколько тысяч номеров, расположенные на побережье Майами, во Флориде или Лас-Вегасе.
В России малой считается гостиница вместимостью от 5 до 100 номеров. Некоторые профессионалы гостиничной сферы выделяют мини-отели. Они характерны для Сочи и прилегающих к нему районов (Адлер, Красная Поляна) и Санкт-Петербурга. К таким гостиницам можно относить все средства размещения, номерной фонд которых не превышает 20 номеров.
В соответствии с классификацией, принятой в 2005 г., по вместимости выделяют гостиницы, мотели и другие средства размещения с количеством номеров менее и более 50. Более детальной официальной сегментации пока нет.
По форме собственности гостиницы подразделяются: на государственные, муниципальные, общественных объединений (организаций), частные, смешанные (без участия или с участием иностранного капитала), находящиеся в иностранной собственности.
|
|
На мировом рынке гостиничных услуг доминируют частные гостиницы. В таких городах, как Париж, Лондон, Амстердам, Брюссель, Мадрид, на долю частной собственности приходится более половины всех средств размещения, а в Милане — до 90 %. Удельный вес муниципальных отелей на мировом рынке гостиничных услуг колеблется: от 10 % во Франкфурте-на-Майне до 40 % в Брюсселе и Лондоне. Государственный сектор гостиничных услуг на мировом рынке составляет не более 20 %, а, например, в Брюсселе, Лондоне, Мадриде и Милане и вовсе отсутствует. В США получили распространение ведомственные гостиничные предприятия.
В соответствии со «Стандартной классификацией средств размещения туристов», разработанной экспертами Всемирной туристской организации, средства размещения туристов подразделяются на коллективные и индивидуальные.
Под коллективным средством размещения туристов понимается любой объект гостиничного типа, который предоставляет туристам возможность для ночевки в комнате или каком-либо ином помещении.
Городские гостиницы высокого класса характеризуются большой численностью персонала и хорошим уровнем сервиса. Такие гостиницы, как правило, контролируются управленческими компаниями, а их клиентами являются крупные бизнесмены, участники конференций и симпозиумов или путешествующие индивидуально.
Гостиницы среднего класса предоставляют достаточно широкий набор услуг по средним ценам.
Гостиницы экономического класса, как правило, предлагают ограниченный набор услуг, располагаются на окраине города или рядом с транспортными магистралями, позволяющими легко попасть в центр. Цена хорошо оборудованного номера в такой гости-
7
нице на 25 — 50 % ниже средней по региону, что достигается за счет строгого режима экономии. Гостиницы этого класса размещаются в типовых зданиях, имеют простой дизайн без изысканной отделки внутренних помещений. Они предназначены для туристов со средним достатком.
Аналогичны им пансионаты и меблированные комнаты, общежития и другие средства размещения, оказывающие ограниченный ассортимент услуг (заправку постелей, уборку номеров и санузлов).
Специализированные оздоровительные предприятия (здравницы, курорты, санатории, дома для выздоравливающих и престарелых, лагеря труда и отдыха, фермы и др.) обеспечивают размещение, лечение, сочетание отдыха с занятием какой-либо деятельностью (сельскохозяйственной, археологической, спортом и др.).
К средствам размещения можно отнести транспорт со спальными помещениями — поезда, суда и яхты.
Многие конгресс-центры имеют свои средства размещения, которые предоставляются только участникам специализированных мероприятий (конгрессов, конференций, профессиональных курсов и др.).
Некоторые коллективные средства размещения не имеют типовых гостиничных номеров, а состоят из комплексов домов, хижин и бунгало, предназначенных для проживания и отдыха. Иногда это только площадки для палаток, автоприцепов, домов на колесах или бухты для малых судов.
Индивидуальные средства размещения предоставляются туристам в аренду. К ним относятся гостиницы типа кондоминиума — виллы, особняки, коттеджи, квартиры, комнаты, арендуемые у частных лиц или агентств, и пр.
Такой кондоминиум (здание или группа зданий) находится в совместном управлении совладельцев. Различают два вида собственности на такие гостиницы: некоторые квартиры проданы напрямую, и их владельцы имеют право на круглогодичные проживания; другие квартиры сданы (арендованы) на определенный срок — «таймшер», когда собственник занимает квартиру в течение определенного времени.
Индивидуальные средства размещения предполагают, как правило, только возможность проживания. Питание, обслуживание (уборка номеров, дополнительные услуги) отсутствуют и заказываются за дополнительную плату в сторонних предприятиях.
Классификация российских средств размещения туристов (гостиниц) по функциональному назначению приведена на рис. 1.2.
Транзитные гостиницы обслуживают любой контингент в условиях кратковременной остановки. Они расположены, как правило, на территориях крупных транспортных узлов, железнодорожных вокзалов, аэропортов, морских и речных вокзалов, автовокзалов. Уровень обслуживания и ассортимент услуг здесь минимален, питание обычно не предоставляется.
8
Целевые гостиницы подразделяются на гостиницы делового назначения и для отдыха.
На долю делового туризма приходится свыше половины выручки от продажи гостиничных номеров. Гостиницы делового назначения обслуживают лиц, пребывающих в деловых поездках или командировках. Деловые путешественники считаются наиболее образованными и требовательными. Как показало исследование, проведенное в США, они имеют определенные предпочтения (приоритеты) в выборе гостиниц. Перечислим их.
1. Удобное расположение: около 78 % всех деловых путешествен
ников считают этот фактор основным при выборе отеля.
2. Чистота и комфорт номеров. Этот фактор, как считают 67 %
опрошенных, является основным при принятии решения о повтор
ном посещении отеля.
3. Цена за номер. Более 55 % всех деловых путешественников при
выборе отеля принимают во внимание цену за проживание и другие
услуги.
4. Рекомендации друзей и коллег. Их учитывают 35 % клиентов,
принимая решение о размещении, и только 11 % следуют рекомен
дациям турагентов, 22 % принимают решения, основываясь на поли
тике корпорации или компании.
9
5. Предшествующий опыт проживания. Его принимают в расчет
33 % деловых путешественников. Предпочтение отдается гостинич
ным цепям из-за их широкой распространенности и предсказуемо
сти уровня обслуживания.
6. Дополнительные услуги, в том числе по проведению конфе
ренций, оказывают влияние на 33 % респондентов. При этом рес
торанное обслуживание наиболее важно для 22 % путешественни
ков, особенно деловых женщин, которые отдают предпочтение оте
лям с круглосуточной его организацией, включающей в себя дие
тическое питание. Деловые путешественники предпочитают также
отели, имеющие оздоровительные центры, бассейны, сауны, раз
личные тренажеры и др.
7. Программы для постоянных клиентов, имеющие системы ски
док, премий и дополнительных услуг. Членство для компаний или
отдельных клиентов во многих таких программах является бесплат
ным, однако некоторые гостиничные цепи, например «Шератон»,
вводят номинальные суммы за вступление в них, чтобы покрыть
стартовые издержки. Гостиничные цепи и независимые отели часто
предлагают элитные услуги для наиболее значимых клиентов (5 % от
общего числа постоянных клиентов). Это преимущественное право
приобретения апартаментов, использование клубных комнат, бес
платный транспорт в аэропорт.
Несмотря на то что программам для постоянных клиентов уделяется большое внимание со стороны гостиничного менеджмента, только 2 % посетителей принимают этот фактор в расчет.
Можно выделить следующие требования, предъявляемые к гостиницам делового назначения:
• расположение поблизости от общественно-делового центра го
рода;
• преобладание в гостинице одноместных номеров с рабочей зо
ной в них (письменный стол, рабочее кресло, настольное освещение,
письменные принадлежности и средства оргтехники);
• максимальная изоляция номеров от внешней среды, обеспечи
вающая условия для сосредоточенной работы;
• наличие помещений (бизнес-центра) для проведения совеща
ний, переговоров, семинаров, компьютерной и копировальной тех
ники, факсимильных аппаратов, представление услуг секретаря;
• организация службы финансового обеспечения.
К гостиницам для отдыха предъявляются следующие требования:
• расположение в озелененных массивах, удаленных от городско
го центра;
• наличие озелененной территории, оборудованной для отдыха и
занятий спортом;
• преобладание в гостинице двухместных номеров;
• наличие детских площадок, помещений для игр и развлечений.
10
Гостиницы для отдыха подразделяются на курортные, стационарные и туристские.
Концепция курортной гостиницы предусматривает проживание, питание и дополнительные услуги людям, стремящимся к отдыху и восстановлению здоровья. Такие гостиницы обеспечивают относительно длительный отдых на одном месте с возможностью оздоровления и профилактического лечения. Они располагаются на морских побережьях, вблизи целебных источников, в горной местности и т.д.
В курортных гостиницах организуется диетическое питание, предусмотрены помещения лечебно-оздоровительного назначения, соответствующие профилю курорта. Она имеют залы многофункционального назначения, библиотеки, бильярдные, детские комнаты, спортзалы, спортивные площадки, бассейны. Жилой фонд курортных гостиниц состоит в основном из одно-, двухместных номеров, предусматривается возможность дополнительного размещения в номере третьего спального места для ребенка, объединение номеров.
В связи с относительно длительным сроком проживания (до одного месяца) в номерах предусматривается увеличенный размер встроенных шкафов для хранения платья и белья. В номере выделяют зону дневного отдыха, которая распространяется на лоджию, балкон, веранду.
В курортных гостиницах круглогодичной эксплуатации обеспечивается более высокий уровень комфорта и широкий набор услуг, в том числе в ресторанах, барах, кафе, досуговых помещениях и местах (игровые комнаты, бальные залы, дискотеки, кегельбаны, солярии, аэрарии, пляжи и др.). Курортные гостиницы сезонной эксплуатации строят с облегченными наружными ограждениями, без отопления и с ограниченным набором услуг.
Туристские гостиницы предназначены для активных отдыхающих. Они дифференцируются на гостиницы для автотуристов, любителей водного, горного туризма, молодежи и др. В таких гостиницах организуются предприятия ускоренного и удешевленного питания (экспресс-кафе, закусочные и др.) иногда с системой самообслуживания. Для работы инструкторов с группой имеются методические кабинеты по профилю туристской специализации, предусмотрены пункты проката туристского и спортивного инвентаря и снаряжения (лыж, коньков, саней, охотничьего и рыболовного снаряжения, лодок, байдарок и др.). В связи с тенденцией проводить отпуск семьями жилой фонд туристских гостиниц состоит в основном из двухместных номеров. Для отдыхающих молодежных групп предусмотрены экономичные номера для четырех и более человек.
Требования к туристской гостинице:
• расположение на туристских маршрутах;
• формирование комплекса в соответствии с программой марш
рута и туристской путевкой;
11
• наличие в структуре гостиницы турбюро или бюро путешествий и экскурсий.
Гостиницы для автотуристов размещают вблизи шоссейных дорог. Кроме зданий с жилыми номерами, ресторана, кафе здесь предусматривают места парковки, предприятия технического обслуживания автотранспортных средств (автозаправочная станция, ремонтные мастерские и др.). Гостиницы для автотуристов подразделяются на несколько типов: мотель, кемпинг, ротель.
Мотели располагаются на автомагистралях, их пересечениях, перед въездом в крупные города, а также неподалеку от достопримечательных мест. Они имеют 20...30 номеров, средний уровень обслуживания при небольшом количестве персонала. Здесь предусмотрены автостоянки, профилактика и ремонт автомобилей. Типы мотелей разнообразны. В основном это небольшие одно- и двухэтажные здания. Нередко автомобили размещают на нижнем этаже, а на верхнем — номера для жилья. Строятся также мотели, состоящие из групп небольших домиков легкой конструкции, где турист чувствует себя как дома.
Кемпинги располагаются в постройках облегченного типа для сезонной эксплуатации и предназначаются для отдыха автотуристов и парковки их автотранспортных средств. Все виды обслуживания в них упрощенные: спальные места размещают в зданиях летнего типа, часто деревянных, без отопления или в палатках; санитарные узлы в основном общие. Широко развиты различные формы самообслуживания. Иногда при кемпингах имеются автозаправочные станции и мастерские мелкого ремонта автомобилей. Кемпинги обеспечивают хороший и дешевый отдых.
Получили также распространение мотели-кемпинги. В них стационарный мотель дополняется в летнее время кемпингом, что позволяет увеличить количество принимаемых туристов.
Ротель — передвижная гостиница, организованная в поезде и представляющая собой вагон с одно- и двухместными номерами.
Для любителей водного туризма создаются специальные рекреационные центры вместимостью до 1750 мест. В них предусмотрены места для проживания (ночлега) и отдыха туристов, стоянки для плавсредств, станции их технического обслуживания.
Ботели — учреждения круглогодичного пользования, расположенные на берегу в начальных или конечных зонах маршрута через каждые 150...200 км. Они имеют жилые корпуса гостиничного типа с системой культурно-бытового обслуживания, стационарные сооружения и станции технического обслуживания плавсредств. Территория ботеля включает в себя жилую, общественную, спортивную и техническую (обслуживания и ремонта плавсредств) зоны. В ботелях на 200... 500 мест предусматривается причал на 50... 125 лодок.
Ботокемпинги представляют собой летние сезонные городки, предназначенные для обслуживания водных туристов. Они имеют
12
жилые помещения и станции (мастерские) технического обслуживания плавсредств. На маршруте их располагают через 70... 100 км. Бо-токемпинги на 50... 100 мест способны принять 12...25 лодок.
Флотель — это плавучий мотель, обслуживающий туристов, путешествующих по воде. Он состоит из плавучих корпусов различного назначения и размещающихся на маршруте через каждые 50 км. В зимнее время флотель используется как гостиница в черте города. Каждый плавучий корпус имеет 100...200 мест и может принять 25... 30 судов (лодок). Туристам предлагаются комфортабельные номера, в набор услуг входит пользование бассейном, водными лыжами, рыболовными снастями, залами для конгрессов и конференций, библиотекой, информационным обеспечением (телефон, телефакс, телетайп, телевизор). Разновидностью флотелей являются флото-кемпинги — отели из наплавных сооружений, размещаемые на маршруте через 20...25 км.
Необходимая площадь земельного участка рассчитывается по количеству мест. На одно место предусматривается: для ботелей — 175, для ботокемпингов — 100 м2. Во флотелях на одно место должно приходиться 75 м2 плавсредства. Для флотелей и ботелей норма жилой площади принимается ниже по сравнению с нормой гостиниц и составляет: для одноместного номера — 7, двухместного — 9, трехместного — 14 м2. Для флото- и ботокемпингов норма жилой площади составляет 3,75...4,5 м2.
В некоторых странах мира получили распространение флайте-ли — гостиницы для владельцев личных самолетов. При них оборудуется посадочная площадка, имеющая телефонную связь с метеостанцией.
В большинстве стран разработана классификация гостиниц по уровню комфорта. Уровень комфорта — это комплексный критерий, слагаемыми которого являются:
• состояние номерного фонда: его площадь, доля одноместных
(однокомнатных), многокомнатных номеров, апартаментов, наличие
коммунальных удобств и пр.;
• состояние мебели, инвентаря, предметов санитарно-гигиениче
ского назначения и пр.;
наличие и состояние предприятий питания: ресторанов, баров, кафе;
• состояние здания, подъездных путей, обустройство прилегающей
к гостинице территории;
• техническое оснащение (холодильники, мини-бары, сейфы
и др.) и информационное обеспечение (телефонная, спутниковая
связь, телевизоры и др.);
• предоставление различных дополнительных услуг;
• достаточная квалификация и подготовка персонала (образова
ние, опыт, возраст, состояние здоровья, знание иностранных язы
ков и др.).
13
В существующих системах классификации гостиниц можно выделить три направления в понимании комфорта, которые обусловлены культурными различиями.
Одно из направлений — «статическое» — отдает предпочтение твердо установленному процентному соотношению номеров с ванной и санузлом ко всем другим; соотносит вместимость гостиницы с численностью обслуживающего персонала (одна горничная — один номер) и др. К этому направлению относится классификация гостиниц в Австрии.
Другое направление — «динамическое» — отдает предпочтение службе сервиса, высоким стандартам обслуживания. К этому направлению относится классификация гостиниц в Швейцарии.
Третье направление является комбинацией двух названных. К этому направлению относится классификация гостиниц во Франции.
Следует отметить, что в международной практике сложились два подхода к разработке документов, устанавливающих классификацию и порядок ее проведения.
В некоторых странах этим занимаются государственные органы, т. е. существует официальная государственная классификация по уровню комфорта гостиничных и других средств размещения, предприятий питания. Такая практика, например, принята во Франции и России. В других странах эти процессы находятся под контролем профессиональных объединений и союзов (например, в ФРГ и Швейцарии).
Различное понимание уровня комфорта и предъявляемых к гостиницам требований в разных странах не содействует выработке унифицированных стандартов. Уже не однажды предпринимались попытки создания единой международной классификации гостиниц. Так, Международная гостиничная ассоциация (МГА) совместно с Международной торговой палатой и Международным союзом официальных туристских организаций (МСОТО) разработали проект единой международной классификации гостиниц. Однако он не был одобрен национальными ассоциациями, членами МГА. Большинство стран признали невозможным создание единой классификации, пригодной для использования повсеместно в каждой из них.
Тем не менее с 30 ноября 1989 г. действует разработанный Всемирной туристской организацией документ под названием «Межрегиональная гармонизация критериев гостиничной классификации на основе классификационных стандартов, одобренных региональными комиссиями», который носит рекомендательный характер. Согласно названному документу гостиница любой категории должна отвечать требованиям безопасности и гигиены, обеспечивать круглосуточный сервис, неотложную медицинскую помощь, сохранность ценностей, стирку, почтовые услуги.
14
Однако, как и прежде, классификация отелей в каждой стране имеет свои особенности и требования. Поэтому гостиница категории «три звезды» в ФРГ не адекватна гостинице такой же категории во Франции или Италии. Крупные гостиничные цепи вводят собственные классификаторы. Так, в Великобритании наряду со звез-дочной классификацией имеются и иные, измеряемые в «коронах», «ключах», «алмазах» и пр. Чем больше на вывеске гостиницы таких символов, тем ее класс выше.
В настоящее время в мире действует около 30 различных национальных систем классификации гостиниц, которые можно объединить в две основные группы:
• «европейского» типа на основе французской национальной си
стемы, разделяющей гостиницы на категории от одной до пяти звезд
(Франция, Австрия, Венгрия, Египет, Китай, Россия и другие стра
ны);
• балльного типа, отражающей индийскую национальную систе
му (преобладает в развивающихся странах Азии и Африки).
В соответствии с французской национальной системой классификации гостиницы подразделяются на пять категорий. Лучшим гостиницам присваивается категория «пять звезд», а самая низкая категория — «одна звезда». При этом уже появились такие гостиницы, которые объявляют о себе, что они не просто отели категории «пять звезд», но еще и «де люкс».
Мировой опыт показывает, что все многообразие типов гостиниц и сервиса в них классифицировать в системе официальных пяти категорий не всегда удается. Так, согласно документу Всемирной туристской организации «Межрегиональная гармонизация критериев гостиничной классификации на основе классификационных стандартов, одобренных региональными комиссиями» каждая гостиничная категория (от одной до пяти звезд) за счет увеличения числа проверяемых параметров и более четкой их градации подразделяется на классы: Т — Tourist, S — Super Tourist, F — First, SF — Super First, D — Deluxe.
Индийская система классификации включает в себя также пять звездных категорий, присваиваемых специальной комиссией на основе балльных оценок по установленным требованиям, при этом по каждому требованию устанавливается возможная максимальная оценка. Комиссия может по своему усмотрению дать дополнительные баллы за любые, не предусмотренные требованиями, дополнительные услуги. Для получения той или иной категории необходимо набрать установленную для нее минимальную сумму баллов, причем их количество по каждому пункту должно составлять не менее 50 % максимальной величины баллов.
В нашей стране несколько раз предпринимались попытки решить проблему классификации гостиниц и других средств размещения. Первый такой документ «Об отнесении гостиниц в городе и рабочих
15
поселках СССР к разрядам и номеров в гостиницах к категориям» появился более 50 лет назад. Он был утвержден постановлением Государственного комитета по ценообразованию СССР от 02.03.1979 г. № 154 и издан повторно в 1984 г. Документ охватывал все гостиницы и мотели независимо от их ведомственной подчиненности и классифицировал их по уровню комфорта, коммунального благоустройства, обслуживания, размерам и видам общественных помещений. Гостиницы подразделялись на семь разрядов: люкс, высший А, высший Б, первый, второй, третий, четвертый; мотели — на пять: высший А, высший Б, первый, второй, третий. Для номеров предусматривалось пять категорий: высшая, первая, вторая, третья и четвертая.
Обязательным условием присвоения разрядов являлось соблюдение предусмотренных минимальных требований, объединенных в следующие группы: общие требования; коммунальное оборудование здания; лифт; информационные услуги; общественное питание; характеристика номерного фонда; торговое и бытовое обслуживание; банковские услуги, сберкасса и пункт обмена валюты; медицинский пункт с круглосуточным дежурством медперсонала, аптечный киоск; культурно-спортивное обслуживание.
Аттестация гостиниц проводилась министерствами и ведомствами, в ведении которых они находились. После прохождения аттестации предприятиям выдавались свидетельства соответствующего разряда.
Это был очень несовершенный с правовой точки зрения документ, хотя действовал в течение 30 лет. В нем, например, вообще отсутствовали требования к гостиницам высшего разряда, а гостиница первого разряда отличалась от гостиницы второго разряда тем, что имела снабжение горячей водой и парикмахерскую.
Госстандарт РФ ввел 01.07.1994 г. новый государственный стандарт «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц», согласно которому все гостиницы подразделялись на пять категорий (от одной до пяти звезд), мотели — на четыре (от одной до четырех звезд). ГОСТ Р 50645 — 94 устанавливал классификацию гостиниц (мотелей) различных организационно-правовых форм вместимостью не менее 10 номеров. Классификация не распространялась на дома и помещения, сдаваемые в наем для проживания. Категории присваивались специально уполномоченными организациями по просьбе администрации или владельцев гостиниц после тщательного их обследования на соответствие необходимому комплексу услуг. И если такая организация не соглашалась с администрацией гостиницы, просившей присвоить ей, скажем, категорию «четыре звезды», считая, что уровень услуг не соответствует этой категории, администрация обращалась в другую организацию и нередко добивалась своего. А клиенты гостиниц жаловались, что они получили за свои деньги совсем не то качество обслуживания, на которое рассчитывали.
16
В октябре 2001 г. вступила в силу система добровольной сертификации услуг гостиниц и других средств размещения, разработанная Всероссийским научно-исследовательским институтом сертификации (ВНИИС). Система соответствует ГОСТ Р 50645 — 94 и «Требованиям к услугам средств размещения и номерам различных категорий», разработанным ВНИИС. Система предусматривает присвоение категории не только гостинице, но и каждому номеру.
В декабре 2001 г. вступила в силу еще одна система добровольной сертификации гостиниц, разработанная Всероссийским научно-исследовательским институтом классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ).
Следующим нормативным документом стало «Положение о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения», подготовленное Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития), которое оформило этот документ соответствующим приказом (№ 197 от 21.06.2003). Даная система классификации устанавливает цели, организационную структуру и категории гостиниц и других средств размещения: без звезд, одна, две, три, четыре и пять звезд. Положение связало критерии классификации средств размещения России с рекомендациями Всемирной туристской организации и существующей зарубежной практикой.
Действующим нормативом является «Система классификации гостиниц и других средств размещения», утвержденная приказом Ростуризма от 21.07.2005 № 86 (приложение 1). Документ устанавливает цели, организационную структуру, регулирует порядок классификации гостиниц и других средств размещения (процедуру, включающую в себя проведение оценки соответствия гостиниц и других средств размещения установленным требованиям и аттестацию их на соответствующую категорию).
Система разработана с учетом положений Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Необходимо отметить, что Федеральный закон «О техническом регулировании» однозначно сохраняет добровольность в обращении к процедурам, подтверждающим соответствие каким-либо требованиям, т. е. аттестация может быть проведена лишь по личному усмотрению руководителей или собственников гостиницы. Более того, гостиницы сами вправе выбирать систему классификации (национальную, международную), в которой они хотели бы пройти подтверждение желаемой категории.
К классифицируемым средствам размещения относятся помещения, имеющие не менее пяти номеров и используемые организациями различных организационно-правовых форм и индивиду-
17
альными предпринимателями для временного проживания туристов.
Документ «Система классификации гостиниц и других средств размещения» устанавливает цели классификации, область ее распространения, основные требования к средствам размещения по категориям, формы применяемых документов, порядок рассмотрения апелляций, правила использования знака категории гостиницы и другого средства размещения.