Процессуальное положение иностранного государства

1. Иностранное государство обладает судебным иммунитетом. Под су­дебным иммунитетом понимается изъятие одного государства из-под юрисдикции другого государства. Иностранное государство не может быть привлечено к суду в качестве ответчика без его согласия. Основанием этого правила являются принцип суверенитета и принцип суверенного ра­венства государств. Судебный иммунитет государства включает в себя: а) судебный иммунитет в узком смысле слова — саму неподсудность одно­го государства суду другого; б) иммунитет от предварительного обеспече­ния иска; в) иммунитет от принудительного исполнения судебного решения (см. гл. 7).

В США (по Закону об иммунитете иностранных государств от 21 ок­тября 1976 г.) заявление об иммунитете должно быть сделано в суде; го­сударственный департамент может участвовать в процессе от имени пра­вительства, если суд, по его мнению, неправильно толкует закон. В Вели­кобритании заявление об иммунитете может быть сделано в суде непо­средственно представителем иностранного государства. Суд вправе обра­титься по этому вопросу в Министерство иностранных дел, причем полу­ченные от него сведения для суда обязательны. Во Франции и в ряде других стран заявление об иммунитете делается в соответствии с правилами гражданского процессуального законодательства.

В деле по искам И. Щукиной и И. Коновалова (см. гл. 6) заявление России об иммунитете было сделано как путем направления ноты Посоль­ства РФ во Франции в МИД Франции, так и во время судебного заседания.

При постановке в суде вопроса об иммунитете учитывается практика, сложившаяся в том государстве, где предъявлен иск или наложен арест. Как уже отмечалось (см. гл. 6), современная практика государств в этом вопросе неоднородна. Суды ФРГ, США, Великобритании, Австрии, Швейцарии, Италии и ряда других стран предоставляют иммунитет лишь в тех случаях, когда речь идет о действиях государства публично-правового характера.

Принцип иммунитета не следует понимать как «отказ в правосудии». Иск к государству может быть предъявлен в его собственных судах, а в


 

§ 4. Процессуальное положение иностранного государства

судах другой страны — лишь с его согласия. Если же такого согласия не было, истец может обратиться к собственному государству, для того чтобы оно вступило в дипломатические переговоры с иностранным государством.

Однако чаще всего при заключении контракта с государством или с его органом в контракт включается арбитражная оговорка. Она означает со­гласие государства на рассмотрение иска к нему в порядке арбитража.

Таким образом, претензии к государству возможны, но они должны рассматриваться в соответствии с нормами международного права, а также в соответствии с предусмотренными в таких случаях условиями рас­смотрения споров. Приведем пример. После обоснованного отказа судов США рассматривать иск к пароходу «Россия» двух американских гражда­нок, якобы получивших увечья во время рейса судна, этот иск рассматри­вался в соответствии с условиями договора перевозки в арбитраже не как иск к государству или его собственности, а как обычный иск к пароходству как перевозчику.

В РФ сохраняется действие принципа абсолютного иммунитета, кото­рый получил закрепление в российском законодательстве. Согласно ст. 61 Основ гражданского судопроизводства, «предъявление иска к иностран­ному государству, обеспечение иска и обращение взыскания на имущество иностранного государства, находящееся в СССР, могут быть допущены лишь с согласия компетентных органов соответствующего государства».

В тех случаях, когда в иностранном государстве не обеспечивается рос­сийскому государству и его имуществу такая же судебная неприкосновен­ность, какая обеспечивается иностранным государствам и их имуществу в РФ, Советом Министров РФ или иным управомоченным органом может быть предписано в отношении этого государства или его имущества при­менение ответных мер. Со ссылкой на ст. 61 Основ правило такого рода включено в ст. 435 ГПК РСФСР.

Согласно ст. 213 АПК РФ, предъявление в арбитражном суде иска к иностранному государству, привлечение его в качестве третьего лица к участию в деле, наложение ареста на имущество, принадлежащее ино­странному государству и находящееся на территории России, и принятие по отношению к нему других мер по обеспечению иска, обращение взыс­кания на это имущество в порядке принудительного исполнения решения арбитражного суда допускаются лишь с согласия компетентных органов соответствующего.государства, если иное не предусмотрено федеральны­ми законами или международными договорами РФ.

В отношении приведенных выше правил еще не сложилась арбитраж­ная практика. Комментарий к АПК РФ исходит из того, что доказательства согласия иностранного государства на выступление в арбитражном суде в качестве ответчика истец должен представить вместе с первоначально на­правляемыми суду исковыми материалами (это может быть условие кон­тракта, предусматривающее возможность рассмотрения спора в суде, или


366 Глава 17. Рассмотрение споров в судебном порядке. Нотариальные действия

иной документ, свидетельствующий о таком согласии). По мнению авторов Комментария, при отсутствии таких доказательств исковое заявление суд должен возвращать.

Что касается наложения ареста на имущество и иных принудительных мер в отношении имущества, то согласие компетентного органа иностран­ного государства может быть затребовано и получено уже после начала производства по делу. Режим иммунитета распространяется и на то иму­щество иностранного государства, которое законно передано во владение или управление российской организации.

В Основах гражданского законодательства 1991 года предусмотрено, что государство участвует в отношениях, регулируемых гражданским зако-нодательстьвом, на равных началах с другими участниками этих отноше­ний. Однако сам вопрос об иммунитете государства остался открытым, по­скольку в п. 4 ст. 25 предусмотрено, что особенности ответственности го­сударства в регулируемых гражданским законодательством отношениях с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определя­ются законом СССР об иммунитете государства и его собственности, а такой закон принят не был.

Не принят еще такой закон и в РФ, предусмотренный ст. 127 ГК РФ, хотя соответствующий проект был подготовлен.

2. В особом положении находятся также лица, входящие в состав пер­сонала дипломатических и консульских представительств, а также сотруд­ники международных организаций. Положение о дипломатических и кон­сульских представительствах иностранных государств на территории СССР, утвержденное указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1966 г., предусматривает, в частности, что глава дипломатического представительства, члены дипломатического персонала, консульские должностные лица пользуются иммунитетом от гражданской (а также уго­ловной и административной) юрисдикции. В то же время «иммунитет от гражданской юрисдикции не распространяется на случаи, когда глава дип­ломатического представительства и члены дипломатического персонала представительства вступают в гражданско-правовые отношения как част­ные лица в связи с исками о принадлежащих им строениях на территории СССР, наследовании или деятельностью, осуществляемой ими за преде­лами официальных функций» (ст. 13). Консульские должностные лица ползуются иммунитетом от гражданской юрисдикции в том, что касается их служебной деятельности, но это, однако, не распространяется на иски о возмещении вреда, причиненного дорожно-транспортным происшестви­ем (ст. 25).

Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года, участни­цей которой является РФ, устанавливает, что дипломатический иммунитет не распространяется на случаи:


 

§ 5. Установление содержания иностранного права

а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только дипло­матический агент не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;

б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломати­ческий агент выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;

в) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций (ст. 31).

Таким образом, дипломатические представители подлежат юрисдикции российского суда по гражданским делам лишь в пределах, определяемых нормами международного права или соглашениями с соответствующими государствами. В то же время, если в иностранном государстве не будет обеспечена такая же судебная неприкосновенность, какая обеспечивается представителям иностранных государств в РФ, по отношению к предста­вителям такого государства возможно применение ответных мер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: