Колебания: затухающие (а), равномерные (б), взрывные(в)

Затухающими колебаниями, в результате которых формируется равновесие является паутинообразная модель. Она отражает формирование равновесия в отрасли с фиксированным циклическим производством.

Равновесие в паутинообразной модели зависит от углов наклона кривой спроса и кривой предложения.

График а) показывает, что равновесие устойчиво, если угол наклона кривой предложения круче кривой спроса. Движение к общему равновесию проходит ряд циклов: избыток предложения (отрезок АВ) толкает цены вниз (ВС) в результате возникает и в результате возникает избыток спроса (CF), который поднимает цены вверх (FG). Это приводит к новому избытку предложения (GH) и так далее до тех пор, пока не устанавливается равновесие на рынке (в точке Е).

На графике б) отражен вариант, когда цена совершает регулярное колебательное движение вокруг положения равновесия. Это возможно, когда наклон кривых спроса и предложения равны.

График в). Если наклон кривой спроса круче наклона кривой предложения, то колебания носят взрывной характер и равновесие не наступает.

Рынок – это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров на основе движения денежных средств. (Дом. хоз-во; Гос-во; Предприятия фирмы)

"Рынок" имеет двойственное значение. Во-первых, в собственном смысле рынок (market) означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых, рынок - это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности, товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы. Кроме обращения как такового рыночные отношения включают:

  • отношения, связанные с арендой предприятий и других структур экономики, когда взаимосвязь между двумя субъектами осуществляется на рыночной основе;
  • обменные процессы совместных предприятий с зарубежными фирмами;
  • процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда;
  • кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент;
  • процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления, включающей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения.

Бартерный обмен – прямой обмен товара на товар (Т-Т) Денежный обмен – обмен продукта посредством денег (Т – Д – Т)

Основные признаки классического рынка: 1)множество независимых товаропроизводителей, самостоятельно решающих: Что производить? Кому? И Как? 2) множество независимых потребителей самостоятельно решающих у кого покупать продукцию. 3) эквивалентный объём по стоимости. 4) стихийное установление цен под влиянием спроса и предложения. 5) стихийное регулирование процесса воспроизводства 6) свободная конкуренция, свободный «прилив каптала» Конкуренция – это соперничество, состязательность на рынке, борьба между производителями за потребителя, за наилучшие условия сбыта своей продукции

Основные функции рынка: - ценообразование- управление инфляцией - обеспечение связи между производителями и потребителями; - обеспечение пропорциональности в структуре общественного производства; - признание общественно необходимых затрат труда на производство товаров; - формирование цены товара в процессе взаимодействия спроса и предложения, как выражение предельной полезности данного товара; - стимулирование издержек производства; - ускорение НТП. Рынок выступает в двух формах: - рынок продавца (рынок производителя) - характеризуется монополизмом производителя, хроническим дефицитом всего и вся, неудовлетворенным спросом потребителя, низким качеством товаров и услуг, ростом цен, разгулом спекуляции, развитием инфляции; - рынок покупателя характеризуется свободной конкуренцией производителей, олигополизацией рынка, демонополизацией рынка, бездефицитностью, занятостью всех ниш рынка, высоким качеством, дизайном товаров, устойчивостью денежного обращения, стабильностью цен.Если рынок продавца, в целях его регуляции требует жесткогогосударственного администрирования, то рынок покупателя нормальнофункционирует в условиях легкого государственного косвенного регулирования. Рыночная система, как само регулируемая система не застрахована от своегопоражения, которое называется фиаско рынка.Фиаско рынка - ситуация, при которой рынок не в состоянии координироватьпроцессы экономического выбора, таким образом, чтобы обеспечить эффективноеиспользование ресурсов.Причины фиаско рынка:- внешние эффекты - это эффекты, которые не находят свое отражение в ценеблага; - возрастание общественного блага; - недостаточная конкуренция.

Функционирование рыночной экономики предполагает наличие определенных ее элементов, которые в совокупности составляют рыночную систему.
Первым
и важнейшим элементом рыночной экономики выступают производители и потребители. Они формируются в процессе общественного разделения труда, когда одни производят товар, а другие - потребляют его. Потребление подразделяется на личное и производительное. При личном потреблении товары выбывают из сферы производства и используются для удовлетворения личных нужд населения. Производительное потребление выступает как продолжение процесса производства, когда товар используется для дальнейшей переработки другими производителями. В этом случае взаимодействие между производителями и потребителями устанавливается в качестве обмена результатами деятельности. В рыночном хозяйстве оно отличается постоянством, строится на основе специализиции и проявляется в форме оптовых рыночных сделок.
Вторым
элементом рыночной экономики выступает экономическая обособленность, которая обусловлена частной или смешанной формами собственности на базе корпоративного управления производственными единицами.
Третий
важнейший элемент рыночной экономики - цены. Они - предмет особого исследования. Здесь лишь сделаем два замечания. Первое - цены складываются в результате спроса и предложения, соотношение которых колеблется в зависимости от действующей конъюнктуры. Второе - цены определяют сферу действия рыночных отношений на данный товар, производимый в данном географическом районе. Границы этой сферы определяются трансакционными издержками, т. е. издержками обращения, связанными с обменом.
Четвертым
центральным звеном рыночной экономики являются две составляющие - спрос и предложение. Спрос выступает на рынке в виде потребности в товарах. Потребители могут купить эти товары при сложившихся ценах и денежных доходах. Спрос выступает в качестве стимула к применению наиболее экономных методов производства и эффективного использования ресурсов. Спрос и предложение являются важнейшими элементами рыночного механизма, которые обеспечивают постоянную связь между производителями и потребителями материальных благ.
Пятый
элемент рыночного механизма - конкуренция. Она обеспечивает максимизацию прибыли и на этой основе расширение масштабов производства. Конкуренция выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизма регулирования пропорций. А. Смит назвал конкуренцию "невидимой рукой" рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики. Основная функция конкуренции заключается в том, чтобы определить величину экономических регуляторов, которыми выступают цены, норма прибыли, процента и т. д.
Кроме этого, неотъемлемым элементом рыночной экономики является рыночная инфраструктура. Рынок требует создания и функционирования товарных бирж, структур оптовой и розничной торговли.


Не только монополизация, но и любые нарушения условий совершенной конкуренции, ведут к ее подрыву. Рынок, на котором отсутствует хотя бы один признак совершенной конкуренции, называется рынком несовершенной конкуренции. На таком рынке подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм, которые, занимая господствующее положение на рынке, могут влиять на условия реализации продукции и, прежде всего, на цены.

Существует три основные структуры (модели) рынка несовершенной конкуренции:
- чистая монополия;
- олигополия;
- монополистическая конкуренция.
Чистая монополия - это рынок, на котором функционирует один продавец. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятие фирма и отрасль совпадают. Вхождение в отрасль для других фирм блокировано. Препятствием для вхождения в отрасль могут быть:
- низкие издержки производства крупной фирмы, монополизировавшей рынок (эффект масштаба);
- наличие государственных патентов и лицензий;
- исключительные права на важнейшие источники сырья;
- предоставление правительством одной фирме статуса единственного продавца (транспортные услуги, связь, газоснабжение).
Условием существования чистой монополии является уникальность предлагаемой продукции, отсутствие близких заменителей. Чистая монополия в масштабах национального хозяйства - явление редкое, однако она достаточно широко представлена на местных рынках. Практически в любом городе один продавец продает электроэнергию, обеспечивает водоснабжение, оказывает телеграфные услуги, обеспечивает транспортные перевозки и т.д. В связи с тем, что чистая монополия не просто ограничивает, а фактически ликвидирует конкуренцию, государство в отношении чистых монополий проводит антимонопольную политику.
Олигополия (от греческого олиго — немногие и полео - продаю) - это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм. (Так, например, в США имеется 9 фирм-продавцов жевательной резинки, на долю которых приходится 95% годовых продаж.) Четкого количественного критерия олигополии в виде числа фирм нет, но обычно оно колеблется от трех до десяти. Олигополия, состоящая из 3-4 фирм, называется "жесткой"; состоящая из 4—9 фирм, на долю которых приходится 70-80% рынка, называется "аморфной". Олигополия может существовать на рынке стандарти-зированной продукции (нефть, цемент) или на рынке дифференцированной продукции (автомобили, бытовая техника).
Различают олигополию сбалансированную (несколько фирм одинакового размера) и асимметричную (один продавец-лидер и ряд небольших продавцов).
Фирмы, функционирующие на олигополистическом рынке, получают высокие прибыли потому что, как и в случае чистой монополии, вхождение в отрасль для фирм-аутсайдеров затруднено. Характерной особенностью олигополистического рынка является взаимозависимость фирм - любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость.

Результаты функционирования фирмы-олигополиста зависят не только от ее собственной политики, но и от решений ее конкурентов. Если одна фирма ("Кока-кола") снизит цену на свою продукцию, то другая фирма, функционирующая в этой отрасли ("Пепси-кола"), будет вынуждена также снизить цену своей продукции. Ценовая конкуренция среди олигополистов носит разорительный характер, поэтому фирмы стремятся к соглашению о ценах, смещая конкуренцию в направлении качества, рекламы, индивидуализации продукции.
Монополистическая конкуренция. На рынке такого типа имеется множество продавцов, продающих однотипную, но дифференцированную продукцию (например, джинсы, зубная паста), в отношении которой продавец ведет себя как монополист. Продавцы самостоятельно определяют цену на свои товары, объемы продаж. Но поскольку продавцов аналогичной продукции много и объем продаж отдельной фирмой относительно невелик, постольку контроль фирмы над ценами ограничен. Основные методы конкуренции - товарные знаки, реклама, выделяющие различия товаров. Вход на рынок монополистической конкуренции относительно свободен.
Внешне монополистическая конкуренция схожа с совершенной конкуренцией, но наличие хотя ограниченной, но монопольной власти ведет к тому, что производство, осуществляется с издержками более высокими, чем в условиях совершенной конкуренции. Однако широкий выбор марок, видов, стилей, качества продукции позволяет лучше удовлетворять разнообразные потребности покупателей, компенсируя тем самым потери общества от более высоких издержек производства.
Основные характеристики рынков несовершенной конкуренции приведены в табл. 10.1.

Таблица10.1 - Основные черты рынков несовершенной конкуренции

Характерная Чистая Олигополия Монополистиче-
черта монополия   ская конкуренция
Число фирм Одна Несколько Много
Тип продукта Уникальный, Стандартизиро- Дифференциро-
  близких ванный ванный
  заменителей нет    
Контроль Полный Ограниченный Небольшой
над ценами   взаимозависимостью  
Условия вступ- Блокировано Трудно Сравнительно
ления в отрасль     легко
Типичные Коммунальное Металлургия, Розничная
отрасли хозяйство (водо-, автомобиле- и торговля,
  газо-, электро- станкостроение, швейная, обувная
  снабжение и т.п.) нефтедобыча промышленность


Помимо этих трех основных типов (моделей) существуют и другие модели рынка несовершенной конкуренции.
- дуополия - рыночная ситуация, при которой на рынке функционирует лишь два производителя;
- монопсония - рынок, на котором множеству продавцов противостоит один покупатель;
- дуопсония - рыночная структура, при которой на рынке имеется лишь два покупателя, но много продавцов;
- олигопсония - рынок, на котором имеется несколько покупателей, которым противостоит множество продавцов.

Рынок — это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д.Рынок — основа рыночной экономики. Рынок — это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг, Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными — на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга, Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения Спрос и предложение, — взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары. Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен. Спрос выражает ряд альтернативных возможностей, которые можно представить в виде таблицы. Он показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах. Спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам,Цена спроса — максимальная цена, по которой потребитель готов купить данную продукцию. Величины спроса должны иметь определенное значение и относиться к определенному отрезку времени. Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. Бывают случаи, когда практические данные противоречат закону спроса, но это не означает его нарушение, а только лишь нарушение допущения при прочих равных условиях. Существование закона спроса подтверждают некоторые факты: 1. Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Уже тот факт, что фирмы устраивают “ распродажи “, служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса. Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения. 2. В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой последующей единицы продукта. Поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности, — то есть принципа, согласно которому последующая единица данного продукта приносит все меньше и меньше удовлетворения, — потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается. 3. На несколько более высоком уровне анализа закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене, человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. Более высокая цена приводит к противоположному результату. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Кривая спроса Обратную зависимость между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси. Помещение цены на вертикальной оси и величины спроса на горизонтальной — это экономическая традиция. Математик поместил бы цены на горизонтальной оси, а величину спроса на вертикальной, так как цена — это независимая переменная, а величина спроса — зависимая переменная. Каждая точка графика представляет собой конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель решил купить по данной цене. График отражает все возможные варианты соотношения цены и величины спроса в своих приделах. Закон спроса находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса. График позволяет четко представить определенную связь цены и спроса, а также манипулировать различными еекомбинациями. Индивидуальный и рыночный спрос. На любом рынке выступает много покупателей, поэтому целесообразно говорить о рыночном спросе. Переход от шкалы индивидуального спроса к шкале рыночного спроса может быть легко осуществлен по средствам суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах. Мы просто совмещаем кривые индивидуального спроса по горизонтали, чтобы вывести общую кривую спроса. Изменение в спросе Цена служит самой важной детерминантом количества любого покупаемого продукта, но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. Они называются неценовыми детерминантами. Когда они действительно изменяются, происходит сдвиг кривой спроса. Поэтому их также называют факторами изменения спроса. Изменение одной из детерминант изменяет положение кривой спроса. Если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, то произошло увеличение спроса и кривая спроса сместилась вправо. Уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения в одной его детерминанте (или более) потребители покупают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен, это влечет сокращение спроса и смещение кривой спроса влево. Рассмотрим влияние неценовых детерминант: 1. Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение пот потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменением моды, будет означать, что спрос возрос по каждой цене. 2. Число покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса. 3. Доход. Воздействие спрос изменения денежного дохода более сложно. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальнымитоварами. 4. Цены на сопряженные товары. Приведет ли изменение цены на сопряженный товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот родственный товар заменителем нашего продукта (взаимозаменяемым товаром) или сопутствующим ему (взаимодополняющим товаром). 5. Ожидание. Потребительские ожидания относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода способны изменить спрос. Ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары. Обратное утверждение также верно. Изменение величины спроса означает передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой спроса, то есть переход от одной комбинации “цена — количество продукта” к другой комбинации. Причиной изменения величины спроса служит изменение величины данного продукта. Эластичность спроса Эластичность спроса — изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса. Ценовая эластичность Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее количество продукции. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту. Если существенное изменение в цене ведет к небольшому изменению в количестве покупок, то такой спрос относительно неэластичный или просто неэластичный. Когда процентное изменение цены и последующее изменение количества спрашиваемой продукции равны по величине, то такой случай называют единичной эластичностью. Если изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции, то такой спрос является совершенно неэластичным. Если самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей, то такой спрос является совершенно эластичным. Свойства эластичности Эластичность и ценовые интервалы. Эластичность варьируется в зависимости от выбранного ценового интервала. Для кривых спроса обычно эластичность оказывается более значительной в верхнем левом углу графика по сравнению с правым нижним. Это арифметическое свойство единиц измерения эластичности. Это связано с первоначальным количеством и ценой, от которых ведется отсчет. Эластичность и наклон кривой спроса. Внешний вид графика не может служить надежным основанием для суждения об эластичности спроса. Наклон кривой спроса зависит от абсолютных изменений цены и количества продукции, тогда как теория эластичности имеет дело с процентными изменениями цены и количества. Изменяющиеся и постоянные эластичные кривые спроса Эластичность определяется на заданном интервале. Определение ее на некотором другом интервале может быть таким же или измениться в зависимости от формулы спроса. Линейная кривая спроса. Эластичность интервалов цен и количества спроса неодинакова на всей прямой, отображающей спрос. Эластичность изменяется по мере движения вниз по кривой спроса. Кривая спроса постоянной эластичности. Кривая спроса может быть представлена не линейно. Кривая может иметь такую форму, что эластичность может быть постоянной на любом произвольно взятом интервале. Факторы ценовой эластичности спроса 1. Заменяемость. Чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него. Эластичность спроса на продукт зависит от того, насколько узко определены границы этого продукта. 2. Удельный вес в доходе потребителя. Чем больше места занимает товар в бюджете потребителя, при прочих равных условиях, тем выше эластичность спроса на него. 3. Предметы роскоши и предметы необходимости. Спрос на предметы необходимости обычно является неэластичным, спрос на предметы роскоши обычно эластичен. 4. Фактор времени. Спрос на продукт более эластичен, чем длиннее время для принятия решений. Это зависит от привычек потребителя, долговечности продукта.

19. Типы и модели экономических систем. Инфраструктура рынка.

Экономическая система – установленная и действующая совокупность принципов, правил, законов, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.

Линии сравнения Основные типы экономических систем
Традиционная Централизованная (командно-административная) Рыночная Смешанная
Что надо производить? Продукты с/х, охоты, рыболовства. Производится мало продуктов и услуг. Что производить определяется обычаями и традициями, которые меняются медленно Определяется группами профессионалов: инженеров, экономистов, специалистов по компьютерам, представителями промышленности – «плановиками» Определяют сами потребители. Производители производят то, что хотят потребители, т.е. то, что может быть куплено Главные экономические вопросы в рамках смешанной системы в основном решаются рынками, которые и распределяют преобладающую часть экономических ресурсов. Вместе с тем, часть их централизуется и распределяется государством в целях компенсации провалов (слабостей) рыночных механизмов.
Как производить? Производят так и тем, как и чем производили предки Определяется планом Определяют сами производители
Кто получает товары и услуги? Большинство людей существуют на грани выживания. Добавочный продукт достается вождям или собственникам земли, оставшаяся его часть распределяется согласно обычаям «Плановики», направляемые политическими лидерами, определяют, кто и сколько будет получать товаров и услуг Потребители получают столько, сколько хотят, производители - прибыль
Определение Способ организации экономической жизни, базирующийся на отсталой технологии, ручном труде, многоукладности экономики Способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля, практически все экономические ресурсы находятся в собственности государства Способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности отдельных лиц Способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.

Смешанная экономическая система начала формироваться уже в начале XXв.

Основой смешанной экономической системы является частная собственность, но наряду с частным сектором существует достаточно крупный государственный сектор. В него входят предприятия, капитал которых полностью или частично принадлежит государству, но которое не осуществляет в отношении их директивного планирования, а сами предприятия функционируют по законам рынка.

Рыночная инфраструктура - это единство и целостность единого экономического пространства, общее правовое обеспечение хозяйственной деятельности. Поэтому здесь всегда ощущается присутствие государства, различных ассоциаций в регулировании хозяйственной деятельности. Существует 2 вида рыночной инфраструктуры:
1. Частная инфраструктура – это система узкоспециализированных организаций, призванных содействовать функционированию конкретного рынка. Частная инфраструктура связана с обслуживанием конкретных операций по реализации продукции.
2. Общая инфраструктура – это система организаций, которые обслуживают потребности развития всего национального рынка. Инфраструктура обеспечивает формирование и сохранение единства национального рыночного пространства.

Продуктом инфраструктуры является посредническая услуга.

Инфраструктура рынка является звеном, связывающим производство и потребление, и поэтому в большой мере влияет на экономику. Хорошо развитая рыночнаяинфраструктура позволяет оперативно урегулировать временный дефициттоваров.

Функции инфраструктуры рынка.

две основные функции инфраструктуры рыночного типа:

а) обеспечение бесперебойного функционирования хозяйственных

взаимосвязей и взаимодействия субъектов рыночной экономики.

б) регулирование движения товарно-денежных потоков. В качестве

субъектов рыночной экономики мы рассматриваем, с одной стороны, владельцев ресурсов и владельцев продуктов, а с другой – коммерческие структуры и государство. Обе классификации субъектов экономики дополняют друг друга и выделяют этих субъектов по разным критериям.

Каждая из выделенных функций характеризуется определенными чертами или свойствами.

Обеспечивающая функция по самой своей сути есть функция

внутренняя, характеризующая ее сущность и непосредственное предназначение. Такая функция носит пассивный характер.

Регулирующая функция как бы вырастает из обеспечивающей, является ее продолжением, но ее свойства иные, прямо противоположные. Прежде всего, она носит внешний характер. данная

функция является активной, что особенно заметно в переходных экономических системах. Наконец, по своей природе она является функцией обратного действия, сигнализируя экономике о тех или иных проблемах в сфере непосредственного создания продукта.

Обе функции неразрывно связаны и не могут реализоваться одна без

другой. Результатом их взаимодействия является вполне определенный

синтетический эффект, который можно определить как оптимизацию движения товарно-денежных потоков.

20. Закон убывающей предельной полезности

Предельная полезность (MU) – дополнительная полезность, получаемая от потребления одной дополнительной единицы данного блага за единицу времени.

Другими словами, предельная полезность — это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага (производная):

где U — функция полезности, а Q — количество потребляемого блага.

Функция полезности – это функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества.

Закон предельной полезности был сформулирован Генрихом Госсеном:

I закон Госсена – закон насыщения потребностей – по мере удовлетворения потребностей степень насыщения растет, а величина конкретной полезности падает. Отсюда следует необходимость понижения цены для того, чтобы побудить потребителя к увеличению покупок такого продукта.

II закон Госсена – закон распределения дохода потребителя между различными благами – при ограниченном запасе блага существует его «предельный экземпляр», т.е. стоимость товара определяется предельной полезностью.

Для всех покупаемых потребителем товаров А, В, С… имеет место (характерно для второго закона)

 

Где - коэффициент, который характеризует предельную полезность денег.

Предельная полезность денег – возрастание степени удовлетворения (полезности) достигаемое потребителем при расходовании дополнительной единицы денег на приобретение товаров и услуг.

Для всех непокупаемых потребителем товаров Z, Y… имеет место (характерно для второго закона)

 
 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: