Масореты

Прежде, чем говорить о нынешнем виде Ветхого Завета, необходимо упомянуть о его прошлом. До изобретения книгопечатания писания Ветхого Завета передавались из поколения в поколение путем создания рукописных копий. Этот процесс сделал неизбежным возникновение различий в копиях по вине переписчиков. Это особенно касается манускриптов, написанных на иврите, поскольку этот язык очень трудный. Немало букв в еврейском алфавите выглядят очень похожими, что порой приводило к возникновению путаницы в тексте. Хорошим примером этому может послужить имя Навуходоносор.[37] Эти два имени, очевидно, относятся к одному и тому же человеку, однако путаница с буквами «р» и «н» из-за их схожести, и привела к возникновению этих различий.

Осознавая постоянно существующую возможность возникновения ошибок, допущенных по вине переписчиков, появились определенные круги еврейских богословов, одолеваемых почти навязчивой идеей сохранения закона от искажений, которые посвятили себя сохранению текста Ветхого Завета. Возглавляет этот список группа книжников из Тивериады, известная как масореты. Эта школа ни в коей мере не была самой ранней, поскольку возникла не ранее 500 года н.э., однако она самая важная в истории еврейского текста.

Масореты получили свое название из-за своей приверженности традициям (от слова масора, т.е. «традиция») во всем, что касалось текста. Их труд охватывает четыре-пять столетий, и вклад их велик. Вероятно, они более всего известны благодаря своей системе гласных букв и ударений, которые они разработали для еврейских текстов. Необходимо помнить, что в еврейском алфавите все буквы согласные. Так что в начале Ветхий Завет был написан без гласных. Хотя это и кажется нам странным и непродуманным, но так было в течение многих столетий, пока древнееврейский оставался разговорным языком. Когда же со временем еврейский язык перестал быть разговорным, возникла неизбежная опасность того, что нарушится и правильное произношение слов. Стремясь избежать этой опасности, верные своим традициям масореты добавили обозначения гласных над или под строкой текста. При этом следует добавить, что это никак не отразилось на самом тексте - масореты просто нашли способ обеспечить его правильное произношение.

Однако масореты беспокоились не только о таких деталях, как правильное произношение. Более всего они искали способ избежать пропусков и добавлений в тексте. Этого они смогли достичь благодаря сложной системе подсчетов. Они пронумеровали стихи, слова и буквы в каждой книге. Они подсчитали, сколько раз каждая буква повторяется в каждой книге. Они отмечали стихи, которые содержат все буквы алфавита или определенное их число и т.д. Они также вычисляли стихи, слова и буквы, которые стоят посреди каждой книги. (Посредине Пятикнижия находится Левит 8:7, а посредине еврейской Библии находится стих Иеремии 8:7). Некоторые из этих пометок можно найти и в наших печатных еврейских Библиях. Вооруженный этими и другими мерами предосторожности, переписчик после окончания своего труда мог проверить точность копирования, прежде чем его копия будет использована.

Это вкратце объясняет, почему работа масоретов так важна. Масореты были первоклассными критиками текстов. Они исследовали и оценивали все доступные им текстовые материалы и на основании их многочисленных свидетельств излагали на письме тексты, дошедшие до них из глубины веков. Действительно, их работа была столь плодотворна и вклад столь велик, что наш еврейский текст сегодня часто называют «масоретским текстом». Сохранившиеся до нынешних дней тексты, упоминавшиеся выше, являются выдающимися представителями масоретских текстов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: