Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"
Факультет истории
Доклад
На тему: Прекрасные донны трубадуров
Выполнила
студентка 2 курса группы И112
факультета истории
Моисеенко Александра Геннадьевна
Научный руководитель:
д.и.н., профессор
Бойцов Михаил Анатольевич
Москва, 2013
Содержание
I. Введение................................................................................................................................ 3-10
1. Цели работы........................................................................................................................... 3
2. Задачи работы......................................................................................................................... 4
3. Предмет исследования....................................................................................................... 4-5
4. Источник............................................................................................................................. 5-8
5. Историография.................................................................................................................. 8-10
II. Донны трубадуров........................................................................................................... 11-21
1. Социальное положение дам.......................................................................................... 11-13
2. Трубадуры, дамы и их мужья........................................................................................ 13-18
3. Дамы и их внешность..................................................................................................... 18-20
4. Любовь плотская или духовная.................................................................................... 20-21
III. Жены трубадуров.......................................................................................................... 22-24
1. Социальное положение жен............................................................................................... 22
2. Могла ли «domna» стать женой, существовала ли любовь к жене........................... 22-23
3. Жена и донна: насмешка и идеал.................................................................................. 23-24
IV. Заключение...................................................................................................................... 25-26
V. Приложения...................................................................................................................... 27-28
VI. Библиография...................................................................................................................... 29
I. Введение
В сознании человека, знакомого с рыцарско-куртуазной культурой достаточно поверхностно, слово «трубадур» с наибольшей вероятностью ассоциируется с оперой Джузеппе Верди, некоторыми произведениями современного кинематографа, парой художественных книг и произведений искусства. Широко известен также и «культ» Прекрасной Дамы, женщины, восхваляемой трубадурами и не только ими.
И Прекрасная Дама (она же Донна) всегда, начиная с непосредственно произведений трубадуров, предстает в образе юной, прекрасной, благородной и умной девушки или женщины. Каждый поэт считал свою даму (обыкновенно – даму своего господина) самой лучшей, с раболепным почтением даря ей песни, порой даже ни разу в жизни не видя её лица. Это, конечно, на первый взгляд кажется ирреальным и фантастичным, вызывая массу вопросов и сомнений у историка, на некоторые из которых в данном исследовании будет попытка найти ответ.
Цели работы
Цели данного исследования состоят в том, чтобы попробовать создать, вероятно, отличный от вышеизложенного и чуть более приближенный к реальности «образ» Прекрасной Дамы (или хотя бы его часть), с помощью сравнительного анализа наиболее подробно расписанных жизнеописаний в русскоязычном переводе «Vidas dels trobadors», разъяснить, а также выяснить, какое отношение имели к «прекрасным доннам» и, собственно, самим трубадурам, те женщины, о которых принято если не умалчивать, то «выносить за скобки» – жены менестрелей.
Стоит отметить, что эта работа представляет собой в первую очередь исследование истории женщин и любви во времена трубадуров, но смысл её не в том, чтобы заполнить некоторый пробел в изучении российскими историками проблемы образа и положения женщины в период расцвета трубадурского искусства. Во-первых, это слишком претенциозно для своеобразного «пробного исследовательского камня», а во-вторых, поскольку изучению женщин и их роли на протяжении всех Средних веков уделено поистине огромное количество внимания в зарубежной исследовательской литературе, то не исключено, что пробел легко восполнить за счет переводов англо-, франко-, испано- или немецкоязычных работ историков, культурологов, филологов и социологов.






