Институт промышленных технологий и инжиниринга
Отделение Автоматизации
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ
методические указания для самостоятельной работы по дисциплине «Электрические аппараты» для студентов специальности 190625.51, 190501.51 «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта)»
Составитель Ф.А. Шамурадов
Тюмень
ТюмГНГУ
Электрические аппараты: метод. указ. для самостоятельной работы для студентов специальности 190625.51, 190501.51 «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта)»/ сост. Ф.А. Шамурадов; Тюменский государственный нефтегазовый университет.– Тюмень: Издательский центр БИК, ТюмГНГУ, 2013.– 35 с.
Утверждено на заседании цикловой комиссии Автоматизации,
протокол № 2 от «25» сентября 2013г.
Аннотация
Методические указания к самостоятельной работе по дисциплине Электрические аппараты для студентов специальности 190625.51, 190501.51 «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта)».
Дисциплина изучается в 4 семестре.
В методических указаниях даны рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов.
Методические указания рекомендуются отделением Автоматизация для студентов 190625.51, 190501.51 «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта)» всех форм обучения для выполнения самостоятельных работ по дисциплине «Электрические аппараты».
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 1. Критерии оценки работы студентов 2. Электродинамические усилия в электрических аппаратах 3. Отключение электрических цепей 3.1. Исполнительный механизм с вращательным движением 3.2. Исполнительный механизм с поступательным движением 3.3. Передаточное устройство с кривошипно-шатунной передачей 3.4. Примеры расчета сил и моментов сопротивления для некоторых типов механизмов 4. Электромагниты 5. Контроллеры, командоаппараты и реостаты 6. Электромагнитные и тепловые реле 7. Варианты индивидуальных заданий Список рекомендуемой литературы |
Введение
Методические указания предназначены для организации самостоятельной работы студентов (СРС) при изучении дисциплины « Электрические аппараты», читаемой на втором курсе. Согласно учебного плана, СРС по данной дисциплине составляет 18 часов. СРС направлена на развитие общих и профессиональных компетенций студентов, которая осуществляется без непосредственного участия преподавателя, хотя и направляется им.
В ходе самостоятельной работы студент может:
- освоить теоретический материал по изучаемой дисциплине (отдельные темы, вопросы тем, отдельные положения и т. д.);
- закрепить знание теоретического материала, используя необходимый инструментарий, практическим путем (выполнение контрольных работ, тестов для самопроверки);
- применить полученные знания и практические навыки для анализа
ситуации и выработки правильного решения (подготовка к групповой дискуссии, подготовленная работа в рамках деловой игры, и т. д.);
- применить полученные знания и умения для формирования собственной позиции, теории, модели.
Самостоятельная работа студента, рассматриваемая в общем контексте его самообразования, представляет собой высшую форму его учебной деятельности.
Целями самостоятельной работы студентов являются:
- систематизация и закрепление теоретических знаний;
- углубление и расширение теоретических знаний;
- формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развитие познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Самостоятельная работа студента является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе, которой происходит формирование навыков, умений и знаний и в дальнейшем обеспечивается усвоение студентом приемов познавательной деятельности, интерес к творческой работе и, в конечном итоге, способность решать научные и практические задачи. Самостоятельная работа студентов служит основой образования.
В образовательном процессе выделяется два вида самостоятельной работы: аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная.
Организация самостоятельной работы студента сочетается со всеми применяемыми в учебном заведении методами обучения и вместе с ними представляет единую систему по приобретению знаний и выработке навыков.
К основным видам СРС, согласно учебной программе дисциплины относится:
- работа с учебной и справочной литературой;
- подготовка студентов к аудиторным занятиям и тестированию;
- выполнение тестов по темам дисциплины;
- решение задач.
Целью изучения дисциплины является: изучение особенностей процессов, возникающих в коммутационных устройствах и системах управления, приводах и других элементах аппаратов, физических явлений в них, основных соотношений и зависимостей и характерных технических параметров;
Изучив дисциплину, студент должен:
Иметь представление:
- об основных видах электрических аппаратов, принципах их действия, современных методах их изготовления, об областях их рационального применения и особенностях эксплуатации;
- о назначении и применении электрических аппаратов в системах электрического привода, электрического транспорта, электротехнологических установках и системах их электроснабжения;
- о месте и роли новых электрических материалов в электроаппаратостроении;
- об основах физических процессов в электрических, тепловых и магнитных полях;
- об основах расчёта и проектирования элементов электрических аппаратов;
- о тенденциях развития контактного и бесконтактного аппаратостроения.
Уметь использовать:
- основные физические законы для описания процессов в электротехнических аппаратах при различных условиях;
- методы анализа и расчёта процессов и режимов работы электротехнических аппаратов;
- справочный аппарат по выбору требуемых конструкционных и электротехнических материалов при проектировании электрических аппаратов, типовых элементов и изделий при разработке конкретных электрических аппаратов;
- информационные технологии при моделировании и конструировании электрических аппаратов.
Владеть:
- методами расчёта контактных и бесконтактных аппаратов;
- методами выбора различных электронных, электрических и гибридных аппаратов;
- способами анализа электронных ключей.
Знать:
- принципы работы, технические характеристики, конструктивные особенности разрабатываемых и используемых электрических аппаратов;
- основные объекты, явления и процессы, связанные с конкретной областью применения электрических аппаратов, и уметь использовать методы научных исследований при анализе их работы.
Самостоятельная работа студентов состоит из трех текстовых задач, при решении которых необходимо показать знание уравнения движения электропривода, способов определения сил и моментов статического сопротивления движению для различных типовых промышленных установок. В этих задачах вычисляются также параметры движения (скорость, ускорение, путь, время) и определяются энергетические режимы работы электропривода. В некоторых задачах приводится определение момента инерции электропривода на основе экспериментальных данных или расчеты момента инерции тел вращения по их размерам.
Для определения перечня задач, входящих в задание, студенту необходимо знать номер своего варианта по списку группы. По этим данным, в табл. 6.1, студент определит номера задач для своего варианта.
Методические указания для самостоятельной работы состоят из введения, критериев оценки работы студента, общих требований к выполнению и оформлению работ, содержания самостоятельных работ, которые снабжены основными расчетными формулами, заданиями, и списком литературы.